МААМ-картинки

Методические рекомендации по использованию скороговорок

Светлана Федоткова
Методические рекомендации по использованию скороговорок
▼ Скачать +Заказ

Ярмарка педагогической продукции.

Методические рекомендации по использованию скороговорок.

Выполнила:

воспитатель старшей группы «Карамельки»

Коломыйцева С. В.

с. Горнозаводск

2020г.

Как известно, в начальной школе игре на уроках отводится ведущая роль. Л. С. Выготский видел в игре "неиссякаемый источник развития личности". Игра развивает у детей внимание, воображение, учит выдержке.

Игры, развивающие речь, для младших школьников имеют исключительно важное значение.

Публикация «Методические рекомендации по использованию скороговорок» размещена в разделах

Практически каждому ребенку в детстве не уделялось должного внимания со стороны взрослых, как правило, они не посещали детские дошкольные учреждения, их развитием никто не занимался. В школу эти дети поступают с очень бедным словарным запасом, у них не развита память, мышление, представление об окружающем очень сильно отстают от нормы, у многих нарушено звукопроизношение.

А ведь плохо говорящие дети, осознавая свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Недостатки речи могут помешать детям быть успешными в обучении.

В своей работе я использую множество приемов, способствующих развитию детей. Это и сочинения по двум словам, и звуковые игры. Особенно детям нравится работа со скороговорками.

Скороговорка – это специально продуманная фраза или небольшое четверостишье, построенные из трудно произносимых сочетаний звуков, предназначенных для быстрого и четкого проговаривания вслух.

1. Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение. Медленно, но уверенно, как говорится.

2. После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.

3. Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.

4. Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.

5. Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.

6. И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком. Предложите ребенку повторить ее трижды. «Посоревнуйся с товарищем, кто без ошибок быстрее произнесет скороговорку».

Цели и задачи: работа над чистотой и правильностью речи, развитие голосового аппарата, слухового внимания, фонематического слуха, наблюдательности, образного мышления, всех видов памяти, обогащение словарного запаса.

Оборудование: карточки с картинками, на обратной стороне которых написаны скороговорки.

Время проведения занятий: 3-5 минут.

Обязательное условие: систематичность проведения занятий.

Порядок проведения.

1.

Воспитатель показывает карточку с рисунками (рис. 1, рассказывает скороговорку. Дети повторяют ее с воспитателем: сначала медленно и громко, затем тише и быстрее. (Важно четко произносить все звуки в словах.)

(оборотная сторона карточки)

Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку

2.

Воспитатель показывает первую карточку (рис. 1, повторяет скороговорку с детьми. Показывает вторую карточку (рис 2., заучивает с детьми новую скороговорку.

(оборотная сторона карточки)

Наварила щука щей.

Угощала двух лещей

3.

Повторение первой и второй скороговорок, заучивание новой (рис. 3).

(оборотная сторона карточки)

У маленькой Сани

Санки едут сами

4-5.

Аналогичная работа.

Результат: дети самостоятельно по рисункам карточек рассказывают скороговорки.

Впоследствии выученные скороговорки убираются. Можно использовать заранее подготовленного ученика (все ребята по очереди, выступающего в роли учителя.

Такие игры-занятия можно проводить на любом уроке и на удобном для учителя этапе: на математике это может быть физкультминутка, на литературном чтении использовать как подготовку артикуляционного аппарата. На внеклассном мероприятии можно смело планировать игру-соревнование: "Кто больше знает скороговорок?".

И если проводить систематические последовательные занятия, результат не заставит себя долго ждать. Так как в процессе этой работы развивается речь, память и мышление, детям становится легче усваивать учебный материал, высказывать свои мысли, общаться со сверстниками и взрослыми.

Благодаря этой работе мои ученики смело выступают на общесадовских мероприятиях, концертах. Начатую работу обязательно продолжу в подготовительной к школе группе.

6.

Попробуйте прочитать справа налево:

НАКПАК В ЛАПОП НАКЛОП ШАН

(Наш Полкан попал в капкан)

7.

Прочитать скороговорку, обращая внимание только на подчё ркнутые буквы:

КУНОПИРЛ АИКГНРАТОВ ВЧЫПЯСЧЕТЬГР РОАЛОПВЫАТ

(Купи Игнат пять лопат)

8.

Викторина.

(Раздать дошколятам лист со скороговорками. Воспитатель читает скороговорки, дети находят нужную скороговорку среди остальных скороговорок, читают и тренируются в произношении).

1. Как звали девочку, которая любила сушки? (Шла Саша по шоссе и сосала сушки)

2. Кто украл у Клары кораллы? (Карл украл у Клары кораллы, Клара у Карла украла кларнет)

3. В какой музыкальный инструмент любили играть белые бараны? (Белые бараны били в барабаны)

4. Какой головной убор купила кукушка своему любимому сыночку? (Кукушка кукушонку купила капюшон.)

5. Где лежали дрова? (На дворе трава, на траве дрова.)

6. Какие у ёлки иголки? (У ёлки иголки колки)

9.

Составить из слов скороговорку и прочитать ее. Задание дается на листочках.

