Товпеко
Опыт работы по экологическому развитию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Введение
Публикация «Опыт работы по экологическому развитию дошкольников» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Природа - это наш родной край, земля, которая нас растила и кормит. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти качества с детства. Добрые чувства уходят своими корнями в детство, а "человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира".
Вышеперечисленные условия позволяют говорить о сложившихся необходимых и достаточных причинах разработки проекта по экологическому воспитанию дошкольников через дополнительное образование условиях конкретного ДОУ, её актуальности и педагогической целесообразности.
Актуальность организации кружка состоит в:
- Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Ребёнок радуется, видя зелёную траву, слушая щебетание птиц или стрекотание кузнечиков, ощущая запах цветов.
- Общение с природой воспитывает у ребёнка чувство прекрасного. Если взрослые научат дошкольника любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, величием гор, простором полей, - у малыша разовьётся чувство прекрасного, он будет радоваться красоте и глубже познает окружающий мир.
- Мир огромен, а ребёнок ещё мал, опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить с природой постепенно, сначала с близкими и доступными пониманию явлениями, помочь накопить факты, полученные от общения с природой, направить интерес, создать условия, чтобы у ребёнка формировались правильные представления о ней.
- Первые восприятия важны и неожиданны для ребёнка. А всё новое удивляет и вызывает интерес. У дошкольника возникают вопросы, с которыми он обращается к взрослым.
Я выбрала эту тему, потому что у детей складывается начальное ощущение мира: ребёнок получает эмоциональное впечатление о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Значит, уже в этот период формируется познавательный интерес в рамках экологического мышления, сознания и экологической культуры. Но происходит это при одном условии, если взрослые, воспитывающие ребёнка, сами обладают экологической культурой, понимают общие для всех людей проблемы.
Экологическая проблема
Почему я выбрала данную проблему. Я очень люблю природу и все, что с нею связано.
• Экология - одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение
Новизна проекта «Мир вокруг нас» в том, что понятие экологического воспитание рассматривается через призму народных традиций, проведение опытов, экспериментов, создание проблемных ситуаций, метод моделирование, мнемотехники.
А также через:
Работу о развитию познавательной активности детей, через экологическое воспитание строится с учетом интересов и потребностей детей, пожеланий родителей и с учетом:
- совместной деятельности и деятельность в режимных моментах;
- интегрированное образование
- комплексно – тематическое построение образовательного процесса;
- метод проектирования
Все это способствует стимулированию познавательной активности.
Данная программа направлена на поиск более интересных, познавательных, увлекательных для детей способов и методов усвоения, понимания и использования экологических знаний в повседневной жизни, которые помогут им выразить себя, проявить творчество, научат думать. Особое место в данной программе отводится проектной деятельности по привитию экологических знаний. В данной программе представлено инновационное содержание и современные психолого едагогические технологии обучения детей, базирующихся на личностно – ориентированном подходе к ребенку и его близким.
Цель: формировать бережное отношение к природе посредством расширения представлений об окружающем мире, на основе ближайшего социального, природного окружения,
В процессе организации кружковой работы предполагалось решение следующих задач:
- Закреплять и расширять знания детей о растениях и животных родного края, их красоте и пользе;
Расширять представление о насекомых
Воспитывать стремление к познаниюприроды
Формировать представление о простейших взаимосвязях в природе.
• Предполагаемый результат:
- Проявляет интерес к растениям и животным, их особенностям, простейшим взаимосвязям в природе
Участвует в беседах во время рассматривания предметов, наблюдений за растениями.
- Проявляет бережное отношение к природе.
- Проявляет эмоциональную отзывчивость на красоту объектов природы.
- Выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе.
Проект кружка включает занимательный материал о растениях и животных, проблемно-поисковую деятельность; формирует практические природоохранительные умения ; развивает познавательный интерес к природе, учит видеть и радоваться красоте всего живущего на земле.
Проект рассчитана для детей среднего дошкольного возраста.
ОД кружка проводятся во второй половине дня в форме занятия по 20 минут, один раз в неделю.
Для более комплексного исследования проблемы по экологическому воспитанию дошкольников, работа проходила по следующим этапам.
1 этап – подготовительный - Подбор методической литературы по теме;
Подбор материала, дидактических, подвижных игр.
2 этап – практический - НОД, наблюдения, опытно – экспериментальная деятельность, художественное творчество, рассматривание, трудовая деятельность
3 этап – заключительный - Изготовление альбомов, мнемотаблиц, моделей, презентаций
Физкультурно-экологические праздники, развлечения, фотовыставки.
