Татьяна Жукова
Статья «Возможности игры в коррекционной работе с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Жукова Т. И., воспитатель
ГБДОУ детский сад №16 компенсирующего вида
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Возможности игры в коррекционной работе с детьми«Простота детских игр обманчива, это явление все знают, но не все понимают».
П. Ф. Каптерев
Игра – деятельность, которая ведет к формированию новых качеств психики и личности ребенка. Очень важно понимать особенность дошкольного возраста: центр психической работы ребенка лежит не в его интеллекте, а в эмоциях, но это не ослабляет работы мышления, а придает ей другой характер. Вся познавательная деятельность ребенка направлена теми целями, которые выдвигаются эмоциональной сферой и сферой активности. Такое сочетание оптимально представлено в игре.
Публикация «Статья „Возможности игры в коррекционной работе с детьми“» размещена в разделах
Игра –наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Игра – идеальное средство развития детского воображения и фантазии.
В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который и, возникает не путем спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществляет психологические замены реальных объектов.
«Ребенок играет не только с игрушками, он играет словами, ситуациями, событиями, он играет со всем миром. «Если ребенок ничего не придумывает, если его творчество не изливается из него мощным ярким потоком, тогда надо бить тревогу и думать, что такое произошло с ребенком, здоров ли он?» - трудно не согласиться со словами известного отечественного психолога В. С. Юркевича.
Игра изначально являлась важнейшим предметом исследования отечественной психологии, один из основателей которой - П. П. Блонский, называя игру «великой учительницей», видел в ней естественную форму активной деятельности, в которой ребенок упражняет свои силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт, воспроизводя и творчески комбинируя явления окружающей жизни.
Детская игра всегда являлась предметом интереса исследователей самых разных научных отраслей: биологов, этнографов, физиологов, психологов и педагогов. Известный возрастной физиолог академик И. А. Аршавский называл игру «инстинктом глубочайшего физиологического смысла». Он отмечал, что потребность играть для ребенка так же естественна и жизненно важна, как потребность есть, дышать, спать. Конечно, лишенный игры ребенок не погибнет. Но подавленный инстинкт игры очень скоро заявит о себе физиологической незрелостью, отставанием в росте, весе, в физическом и интеллектуальном развитии.
Учеными доказан тот факт, что речь является важнейшей психической функцией человека. Именно в речи реализуется основная, коммуникативная функция языка. Развитие речи традиционно осуществляется в различных видах деятельности детей. Одним из основных средств развития речи детей являются дидактические игры. В копилке воспитателей дошкольных учреждений имеется целая группа игр с готовым содержанием и правилами. Это дидактические и подвижные игры. Именно работа над правилом поддерживает у ребенка интерес к игре, развивает внимание и произвольное поведение. Характерной особенностью дидактических игр является то, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.
Эти игры имеют большое значение для развития мышления и речи ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки. Дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Дидактические игры также развивают умение быстро находить ответ на поставленный вопрос и четко формулировать свои мысли.
Воспитателю необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, при этом следует помнить об их значимости в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
Игра в коррекционной работе - это не самоцель, а средство воздействия на ребёнка, звено в общей системе его воспитания. Поэтому игра, проводимая с коррекционной целью всегда должна сохранять положительно воздействующий заряд на все стороны психофизического развития ребёнка.
Использование дидактических игр для детей с нарушениями речи способствует совершенствованию разговорной речи, обогащению словарного запаса, развитию грамматического строя речи, формированию свободной связной речи. Игровые задания создают положительный настрой на коррекционных занятиях, что обеспечивает комфортные условия для работы педагогов и снижает уровень тревожности по поводу их неуспехов.
Многие дидактические игры направлены на усвоение, уточнение, закрепление этих знаний. Такие игры как "Кто построил этот дом?", "От зёрнышка до булочки", "С какого дерева лист?", "Новосёлы" и др. содержат дидактические задачи, при решении которых дети должны проявить конкретные знания по лексическим темам "Профессии", "Деревья", "Мебель" и др. С помощью игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определённым признакам, делать правильные выводы, обобщения.
Часто можно слышать, что в детском саду много занятий, и дети не успевают играть. Но, во-первых, абсолютно все занятия с детьми дошкольного возраста должны проводиться в игровой форме. Потому что игра – это форма жизни для детей. Во-вторых, прогулка достаточно продолжительна по времени и позволяет организовать с детьми самые разные игры. Подвижные игры – активная форма физического развития дошкольников. Именно подвижные игры формируют межличностные отношения и общение между сверстниками, умственное развитие и творческую активность, совершенствование познавательных процессов.
Возможность движении, практических действий для ребенка – одно из самых предпочитаемых удовольствий, а также эффективных средств поддержания его к занятиям.
В детских играх развивается способность к символическим замещениям, что является предпосылкой развития знаковой функции сознания, специфически человеческой формы освоения мира. Ребенок использует разнообразные предметы-заместители. В игре происходит развитие целеполагания, умения «думать в уме», что непременно, пригодится ребенку в школе.
В силу эгоцентризма (замыкании на своей точке зрения) детям трудно встать на позицию другого ребенка. «Расшатывание» детского эгоцентризма происходит в режиссерской игре, в которой ребенок управляет сюжетом, представляет, что в результате произойдет. В этих играх дошкольник овладевает всеми компонентами устной речи. Режиссерская игра – одно из немногих средств, которое позволяет взрослому узнать, на какие социальные ценности ориентирован ребенок, что его волнует, чем он интересуется.
В театрализованных играх (инсценировках, драматизациях, диалогах, импровизациях) можно выразить эмоции, глубокоспрятанные в недрах детской души.
В игре формируется умение действовать в заданных, или выбранных детским коллективом, правилах. Именно игровой мотив, желание играть со сверстниками является основой волевой регуляции: хочу играть, значит, буду соблюдать правила.
Дошкольники сами становятся создателями правил в творческих играх.
Создание игровых ситуаций позволяет привлечь непроизвольное внимание детей. В процессе интересных игровых действий формирование у ребёнка знаний и умений осуществляется эффективнее, чем при прямом обучении. В условиях игры гораздо легче активизировать внимание детей, удерживать его на предлагаемом содержании, формировать интерес к занятиям, работе в условиях коллектива.
Одним из принципов Стандарта дошкольного образования является создание благоприятной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями (в том числе и ребенка с ограниченными возможностями здоровья). Компоненты образовательной среды, окружающей дошкольника, должны способствовать преодолению и сглаживанию имеющихся у малыша трудностей социализации и психомоторного развития. Удовлетворяя потребность ребенка в игровой деятельности при помощи разнообразных игровых средств, педагог умело моделирует игровые ситуации, в процессе которых решаются важные развивающие и коррекционные задачи.
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Это искра, зажигающая огонь пытливости и любознательности». Так об игре сказал известный отечественный педагог В. А. Сухомлинский.
Литература
Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1966. - №6.
етство-Пресс,2011
Запорожец А. В. Психология и педагогика игры дошкольника –М. ,1966
Ивановская О. И. Энциклопедия логопедических игр,Каро,СПб, 2007
Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры // Избр. психол. соч. : В 2 т. – М., 1983. – Т. 1. М.,
Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб. : Питер, 2009.
Нищева Н. В. Подвижные игры и дидактические игры на прогулке – СПб