жилкина юлия
Конспект занятия в подготовительной группе «Как хлеб на стол пришел»
▼ Скачать + Заказать документы
Как хлеб на стол пришел.
Жилкина Юлия Владимировна
Группа: подготовительная.
Тема: «Как хлеб на стол пришел.»
Образовательная область: познавательное развитие.
Вид деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, изобразительная.
Форма организации: групповая.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Как хлеб на стол пришел“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Форма реализации детских видов деятельности: тематический досуг.
Оборудование: колоски пшеницы, мука ржаная, пшеничная, семена пшеницы, хлебобулочные изделия, горшочки с землей, лопатки, лейки с водой, соленое тесто, дощечки для лепки, стеки, салфетки, фартуки.
Цель: формировать целостное представление о процессе выращивания хлеба у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Образовательные:
формировать эмоциональную отзывчивость в рассуждениях о нелегком труде.
закрепить знания о том, люди каких профессий участвуют в выращивании хлеба, из каких зерновых культур делают муку, какие бывают виды хлеба.
познакомить детей с символом области – Саратовским калачом.
расширить и активизировать словарный запас детей.
2. Развивающие:
развивать коммуникативные навыки, умение логически мыслить, делать выводы.
способствовать развитию памяти, внимания, любознательности.
развивать мелкую моторику, творческое воображение, трудолюбие.
3. Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к хлебу.
формировать эмоциональную отзывчивость в рассуждениях о нелегком труде.
воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Воспитывать патриотические чувства к своей «малой» Родине.
Предварительная работа:
чтение художественной литературы:
сказки: «Легкий хлеб», «Крылатый, мохнатый да масляный»,
В. Ремизов «Хлебный голос», К. Чуковский «Чудо – дерево», Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», К. Паустовский «Теплый хлеб». Загадки, пословицы, поговорки.
дидактические игры: «Назови профессию», «Что сначала, что потом», «Кто больше назовет хлебобулочных изделий».
рассматривание картин и иллюстраций о хлебе, хлебных полей, людей, выращивающих хлеб.
Сюжетно-ролевые игры:
«Семья»
«Магазин»
Беседы:
«Как на наш стол хлеб пришел».
«какой бывает хлеб».
Ход занятия:
Дети заходят в зал, здороваются с гостями.
Психологическая установка на занятие.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать
Качество - внимательность,
А поможет всё узнать
Наша любознательность.
Дети подходят к столу, где лежат зерна пшеницы и хлебобулочные изделия.
В: «Ребята, что это?»
В: «А как это все вместе называется?»
Д: «Хлебобулочные изделия.»
В: «Посмотрите, а это что такое?»
Д: «Зерно.»
В: «Хотите узнать, как эти маленькие зернышки превращаются в пышный,ароматный, мягкий хлебушек?»
В: «Предлагаю вам отправиться в интересную поездку по волшебным станциям.»
В «Если вы правильно выполните задания и отгадаете зашифрованное слово, то получите приз.»
В: «А на чем мы можем отправиться в путь?»
В: «Предлагаю поехать на грузовой машине.»
В: «Едем — едем не спеша и машина хороша.»
В «Вот мы приехали в поле.»
Первая станция «Посевная»
В: «Ребята,сколько профессий задействовано в процессе выращивания и изготовления хлеба?»
В: «Предлагаю вспомнить и отгадать загадки.»
Он науку изучил.
Землю — словно приручил,
Знает он, когда сажать,
Сеять как и убирать.
Знает всё в краю родном
И зовётся.
(Агроном)
Упрятав чёлку под фуражку,
Веду я с папой в поле вспашку.
Я горд работой на земле,
От пота вымокла рубашка.
Зато ладони – на руле.
(Тракторист)
Летом отдыха не знают,
Работают так споро,
Хлеб наш добрый убирая.
Это… (Комбайнеры.)
Послезавтра, в понедельник,
Смелет всё зерно нам.
(Мельник)
Встанем мы, когда вы спите,
И муку просеем в сите,
Докрасна натопим печь
Чтобы хлеб к утру испечь.
(Пекарь)
В: «Какие машины помогают людям выращивать и убирать хлеб?»
