Светлана Федоткова
Методические рекомендации по использованию скороговорок
▼ Скачать +Заказ
Ярмарка педагогической продукции.
Методические рекомендации по использованию скороговорок.
Выполнила:
воспитатель старшей группы «Карамельки»
Коломыйцева С. В.
с. Горнозаводск
2020г.
Как известно, в начальной школе игре на уроках отводится ведущая роль. Л. С. Выготский видел в игре "неиссякаемый источник развития личности". Игра развивает у детей внимание, воображение, учит выдержке.
Игры, развивающие речь, для младших школьников имеют исключительно важное значение.
Публикация «Методические рекомендации по использованию скороговорок» размещена в разделах
Практически каждому ребенку в детстве не уделялось должного внимания со стороны взрослых, как правило, они не посещали детские дошкольные учреждения, их развитием никто не занимался. В школу эти дети поступают с очень бедным словарным запасом, у них не развита память, мышление, представление об окружающем очень сильно отстают от нормы, у многих нарушено звукопроизношение.
А ведь плохо говорящие дети, осознавая свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Недостатки речи могут помешать детям быть успешными в обучении.
В своей работе я использую множество приемов, способствующих развитию детей. Это и сочинения по двум словам, и звуковые игры. Особенно детям нравится работа со скороговорками.
Скороговорка – это специально продуманная фраза или небольшое четверостишье, построенные из трудно произносимых сочетаний звуков, предназначенных для быстрого и четкого проговаривания вслух.
1. Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение. Медленно, но уверенно, как говорится.
2. После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.
3. Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.
4. Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.
5. Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.
6. И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком. Предложите ребенку повторить ее трижды. «Посоревнуйся с товарищем, кто без ошибок быстрее произнесет скороговорку».
Цели и задачи: работа над чистотой и правильностью речи, развитие голосового аппарата, слухового внимания, фонематического слуха, наблюдательности, образного мышления, всех видов памяти, обогащение словарного запаса.
Оборудование: карточки с картинками, на обратной стороне которых написаны скороговорки.
Время проведения занятий: 3-5 минут.
Обязательное условие: систематичность проведения занятий.
Порядок проведения.
1.
Воспитатель показывает карточку с рисунками (рис. 1, рассказывает скороговорку. Дети повторяют ее с воспитателем: сначала медленно и громко, затем тише и быстрее. (Важно четко произносить все звуки в словах.)
(оборотная сторона карточки)
Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку
2.
Воспитатель показывает первую карточку (рис. 1, повторяет скороговорку с детьми. Показывает вторую карточку (рис 2., заучивает с детьми новую скороговорку.
(оборотная сторона карточки)
Наварила щука щей.
Угощала двух лещей
3.
Повторение первой и второй скороговорок, заучивание новой (рис. 3).
(оборотная сторона карточки)
У маленькой Сани
Санки едут сами
4-5.
Аналогичная работа.
Результат: дети самостоятельно по рисункам карточек рассказывают скороговорки.
Впоследствии выученные скороговорки убираются. Можно использовать заранее подготовленного ученика (все ребята по очереди, выступающего в роли учителя.
Такие игры-занятия можно проводить на любом уроке и на удобном для учителя этапе: на математике это может быть физкультминутка, на литературном чтении использовать как подготовку артикуляционного аппарата. На внеклассном мероприятии можно смело планировать игру-соревнование: "Кто больше знает скороговорок?".
И если проводить систематические последовательные занятия, результат не заставит себя долго ждать. Так как в процессе этой работы развивается речь, память и мышление, детям становится легче усваивать учебный материал, высказывать свои мысли, общаться со сверстниками и взрослыми.
Благодаря этой работе мои ученики смело выступают на общесадовских мероприятиях, концертах. Начатую работу обязательно продолжу в подготовительной к школе группе.
6.
Попробуйте прочитать справа налево:
НАКПАК В ЛАПОП НАКЛОП ШАН
(Наш Полкан попал в капкан)
7.
