Вероника Адаменко
Языковая среда в ДОУ как эффективное средство обучения хакасскому языку детей дошкольного возраста
▼ Скачать
Мин р кчем ты ох, хайди чуртир
Чирімні тілін читкі е о арбаза.
Мин ситкіпчем, тілім хайна тилир
Чуртас о дайын сизікти пілбезе.
Илбек, ал ым, му ар чыллар алтаан
Писательлер тілі, кічігде піске таныс.
Ил чонымны чуртазынча хаалаан
бекелер тілі, хайхасты тире са ыс.
Сунчугашева Евгения
Родная речь человека на протяжении всей его жизни обогащается и совершенствуется, но самым важным периодом овладения ею в детстве, когда на основе бытовой сферы общения, знакомства с устным народным творчеством, национальной культурой четко и быстро усваивается родной язык.
Публикация «Языковая среда в ДОУ как эффективное средство обучения хакасскому языку детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Так как в нашей Республике два государственных языка, то владение вторым (хакасским) языком является также важным фактором взаимодействия в обществе. К сожалению, у детей дошкольного возраста есть некоторые трудности при усвоении второго языка : отсутствие мотивации к обучению, психологический барьер в связи с непривычными звуками иноязычной речи и т. п.
Опираясь на труды ученых ХакНИИЯЛИ, методические рекомендации по обучению хакасскому языку кандидата педагогических наук М. С. Арчимаевой, кандидата филологических наук Л. В. Челтыгмашевой, мы пришли к выводу, что наиболее продуктивной формой для обучения детей дошкольного возраста хакасскому языку является правильно созданная активная языковая среда.
В этих целях нами создана рабочая программа по обучению хакасскому языку, в которой описаны основные задачи, которые необходимо выполнить в процессе организованной образовательной деятельности. Этот комплекс включает в себя различные виды деятельности: игровую и изобразительную (рисование, аппликация, элементы театральной деятельности, художественно-речевую (стихотворения, пословицы, сказки). Обучение строится преимущественно с опорой на наглядность: игрушки, картинки, изображение действий, жесты. Словарный запас включает лексику по темам, хорошо известным детям в их повседневной жизни, например, «Праздники», «Семья», «Одежда». Данные речевые занятия нацелены на формирование у детей умения соотносить свои речевые действия с образцом воспитателя, возможность получать новые знания о языковой системе второго родного языка, учиться оценивать продукт собственной речевой деятельности.
Чтобы обогатить у дошкольников словарный запас наиболее употребляемых хакасских слов и фраз в совместной деятельности создаются такие речевые ситуации, которые мотивируют их спросить или сказать что-то на хакасском языке. Это может быть рассказ о своей семье или любимой игрушке. В свободное время и во время режимных моментов обязательно используются слова и словосочетания на хакасском языке : «Здравствуйте», «До свидания», «Можно идти домой?», «Мальчики и девочки садятся кушать», «Ребята, садитесь кушать», озвучивается меню на хакасском языке и т. д.
Добиться успеха в обучении дошкольников хакасскому языку получается и за счет того, что при создании в группе языковой среды учитываются элементы развивающего характера. К ним относятся одинаковое соотношение живого языка с предметной средой, применение языка символов, создание игровых речевых ситуаций, использование наглядных пособий и раздаточного материала, игровых средств обучения в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями воспитанников.
Для того чтобы изучаемые слова, фразы у каждого воспитанника легко перешли из статуса «название» в статус «понятие педагоги используют множество презентаций, электронных дидактических игр, которые созданы своими руками на основе одновременного задействования нескольких анализаторов: тактильное восприятие, зрение, слух, движение. Данные электронные ресурсы активно применяются в образовательном процессе за счет включения в работу ноутбуков и интерактивной доски.
Роль предметной среды также очень велика, т. к. ребёнок находится с ней в постоянном контакте, он может подойти, посмотреть, взять в руки то, что ему нужно, обсудить содержимое, обыграть с товарищем или группой сверстников. В группе большая часть центров активности оснащены материалами национально-регионального компонента: уголок краеведения - предметами старинного быта хакасов, мини-музеями по темам «Такие разные юрты», «Разные пого», имеются альбомы о достопримечательностях Хакасии, куклы в национальных костюмах, образцы вышивок хакасских рукодельниц. В центре дидактических и развивающих игр располагаются такие настольно-печатные игры как «Хакасская азбука», «Птицы родного края», «Символика Хакасии». Сама группа оформлена по многим хакасским канонам : имеются столбы, олицетворяющие менгиры с наскальными рисунками, ритуальные шаманские бубны, тканевые занавесы на окнах, костюмы для ролевых игр с хакасской традиционной вышивкой.
Совместно с воспитателями в организации деятельности по обучению старших дошкольников хакасскому языку и культуре активное участие принимают и специалисты. Так на музыкальных мероприятиях воспитанники не только разучивают детские песни на изучаемом языке, но и знакомятся с хакасской музыкальной культурой (нарративной, обрядовой, песенно-лирической, инструментальной, с музыкальными инструментами хакассов (хомыс, чатхан, теер). На занятиях по физической культуре проигрывают в подвижные игры хакасов «Чылгаях», «Чуурана» (Чазынчах) и др. В содружестве со всем коллективом проводятся мероприятия этнокультурологической направленности «Чыл паазы», «Уртун-Тойы», «Тун Пайрам».
В результате у выпускников детского сада прослеживается сформированность речевых умений (аудирование, говорение) и навыков (произносительные, лексические) устной хакасской речи; дети понимают данную речь, могут общаться с педагогом или со сверстником, задавая вопросы или отвечая на них на хакасском языке.
Библиографический список
Боргояков С. А., Боргоякова Т. Н. «Языковая ситуация и проблемы обучения хакасскому языку в республике Хакасия», журнал «Научное обозрение Саяно-Алтая», № 3(15, 2016
Бурнакова К. Н. «О некоторых проблемах обучения хакасскому языку как государственному языку Республики Хакасия и представлении временных форм в УМК// Научное обозрение Саяно-Алтая №3 (16) 2016.
Бутанаев, В. Я., Верник А. А. «Народные праздники Хакасии», Учебное пособие. - Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 1999.-76 с
Рагозинская Н. В. Этнокультурные мотивы на уроках изобразительной деятельности как средство обогащения общей культуры младшего школьника//Реализация этнопедагогических идей в образовательном пространстве России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (14-16 мая 2008). Ч. 2.