Татьяна Журавлева
Консультация «Социальная адаптация детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
В связи с неблагоприятной социально-экономической ситуацией наблюдается изменение социального состава сиротства, появление детей со сложными, комплексными видами отклонений, разными формами задержек психического развития, с трудностями в обучении, поведении. Нарушения в развитии усложняют процесс социализации воспитанников закрытых учреждений.
Публикация «Консультация „Социальная адаптация детей с ОВЗ“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Дети с задержкой психического развития (ЗПР, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются рядом негативных особенностей, которые мешают дальнейшей социализации развития. Причинами психологических трудностей детей из учреждений закрытого типа выступают привычный изолированный образ жизни, неумение интегрироваться в открытое общество, создавать новые контакты с людьми, с которыми им предстоит общаться и строить близкие отношения на основе любви и доброжелательности друг к другу, ответственности за судьбу будущих детей.
Нарушения в сфере общения сказываются на развитии личности ребенка-сироты с ЗПР, искажая его представления о себе, отношение к самому себе, затрудняя осознание себя как личности.
Обучение детей-сирот с задержкой развития социальным навыкам и межличностному общению, наравне с коррекцией проблем, вызывающих трудности социального развития, являются важнейшей задачей для их дальнейшей социально адаптированной самостоятельной жизни.
Область проявления и формирования отношений ребёнка с миром – это
область общения и взаимодействия; по словам А. А. Леонтьева, «общение есть актуализация отношений».
Я. Л. Коломинский ввёл в оборот педагогической психологии понятие «личные взаимоотношения», которые понимаются как личностно значимое образное, эмоциональное, интеллектуальное отражение людьми друг друга, которое представляет собой их внутреннее состояние.
Межличностные отношения возникают в процессе совместной деятельности, и образуются они на основе предметно заданных взаимодействий, а со временем приобретают относительно самостоятельный характер. Будучи исходно обусловленными содержанием совместной деятельности, межличностные отношения, в свою очередь, оказывают воздействие на её процесс и результаты.
По результатам психодиагностического исследования было установлено, что в сфере межличностных отношений у детей-сирот с ЗПР младшего школьного возраста имеются особенности.
В отношении понимания состояний сверстника у детей из детского дома наблюдается слабая дифференцированность различных оттенков переживаний.
Также мы обнаружили, что у детей-сирот, по сравнению с детьми из семьи, достоверно более низкий уровень сформированности представлений о собственных чувствах и состояниях и степень их адекватного оценивания.
В группе детей-сирот достоверно нарушено умение общаться со взрослыми. В данной группе детей наблюдается достоверно более низкий уровень формирования агрессии, по сравнению с группой детей, проживающих в семьях.
Результаты изучения поведения в конфликтных ситуациях показали, что у детей-сирот, по сравнению с их сверстниками из семьи, достоверно менее выражены интрапунитивные реакции. Интрапунитивных реакций по типу самозащиты достоверно меньше в группе детей-сирот, чем в группе детей из семьи. Достоверные различия между двумя группами также имеются в реакциях импунитивной направленности.
Дети-сироты имеют достоверно сниженный уровень способности к эмотивности, чем их сверстники из семей. Эмоции детей-сирот характеризуются невыразительностью и однообразием, дети обнаруживают нечувствительность к происходящему вокруг. Также мы выявили, что у детей из детского дома наблюдается достоверно более низкий уровень вербального выражения чувств и понимания чужих переживаний, по сравнению с детьми, проживающими в семьях.
На основании данных, полученных нами в ходе исследования, можно сделать вывод о необходимости проведения коррекционно-развивающей работы с детьми, оставшимися без попечения родителей. В основу программы занятий должна быть положена коррекция навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми, развитие способности к эмотивности, умения отслеживать собственные чувства и чувства другого человека.
Такая работа будет способствовать социализации ребенка-сироты, гармонизации его отношений с окружающей средой, что позволит снизить риск школьной дезадаптации и девиантного поведения воспитанников детского закрытого учреждения.