Науразбаева Люция
К вопросу о речевой работе с моторной алалией
▼ Скачать + Заказать документы
Моторная алалия – это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций. (В. А. Ковшиков).
Одна из тяжелых и стойких форм патологии речевой деятельности. Многие дети с алалией не овладевают языком и остаются неговорящими или почти неговорящими даже ко времени поступления в школу. Свойственный им сложный симптомокомплекс языковых и неязыковых расстройств оказывает отрицательное влияние не только на речевую коммуникацию, но в определенной степени и на развитие познавательной деятельности, некоторых сторон личности, а нередко препятствует достижению значимых для формирующейся личности потребностей и стремлений. Согласно статистике за последний период детей, страдающих алалией дошкольного возраста составляют примерно 1,0%. Среди детей младшего школьного возраста — 0,6%, среднего и старшего — 0,2%. По отношению ко всем формам патологии речевой деятельности у всех возрастных групп алалия составляет 0,5%, у детей — примерно 4,0%.Алалия чаще встречается у лиц мужского пола; соотношение частоты распространения алалии у полов равно 2 :1.
Публикация «К вопросу о речевой работе с моторной алалией» размещена в разделах
В структуре дефекта обратим свое внимание на речевые нарушения. Дети, страдающие этой формой алалии имеют достаточные произносительные возможности, но не способны ими пользоваться. Недоразвитие речи при моторной алалии носит системный характер, охватывая все ее компоненты: фонетико-фонематическую и лексико-грамматическую стороны. В работах Р. Е. Левиной, В. К. Орфинской, А. К. Марковой, Е. Ф. Соботович и др., фонетические нарушения рассматриваются в тесной связи с особенностями лексического и грамматического развития детей с алалией. У детей-алаликов нарушается формирование экспрессивной стороны речи при относительно сохранной импрессивной стороны речи, не формируются тонкие двигательные координации речевого аппарата, неумение выполнить определенные артикуляционные движения или действия. Развитие речи протекает своеобразно, но не складывается целая языковая система усваиваются лишь ее фрагменты. Словарный запас детей ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, значение слов нечеткие, аморфные характерны замены по звуковому, семантическому сходству, замены целого слова на части. Речь долгое время остается бедной, поражает оборотами, не свойственными родному языку, отмечаются различные виды аграмматизмов. Дети затрудняются при именном и глагольном управлении, при согласовании, не использует предлоги и союзы, в их речи нет четкости родовых и числовых окончаний.
Из всего выше перечисленного можно сделать вывод, что положительная динамика при моторной алалии выявляется при учете следующих факторов: раннее распознавание недоразвития, своевременное предупреждение вторичных отклонений, учет нормального онтогенеза, системность воздействия на все компоненты речи с преимущественным акцентом на преодоление лексико-грамматического недоразвития, дифференцированный подход к детям, формирование речи с одновременным воздействием на сенсорно-интеллектуальную и аффективно-волевую сферу, единство формирования речевых и познавательных процессов.
Список использованной литературы:
1. Логопедия: учебник для студ. дефектолог. фак. пед. вузов / ред. Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2002. – 262с.
2. Экспрессивная алалия. —«Институт общегуманитарных исследований», Ковшиков, В. А2001. — 96 с.
3. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов/ред. Визель,Т. Г. -Москва, Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС,1998.-680с.
4.«Типы моторной алалии и оптической». Учёные записки ЛГПИ им. Герцена, Орфинская В. К,1959 г.
5.«К вопросу об активной и пассивной речи моторных алаликов» АПН ЭСФСР, Жаренкова,Г. И.