Прочитать скороговорку, обращая внимание только на подчё ркнутые буквы:
КУНОПИРЛ АИКГНРАТОВ ВЧЫПЯСЧЕТЬГР РОАЛОПВЫАТ
(Купи Игнат пять лопат)
8.
Викторина.
(Раздать дошколятам лист со скороговорками. Воспитатель читает скороговорки, дети находят нужную скороговорку среди остальных скороговорок, читают и тренируются в произношении).
1. Как звали девочку, которая любила сушки? (Шла Саша по шоссе и сосала сушки)
2. Кто украл у Клары кораллы? (Карл украл у Клары кораллы, Клара у Карла украла кларнет)
3. В какой музыкальный инструмент любили играть белые бараны? (Белые бараны били в барабаны)
4. Какой головной убор купила кукушка своему любимому сыночку? (Кукушка кукушонку купила капюшон.)
5. Где лежали дрова? (На дворе трава, на траве дрова.)
6. Какие у ёлки иголки? (У ёлки иголки колки)
9.
Составить из слов скороговорку и прочитать ее. Задание дается на листочках.
1 пословица. Арарат, горе, виноград, крупный, на, растет.
2 пословица. Пыль, из-под, летит, копыт, по полю, топота.
10.
Дети «отхлопывают» каждый слог и слово скороговорки ладошками или «отстукивают» мячом.
1. Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку
2. Сыворотка из-под простокваши.
3. На дворе – трава, на траве дрова.
4. Шла Саша по траве и сосала сушку.
5. Кукушка кукушонку сшила капюшон.
6. Клара у Карла украла кораллы, а Карл у Клары украл кларнет.
7. Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.
8. Ехал с горки Саня, а на Сане сани.
9. Я купила кошке новые сапожки.
10. Хороши наши малыши.
Скороговорки можно использовать в играх :
«Кто быстрее?» : ведущий выбирает наиболее трудную скороговорку и произносит ее вслух медленно и внятно. Затем, обращаясь к участникам игры, он спрашивает: кто берется прочесть ее быстрее? Одному из желающих дается возможность это сделать. Вслед за этим выясняется, кто может прочесть скороговорку еще быстрее. Играющие один за другим сменяют друг друга, соревнуясь в быстроте и правильности произнесения скороговорки. Победителем объявляется тот, кто, не сбиваясь и не запинаясь, прочтет скороговорку быстрее всех.
«Выключили звук!» : ведущий медленно, одними движениями губ и, при необходимости, языка беззвучно имитирует произнесение одной из изученных скороговорок. Задача остальных участников – угадать скороговорку и произнести ее быстро и без ошибок. Угадавший участник становится ведущим.
«Глухонемая скороговорка» : задача ведущего – жестами изобразить содержание скороговорки. Остальным участникам необходимо угадать саму скороговорку. Победителем считается тот, кто не только быстро угадал скороговорку, но и смог без ошибок ее произнести.
«Актёрское мастерство» : роли могут быть разные: радостный, весёлый, смеющийся, грустный, сердитый, обиженный, задумчивый, удивлённый человек; персонажи сказок (Чебурашка, Баба Яга, Буратино и др.); образы животных (лиса, медведь, волк, заяц, мышонок и др.) Введите ребё нка в роль: поговорите с ним о характере выбранного персонажа, покажите позу, мимику и жесты этого героя, подберите характерную интонацию.
Игровая форма помогает не только принять и полюбить такое замечательно речевое упражнение, как скороговорка, но и научиться правильному и четкому произношению звуков и слов родного языка.
Знание скороговорок родного языка расширяет представление детей
о своем языке, его истории, культуре и традициях.
И самое главное! Не забывайте хвалить ребёнка. Для этого существует множество слов:
Молодец! Восхитительно!
Хорошо! Необыкновенно!
Отлично! Удивительно!
Великолепно! Потрясающе!
Прекрасно! Классно!
Высший класс! Чудесно!
Супер! Изумительно!