Система кружковой работы отражает современное понимание процесса воспитания и обучения. В данный перирод закладываются основы для личностного становления ребенка, развитие его способностей и возможностей, воспитание самостоятельности и дальнейшей социализации. Поэтому работая по данной проблеме мы разработали комплексно – тематическое планирование на 1 год.
Опираясь на методики по экологическому воспитанию и в связи с работой по ФГТ, возникла необходимость использовать путь интеграции, прежде всего, это интегрированная образовательная деятельность, глее в рамках одной темы решаются разные задачи развития, и строятся на разных видах деятельности.
Усовершенствовали организацию предметно – развивающей среды по экологическому воспитанию.
Организовали работу с родителями, привлекали их к изготовлению пособий, атрибутов, участие в конкурсах.
2 раза в год проводится мониторинг детского развития по экологическому воспитанию.
Это позволило мне легко ориентироваться в материале при выборе тем, конкретных опытов для планирования содержания практической деятельности и организации развивающей среды.
Среда которая окружает детей в детском саду была создана по двум направлениям:
- внутренняя природная зона (уголок природы, огород на окне)
- внешняя природная среда (огород, сад на участке детского сада, экологическая тропа, экскурсии в природу).
Содержание проектного материала учитывает общие принципы воспитания и обучения: научность, системность, доступность, конкретность изложения материала. При разработке программы мы опирались на программу «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, а также на ряд парциальных программ и методических разработок :
- С. Н. Николаева
Юный эколог. Программа и условия ее реализации в детском саду.
- О. В. Дыбиной, н. П. Рахманова, В. В. Щетина «Неизведанное рядом», О. Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ».
Учебный план разработан на год. Од проводится 1 раз в неделю, во вторую половину дня.
Од носит интегрированный характер во взаимодействии с ОО «Социализация», Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество». «Музыка». Однако при планировании таких видов деятельности мы учитывали комплексно – тематический принцип. Состоит из 8 блоков.
• «Зеленый дом»
• «Лес – многоэтажный дом»
• «Вода в природе и жизни человека»
• «Живая и неживая природа»
• «Экология родного края»
• «Таинство лесного царства»
• «Загадочные явления природы»
• «Земля наша кормилица»
Основные направления в работе – это
Что предполагает, ИОС, экскурсии, наблюдения, опытно – экспериментальная деятельность.
Содержание общения родителей с детьми:
- Доступность. Создаваемые родителями образы природы должны быть реалистичными, близкими эмоционально – чувственному опыту ребёнка.
- Яркость и колоритность образов. Чем ярче выражены особенности природного образа, чем чётче они отражены в рассказе или беседе с детьми, тем сильнее они действуют на их чувства и сознание.
- Учёт жизненного опыта и интересов детей в процессе приобщения к природе.
- Объяснение сущности природы, её явлений и механизмов.
- Осуществление процессов приобщения к природе: в домашне-бытовых условиях, общественно- трудовой деятельности в рамках семьи.
В настоящее время благодаря телевидению, компьютеру и книгам дети больше узнают о разнообразных объектах и явлениях природы, у них возникают разные вопросы об окружающем мире. Поэтому мы стараемся строить ОД таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на интересующие детей вопросы и удовлетворить их любопытство. А с другой - обеспечить усвоение ими необходимых знаний. Причем главную цель ОД мы видим не в передаче знаний от педагога к ребенку, а в приобщении детей к систематической и творческой деятельности.
Для этого мы разнообразили структуру и методы проведения ОД, способствующих развитию логического мышления и активности детей. Для организации интересной мыслительной деятельности помогают нетрадиционные занятия - урок-путешествие, занятие-сказка, викторина, игра, и т. д.
Широко используем:
- блицопрос (предварительно дети повторяют материал, необходимый для изучения новой темы);
- проблемные ситуации или проведение опытов (позволяющих «открыть новое знание») ;
- практическую работу и поисковую деятельность;
- игровые приемы.
Большое значение в экологическом развитии придаем экскурсиям. На экскурсиях знакомим детей с многообразием органического мира, проводим наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года. Дети учатся ориентироваться на местности, знакомятся с особенностями города и края. Особое внимание при проведении комплексной экскурсии мы уделяем организации деятельности детей: Приучаем детей к мысли, что они идут в гости к природным обитателям, в их большой дом, а поэтому должны следовать заповедям, которые необходимо выполнять гостям природы.