Нина Гелингер
Опыт работы по раннему развитию детей
▼ Скачать + Заказать документы
Дети напоминают хрупкие ростки, которые при надлежащем уходе и заботе вырастают в крепкие, сильные деревья, но для того, чтобы вырасти полноценными личностями, они нуждаются в правильном образовании и воспитании. Наиболее передовые педагоги (например, Я. А. Каменский) выдвигали вопрос о необходимости воспитания с первых дней жизни. В. М. Бехтерев говорил, что маленького ребенка нужно не только «упитывать, но и воспитывать». В своё время проблеме обучения и воспитания детей раннего возраста в дошкольных организациях Казахстана было посвящено исследование Л. А. Давиденко, которое опиралось на теорию Н. М. Аксариной, Н. М. Щелованова и их учеников. Дошкольное образование является базовой основой, определяет продуктивность функционирования последующих звеньев системы образования в стране. Отсюда вытекает необходимость постоянного совершенствования всех ступеней системы образования и дошкольного воспитания в первую очередь.
Публикация «Опыт работы по раннему развитию детей» размещена в разделах
В наши дни настоящий бум переживает так называемая "Система развивающего обучения". Совершенствуются старые и апробируются новые авторские технологии и методики развития детей с раннего возраста. Нам известны многие методики раннего развития детей.
Это и Вальдорфская педагогика, которая основана на уважении к детству. Её цель – развить природные способности каждого ребёнка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни.
Методики Н. А. Зайцева, которые помогают ребёнку, играя, весело, без утомительного сидения за партой, читать и считать.
Теория Масару Ибука, по которой, единственная цель раннего развития – дать ребёнку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышлёным и добрым.
Методика Марии Монтессори, девиз этой методики – «Помоги мне это сделать самому». Ее идеи пронизаны огромным уважением к ребенку и признанием его индивидуальности. Она основана на том, что необходимо создать развивающую среду, предоставить объекты для изучения; не мешая, дать возможность ребенку, самостоятельно приобретать знания, помогая только в случае необходимости, или если ребенок сам вас об этом попросит.
Методика раннего музыкального развития Железновых «Музыка с мамой», направленная на развитие музыкальных способностей и абсолютного слуха малышей практически с самого их рождения.
Очень сложно из великого множества методик выбрать, что именно необходимо педагогу. Такая проблема в новом учебном году стала и перед нами. С начала года мини-центр КГУ СШ № 26 принял в свои объятия деток раннего возраста. И вот вам проблема! Работая с детьми дошкольного возраста вот уже много лет, ловлю себя на мысли, что в наших дошкольных организациях ясельная группа – давнее прошлое. Ведь приём детей в детские сады в последнее время начинался с трёх лет. Пришлось вспоминать «забытое прошлое», искать в различных источниках. Нам, конечно, помогла государственная программа «Алашы адам» (от 1 года до 3 лет, но методические пособия для занятий и диагностики разработаны только на возраст 2+. А обучение и воспитание детей от 1года до 2 лет требует немного других подходов.
В содержание воспитательной работы на этом возрастном этапе детства входят следующие разделы:
- соблюдение установленного для детей раннего возраста режима дня, т. е. верное распределение в течение суток и четкая последовательность сна, кормления, бодрствования, смена разных видов деятельности;
- правильное проведение режимных процессов: кормления, гигиенического ухода, укладывания спать и др. ;
- проведение индивидуальных и групповых занятий, игр, развлечений;
- создание условий для активной и разнообразной самостоятельной деятельности детей.
Успешное осуществление задач воспитательной работы зависит от педагогически обоснованного выбора ее форм и методов, от правильной организации всей жизни детей.
Дети раннего возраста внушаемы, им легко передается настроение окружающих. Повышенный, раздражительный тон, резкие переходы от ласки к холодности, крику, отрицательно влияют на поведение малыша.
Очень важно в воспитании ребенка правильно пользоваться запретами. Нельзя разрешать малышу делать все, что он хочет. Как частые запреты, так и позволение делать все, что заблагорассудится, ребенку вредны.
Предъявляемые требования должны быть посильными для выполнения детьми раннего возраста. Так, ребенку трудно длительное время не двигаться – сидеть или стоять, сохраняя одну и ту же позу, ждать, пока, например, дойдет до него очередь одеваться на прогулку. С раннего возраста у детей формируют самостоятельность. Выполнение действий без помощи взрослого очень рано начинает доставлять малышу удовольствие. В воспитании следует учитывать индивидуальные особенности ребенка.
Одним из условий, обеспечивающих нормальное развитие, хорошее самочувствие детей раннего возраста, является единство педагогических воздействий со стороны всех, кто участвует в их воспитании. Поэтому, начиная свою работу с малышами, мы в самом начале разработали совместный с родителями проект «Топ, топ топает малыш», который длился 4 месяца.
В данном проекте мы использовали элементы различных методик раннего развития. Педагоги группы провели анкетирование родителей по вопросам воспитания; подобрали различные игры по адаптации ребёнка к детскому саду, информацию для родителей по воспитанию и обучению детей раннего возраста. Изучив методику Монтессори, изготовили и приобрели пособия по развитию мелкой моторики рук, потому что известно, что «ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Работая с малышами, широко использовали и используем пальчиковые игры, для этого, с помощью родителей изготовили различного вида пальчиковый театр. На занятиях по рисованию применяем технику рисования пальцем, ладошкой. Пальчиковые манипуляции способствуют развитию речи и психики. Работа с красками положительно влияет на цветовосприятие и память малышей. Информацию о приготовлении краски для таких занятий взяли из методики Марии Гмошинской. Краска готовится из муки, крахмала и пищевых красителей с применением моющего средства для посуды, легко смывается и отстирывается от одежды. Для проведения утренней гимнастики и на музыкальных занятиях нам пригодились песенки с движениями по методике Железновых. Дети с удовольствием включаются в весёлую игру под музыку или сами играют на музыкальных инструментах и различных «шумелках».
Родители наших воспитанников, принявшие участие в проекте, поняли насколько важно участие родителей в жизни дошкольной организации. Открытием для них стало то, что отрицательную роль может играть, когда родители смотрят на других детей того же возраста, у которых что-то хорошо получается, сравнивают своего ребенка с другими, начиная считать его менее способным. Забывая о том, что темпы развития каждого ребенка индивидуальны.
Детство – особый период жизни, который нужно прожить радостно и ярко, интересно и содержательно. Задача педагога – создать для этого все условия. Важно не пропустить тот период в жизни ребёнка, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится воображению, фантазии, интересу к новому.
Прошло совсем немного времени. Наши малыши с удовольствием приходят в группу, адаптационный период прошел довольно благоприятно. Оглядываясь назад, вспоминаю, как при приёме первых ребятишек с волнением думала о том, как долго они будут привыкать, наладятся ли отношения с родителями… Всё это позади. А наших детей и нас ждут новые открытия.