Д: «трактора, сеялки, комбайны»
В: «А в старину,когда не было машин все делали вручную. Мылись в бане. Надевали праздничную рубаху: белую или красную и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке лежали семена пшеницы и ржи. Вот идет сеятель по полю и через два шага разбрасывает пригоршни зерна веером,слева направо. Давайте представим, что мы сеятели.»
В: «Возьмите в руку несколько зернышек, рассмотрите.»
В: «Какое оно?»
Д: «Маленькое, твердое,желтое, овальное, легкое.»
В: «Чтобы посадить зерна, что нужно сделать?»
Д: «Взрыхлить землю.»
В: «Взрыхлите землю лопатками, сделайте небольшое углубление. Положите несколько зерен. Лопатками присыпьте зерна землей, спрячьте зернышки.
Чтобы зерно прорастало, что нужно еще сделать?»
Д: «Полить»
В: «Давайте возьмем лейку и аккуратно польем наши зерна»
Уж ты, семечко — зерно,
Ляжешь в борозду на дно!
Ты не бойся, золотое,
Ничего, что там темно.
К свету, к солнцу из земли
Ты росток скорей взойди!
В «Что необходимо растению для роста?»
Д «Солнце, воздух и вода.»
В: «Мы эти стаканчики отнесем в группу, будем ухаживать за ними и наблюдать.»
В: «Вы хорошо потрудились и получаете первую букву.»
В: «Предлагаю ехать дальше.»
Вторая станция «Колосок»
В: «Как вы думаете, долго ли растет колос, пока созреет?»
Д: «Все лето»
В: «Почему рожь и пшеницу называют зерновыми культурами?»
Д: «Оно дают зерно»
В: «Какие еще зерновые культуры вы знаете?»
Д: «Овес, ячмень, кукуруза.»
В: «Рассмотрите колосок ржи и пшеницы, сравните их. Чем они похожи?»
Д: «Стебель, усики, зернышки.»
В: «А чем они отличаются?»
Д: «Зерна ржи длинные, а пшеницы круглые. Колосок пшеницы толще, чем колосок ржи.»
Физкульт минутка «Зернышко»
Выйди, выйди, солнышко (руки вверх).
Мы посеем зёрнышко (имитируют посев зерна)
Скоро вырастит росток (медленно поднимаются, поднимают руки вверх) .
Потянется на восток (наклон на право,
Потянется на восток (наклон налево,
Перекинется через мосток (руки вперёд, изображая мост,
По мостику пойдет (маршируют) .
В гости к солнышку придёт (руки тянутся к солнышку).
В: «Молодцы! Вы заработали еще одну букву.»
«Едем дальше.»
Третья станция «Урожайная»
В: «В какое время года убирают хлеб?»
Д: «Осенью»
В: «Какая техника выходит в поле?»
Д: «Комбайны»
Колосочки поспевают,
Комбайнеры выезжают,
Быстро и дружно
Убрать нам хлеб нужно!
Игра «Собери пшеницу»
Ведущий разбрасывает по всему залу колоски, а дети делятся на две команды.
Возле каждой команды кладется по обручу. Дети должны собрать колоски каждый в свой обруч: кто больше и быстрей. Брать можно только по одному колоску.
В: «Русский народ сложил много песен, стихов, пословиц о хлебе. А вы знаете пословицы о хлебе?»
Игра «Весёлый бубен» (пословицы и поговорки)
Дети стоят в кругу и произносят такие слова:
Ты катись весёлый бубен
Быстро-быстро по рукам
У кого весёлый бубен,
Пословицу о хлебе расскажет быстро нам!
1. Нет хлеба, так и нет обеда.
2. Глубже пахать – больше хлеба терять.
3. Сколько не думай, а лучше хлеба не придумаешь.
4. Хлеб бросать, силу терять.
5. В маленьком зёрнышке большой пирог таится.
6. Землю уважай, она даёт урожай.
7. Сам себя вини: что посеял, то и жни.
8. Много снега – много хлеба.
9. Горька порой работа, да хлеб сладок.
10. Не трудиться, так хлеба не добиться.
11. В мае дождь – родиться рожь.
12. Лето – припасиха, осень – прибериха.
13. Весна красна цветами, а осень снопами.
14. Кто весной не пролежит. Весь год будет сыт.
