Елена Тимофеева
Опыт работы по развитию мелкой моторики с помощью лепки и пластилинографии
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по развитию мелкой моторики через лепку и пластилинографию.
Тимофеева Елена Николаевна
воспитатель МДОУ №23 г. Шуя Ивановской области
Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук? В прошлом веке знаменитая Мария Монтерссори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что мелкая моторика влияет на развитие речи ребенка. Стимулируя мелкую моторику, мы активизируем тем самым отделы головного мозга, отвечающие за речь. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста.
Публикация «Опыт работы по развитию мелкой моторики с помощью лепки и пластилинографии» размещена в разделах
- Лепка. Все материалы по лепке
- Лепка. Конспекты
- Мелкая моторика
- Опыт работы, практика
- Пластилинография, пластилин
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Одним из способов развития мелкой моторики рук является лепка. Когда ребенок лепит, развивается его мелкая моторика, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же лепка благотворно влияет на нервную систему в целом.
Однако из бесед с родителями на родительских собраниях вновь скомплектованной в новом учебном году первой младшей группы я выяснила, что пластилин для детей недоступен, потому что родители не знают, как и что вылепить из пластилина и опасаются за чистоту в квартире.
Поэтому мною на 2016-2017 учебный год была взята тема по самообразованию «Развитие мелкой моторики через лепку и пластилинографию.» В рамках самообразования реализовывался проект «Пластилиновая сказка». Проект предусматривал работу с детьми 2-3 лет.
Цель: знакомство с пластилином. Развитие мелкой моторики рук средствами лепки.
Задачи:
1) обучение разным приемам действий с пластилином : разминание, отщипывание, сплющивание, скатывание, раскатывание, соединение деталей.
2) развитие мышления, внимания, воображения, памяти и мелкой моторики рук;
3) воспитание у детей аккуратности, усидчивости, интереса, трудолюбия, взаимопомощи.
Вся работа подразделялась на этапы:
1. На первых занятиях дети познакомились с пластилином, его свойствами. Учились нагревать пластилин, растягивать, сплющивать.
2. Затем перешли к лепке простых форм : «шар», «блин», «колбаска».
3. Позже учились соединять простые формы. (Соединяли между собой несколько шаров путем прижимания, раскатывали из пластилина колбаску и соединяли концы пластилиновой колбаски между собой путем придавливания.)
4. В середине учебного года дети познакомились с пластилинографией. На первых занятиях дети изготавливали самые простые картинки. (Например «Банка с ягодами»). Дети учились надавливать пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать шары на ровном расстоянии друг от друга. Затем учились надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилиновый шарик на картоне.
5. Позже осваивали приемы вдавливания предметов в пластилиновую основу. Мною использовались горох и макароны. На первом занятии дети учились вдавливать предметы (горох) в брусок пластилина. Затем уже пробовали создавать рисунок из гороха и макарон путем вдавливания их в подготовленную заранее пластилиновую основу.
Мышление ребенка требует наглядности. Для формирования у ребенка рефлексии, как важнейшего параметра способности учится в будущем, я организовывала в группе выставки детских работ.
Также в рамках моего проекта бала предусмотрена работа с родителями. Родителям давались консультации. («Лепка как средство развития мелкой моторики», «Что такое пластилинография», «Лепим дома. Как и что можно лепить с малышом»», «Что нужно знать о пластилине»). Было организовано общение с родителями в одной из социальных сетей в группе «Пчелки». В интернет-группе я предоставляла фотоотчеты о занятиях с детьми, давала рекомендации по организации занятий лепкой дома.
Таким образом, лепка - это вид детской деятельности, который способствует развитию мелкой моторики, речи, памяти, мышления, воображения. Ребенок не только видит, то, что создал, но и трогает, берет в руки и, по мере необходимости, может изменить. Играя с пластилиновой игрушкой, малыш получает возможность проявлять инициативу и творчество.
Самым важным достижениям моей работы является то, что дети в свободной деятельности с удовольствием лепят, создают новые композиции, фантазируют, играют с игрушками, которые сами смастерили. Рассказывают родителям, что было сделано в саду и просят дома пластилин.