1 пословица. Арарат, горе, виноград, крупный, на, растет.

2 пословица. Пыль, из-под, летит, копыт, по полю, топота.

10.

Дети «отхлопывают» каждый слог и слово скороговорки ладошками или «отстукивают» мячом.

1. Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку

2. Сыворотка из-под простокваши.

3. На дворе – трава, на траве дрова.

4. Шла Саша по траве и сосала сушку.

5. Кукушка кукушонку сшила капюшон.

6. Клара у Карла украла кораллы, а Карл у Клары украл кларнет.

7. Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.

8. Ехал с горки Саня, а на Сане сани.

9. Я купила кошке новые сапожки.

10. Хороши наши малыши.

Скороговорки можно использовать в играх :

«Кто быстрее?» : ведущий выбирает наиболее трудную скороговорку и произносит ее вслух медленно и внятно. Затем, обращаясь к участникам игры, он спрашивает: кто берется прочесть ее быстрее? Одному из желающих дается возможность это сделать. Вслед за этим выясняется, кто может прочесть скороговорку еще быстрее. Играющие один за другим сменяют друг друга, соревнуясь в быстроте и правильности произнесения скороговорки. Победителем объявляется тот, кто, не сбиваясь и не запинаясь, прочтет скороговорку быстрее всех.

«Выключили звук!» : ведущий медленно, одними движениями губ и, при необходимости, языка беззвучно имитирует произнесение одной из изученных скороговорок. Задача остальных участников – угадать скороговорку и произнести ее быстро и без ошибок. Угадавший участник становится ведущим.

«Глухонемая скороговорка» : задача ведущего – жестами изобразить содержание скороговорки. Остальным участникам необходимо угадать саму скороговорку. Победителем считается тот, кто не только быстро угадал скороговорку, но и смог без ошибок ее произнести.

«Актёрское мастерство» : роли могут быть разные: радостный, весёлый, смеющийся, грустный, сердитый, обиженный, задумчивый, удивлённый человек; персонажи сказок (Чебурашка, Баба Яга, Буратино и др.); образы животных (лиса, медведь, волк, заяц, мышонок и др.) Введите ребё нка в роль: поговорите с ним о характере выбранного персонажа, покажите позу, мимику и жесты этого героя, подберите характерную интонацию.

Игровая форма помогает не только принять и полюбить такое замечательно речевое упражнение, как скороговорка, но и научиться правильному и четкому произношению звуков и слов родного языка.

Знание скороговорок родного языка расширяет представление детей

о своем языке, его истории, культуре и традициях.

И самое главное! Не забывайте хвалить ребёнка. Для этого существует множество слов:

Молодец! Восхитительно!

Хорошо! Необыкновенно!

Отлично! Удивительно!

Великолепно! Потрясающе!

Прекрасно! Классно!

Высший класс! Чудесно!

Супер! Изумительно!

Публикации по теме:

Адвент-календарь: традиции и современность. Рекомендации педагогам по использованию в работеАдвент-календарь: традиции и современность. Рекомендации педагогам по использованию в работе Адвент- календарь, или календарь ожидания праздника, используется в подготовке к празднику Нового года в семье и детском саду всё чаще.

Методические рекомендации по использованию игр по автоматизации звука [с]Методические рекомендации по использованию игр по автоматизации звука [с] Автоматизация звука С в словах с использованием многофункционального дидактического пособия Цель: уточнить правильное произнесение звука.

Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования в детском саду Методическая разработка по теме: «Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования в детском саду» «Дошкольное.

Методические рекомендации «Танцевальная деятельность в ДОУ»Методические рекомендации «Танцевальная деятельность в ДОУ» МБДОУ «Краснокоммунарский детский сад «Стрела» Методическая рекомендация «Танцевальная деятельность в ДОУ»Подготовила: Музыкальный руководитель.

Методические рекомендации по использованию народных игр в образовательном процессе ДОУ Воспитание с помощью народных игр в дошкольных организациях реализуется через воспитательный процесс, т. е. взаимодействия педагогов и детей.

Методические рекомендации по использованию пластиковых крышек в работе с детьми дошкольного возрастаМетодические рекомендации по использованию пластиковых крышек в работе с детьми дошкольного возраста Сегодня представляю вашему вниманию идеи, как можно использовать пластиковые крышки и какую пользу они приносят дошкольникам. Для начала.

Методические рекомендации по организации дня книголюба Как провести при помощи родителей день книголюба- Организовать силами детей и родителей выставку рисунков и поделок «Моя любимая сказка».

Методические рекомендации при разучивании песни «Машина» Методические рекомендации при разучивании песни" Машина", музыка Т. Попатенко, слова Н. Найденовой. Диапазон песни :фа - си - бемоль Программное.

Рекомендации для воспитателей ДОО по использованию интерактивного стола в игровой деятельности детей дошкольного возраста Рекомендации для воспитателей ДОО по использованию интерактивного стола в игровой деятельности детей дошкольного возраста. Современные дошкольники.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по использованию скороговорок
Опубликовано: 8 сентября 2021 в 13:36
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации по использованию скороговорок» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Федоткова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД