Елена Голдобина
Организация модели развивающей среды в условиях реализации ФГОС.
▼ Скачать + Заказать документы
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей, которые:
гарантируют охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
Публикация «Организация модели развивающей среды в условиях реализации ФГОС,» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
обеспечивают эмоциональное благополучие воспитанников;
способствуют профессиональному развитию педагогических работников;
создают условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
обеспечивают открытость дошкольного образования;
создают условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Одним из условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно- пространственная среда – это комплекс эстетических, психолого – педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное – происходит гармоничное развитие личности.
Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.
Предметная среда обеспечивает разные виды деятельности ребенка – дошкольника и становится основой для его самостоятельной активности. При этом доминантным видом деятельности в дошкольном учреждении является игровая деятельность. Игры готовят детей к школе; закладывают фундамент личностных качеств, необходимых каждому человеку.
Предметно – развивающая среда способствует развитию творческого воображения детей при создании игрового замысла; формированию культуры взаимоотношений. Ее содержание влияет на тематику игр, выбор и использование ролей.
Создавая предметно-пространственную развивающую среду необходимо помнить : среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Развивающая предметно-пространственная среда групп организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Все групповые помещения соответствуют требованиям к развивающей предметно-пространственной среде, так как среда должна быть :
содержательно-насыщенной,
трансформируемой,
полифункциональной,
вариативной,
доступной,
безопасной.
Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство группы, участка должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ; наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.
Вариативность среды предполагает : наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает свободный доступ воспитанников, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Для того, чтобы правильно построить предметно- пространственную развивающую среду в детском саду, необходимо создать модель этой среды с учетом всего вышеизложенного. Затем, шаг за шагом, эту среду выстраивать.
Цель данной модели : помочь педагогу правильно организовать пространство групповых помещений для эффективного их использования.
Выстроенная с помощью данной модели предметно- пространственная развивающая среда будет способствовать развитию ребенка-дошкольника, обеспечит возможность совместной деятельности детей разного возраста и взрослого, позволит ребенку активно двигаться, предоставит ему место для уединения. Каждый дошкольник сможет свободно заняться любимым делом, что позволит ему наиболее эффективно развивать свою индивидуальность.
Так как представленная модель предметно- пространственной развивающей среды отвечает принципу трансформируемости, ее можно адаптировать в любом организационном контексте.
ОПИСАНИЕ МОДЕЛИ :
Модель представляет собой расшифровку принципов построения предметно- пространственной развивающей среды (ППРС) и показывает содержание различных центров, присутствующих в группе и необходимых для полноценного развития ребенка дошкольника.
Рассмотрим на примере:
Центр познания (познавательно- исследовательской деятельности).
Содержание ППРС:
Предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок (одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, животные, игрушки, транспорт, профессии и т. д.).
Макеты природных зон.
Макеты предметов ближайшего окружения, изготовленных из разных материалов, различных цветов, прочности, тяжести.
Мелкая и крупная геометрическая мозаика.
Картинки с изображением частей суток и их последовательности.
Игры для интеллектуального развития.
Наглядно- дидактические пособия.
Инструменты домашнего мастера (пластмассовые).
Посуда.
Фланелеграф.
Напольное полотно для шнуровки.
Схемы звукового состава слов, состоящие из клеток без картинок.
Доска, мел, указка.
Магнитные: доска, цифры, буквы, счётный материал.
Макет комнаты с объёмным изображением предметов мебели.
Картинка с изображением космического пространства, планет, звёзд.
Настольно- печатные игры.
Календарь недели, месяцев года.
Условия :
Максимальный уровень размещения оборудования.
Свободный доступ.
Располагается вблизи света (окна).
Центр познания требует частичной изоляции.
Наличие задании различной степени сложности.
Сменяемость и наполняемость материала- по мере изучения. Располагают материал, предназначенный для закрепления.
Материал размещается мозаично, в нескольких местах, чтобы дети не мешали друг другу.
Рекомендуется создавать условия как для самостоятельной работы, так и для занятий со взрослыми.
Игровой материал сосредотачивается на открытых полках или в открытых шкафах, а пособия для занятий со взрослыми сосредоточены на закрытых полках или в шкафах.
Организуется с посильным участием детей, что создаёт у них положительное отношение и интерес к материалу, желание играть.
Виды и содержание деятельности ребят:
Деятельность по формированию представлений о ярких отличительных признаках и свойствах различных веществ и материалов.
Деятельность по расширению представлений детей об окружающем мире.
Проектная деятельность.
Различные развивающие, речевые, интеллектуальные игры.
Освоение звукового анализа слов.
Проблемно- игровые ситуации.