15. Не велик кусок пирога, а стоит много труда.
16. Зёрнышко к зёрнышку – будет мешок.
17. Хлеб - всему голова.
Получают третью букву.
В: «Садимся в грузовик и едем дальше.»
Четвертая станция «Мельничная»
В: «Что делают с зерном на мельнице?»
Д: «Размалывают на мелкие кусочки, очищают, просеивают и получают истую муку.»
В: «Какие бывают мельницы?»
Д: «Водяные, ветряные, электрические»
В: «Что приводило в движение водяную мельницу?»
Д: «Вода»
В: «Электрическую?»
Д: «Электричество»
В: «Ветряную?»
Д: «Ветер.»
В: «Подуем на мельницу, сделаем ветерок.»
Дыхательная гимнастика «Ветряная мельница»
В: «Наши предки мололи муку с помощью ручной мельницы и ступы. Это была очень тяжелая работа.»
В: «Давайте с вами попробуем смолоть муку»
Дети мелят муку,рассматривают.
В: «За работу получаете букву»
«Едем дальше.»
Пятая станция «Пекарня»
В: «Что можно испечь из муки?»
Д: «Хлеб, батон, баранки,пряники.»
В: «А хотите, мы с вами сейчас испечем хлебобулочные изделия?»
«Давайте вспомним, что необходимо для приготовления теста.»
Д: «Мука, вода, соль.»
В: «Подумайте, какое изделие вы будете лепить.»
В: «Раскатаем колбаску и свернем ее в кольцо, получим что?»
Д: «Бублики, баранки.»
В: «Раскатаем тесто круговыми движениями и сплющим шарик получится. ?»
Д: «Печенье, пряники.»
В: «Скатаем колбаску и закрутим ее, что получим?»
Д: «Завитушку.»
В: «Сделаем колбаску, найдем серединку и переплетем, что получим?»
Д: «Косичку.»
Приготовим ручки для лепки.
Пальчиковая игра «Хлеб»
Муку в тесто замесили,
(Сжимают и разжимают пальчики)
А из теста мы слепили:
(Прихлопывают ладошками, «лепят»)
Пирожки и плюшки,
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи
Всё мы испечем в печи.
(Поочередно разгибают пальчики,
Начиная с мизинца.
Обе ладошки разворачивают вверх)
Очень вкусно!
В: «Положите свои изделия на поднос.»
«Что нужно теперь сделать?»
Д: «Испечь.
В «Где можно испечь?»
Д «В духовом шкафу, печке.»
В: «Ребята, я хочу загадать вам загадку.»
В: «Стоит терем, в тереме ящик, в ящике мучка, в мучке жучка»
Д: «Изба, в избе печка, а в печке пироги.»
В: «Что было главным в избе?»
Д: «Главной была печь»
В: «Войдя в избу, на печь сразу обратишь внимание: она занимает почти пол избы. В старину говорили «Печи нет — жизни нет. Как вы думаете, почему так говорили?»
Д: «Печь избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили варежки, валенки, на печи можно было спать.»
Вручаю последнюю букву.
В «Садимся в грузовик и возвращаемся в детский сад.»
В: «Какое слово у нас получилось?»
Д: «КАЛАЧ»
В: «А вы знаете, что в нашем городе пекут Саратовский калач, знаменитый своим ароматом, пышностью, и хрустящей корочкой.
Саратовский калач — является символом Саратовской губернии.
Его пекут из особого сорта пшеницы — белотурка.
Впервые саратовские мельники привезли калач на ярмарку в Нижний Новгород более 100 лет назад.
Особенность калача в том, что при высоте 40 см. его можно сплющить до толщины лепешки, а затем калач вновь примет первоначальную форму.»
Стук в дверь, входит повар.
П: «Здравствуйте, вот услышала, что вы о хлебе говорите, и решила вам сюрприз сделать. Принесла вам угощение — Саратовский калач. А ваши изделия я заберу и испеку»
В: «Ребята, мы прошли с вами все этапы происхождения хлеба и теперь знаем откуда он на к нам на стол пришел. Необходимо помнить, чтобы вырастить урожай зерновых культур, надо много трудиться, любить родную землю, ценить труд хлебороба. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц.»