Получи документы

Методические рекомендации по использованию скороговорок

Светлана Федоткова
Методические рекомендации по использованию скороговорок

Ярмарка педагогической продукции.

Методические рекомендации по использованию скороговорок.

Выполнила:

воспитатель старшей группы «Карамельки»

Коломыйцева С. В.

с. Горнозаводск

2020г.

Как известно, в начальной школе игре на уроках отводится ведущая роль. Л. С. Выготский видел в игре "неиссякаемый источник развития личности". Игра развивает у детей внимание, воображение, учит выдержке.

Игры, развивающие речь, для младших школьников имеют исключительно важное значение.

Публикация «Методические рекомендации по использованию скороговорок» размещена в разделах

Практически каждому ребенку в детстве не уделялось должного внимания со стороны взрослых, как правило, они не посещали детские дошкольные учреждения, их развитием никто не занимался. В школу эти дети поступают с очень бедным словарным запасом, у них не развита память, мышление, представление об окружающем очень сильно отстают от нормы, у многих нарушено звукопроизношение.

А ведь плохо говорящие дети, осознавая свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Недостатки речи могут помешать детям быть успешными в обучении.

В своей работе я использую множество приемов, способствующих развитию детей. Это и сочинения по двум словам, и звуковые игры. Особенно детям нравится работа со скороговорками.

Скороговорка – это специально продуманная фраза или небольшое четверостишье, построенные из трудно произносимых сочетаний звуков, предназначенных для быстрого и четкого проговаривания вслух.

1. Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение. Медленно, но уверенно, как говорится.

2. После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.

3. Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.

4. Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.

5. Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.

6. И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком. Предложите ребенку повторить ее трижды. «Посоревнуйся с товарищем, кто без ошибок быстрее произнесет скороговорку».

Цели и задачи: работа над чистотой и правильностью речи, развитие голосового аппарата, слухового внимания, фонематического слуха, наблюдательности, образного мышления, всех видов памяти, обогащение словарного запаса.

Оборудование: карточки с картинками, на обратной стороне которых написаны скороговорки.

Время проведения занятий: 3-5 минут.

Обязательное условие: систематичность проведения занятий.

Порядок проведения.

1.

Воспитатель показывает карточку с рисунками (рис. 1, рассказывает скороговорку. Дети повторяют ее с воспитателем: сначала медленно и громко, затем тише и быстрее. (Важно четко произносить все звуки в словах.)

(оборотная сторона карточки)

Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку

2.

Воспитатель показывает первую карточку (рис. 1, повторяет скороговорку с детьми. Показывает вторую карточку (рис 2., заучивает с детьми новую скороговорку.

(оборотная сторона карточки)

Наварила щука щей.

Угощала двух лещей

3.

Повторение первой и второй скороговорок, заучивание новой (рис. 3).

(оборотная сторона карточки)

У маленькой Сани

Санки едут сами

4-5.

Аналогичная работа.

Результат: дети самостоятельно по рисункам карточек рассказывают скороговорки.

Впоследствии выученные скороговорки убираются. Можно использовать заранее подготовленного ученика (все ребята по очереди, выступающего в роли учителя.

Такие игры-занятия можно проводить на любом уроке и на удобном для учителя этапе: на математике это может быть физкультминутка, на литературном чтении использовать как подготовку артикуляционного аппарата. На внеклассном мероприятии можно смело планировать игру-соревнование: "Кто больше знает скороговорок?".

И если проводить систематические последовательные занятия, результат не заставит себя долго ждать. Так как в процессе этой работы развивается речь, память и мышление, детям становится легче усваивать учебный материал, высказывать свои мысли, общаться со сверстниками и взрослыми.

Благодаря этой работе мои ученики смело выступают на общесадовских мероприятиях, концертах. Начатую работу обязательно продолжу в подготовительной к школе группе.

6.

Попробуйте прочитать справа налево:

НАКПАК В ЛАПОП НАКЛОП ШАН

(Наш Полкан попал в капкан)

7.

Прочитать скороговорку, обращая внимание только на подчё ркнутые буквы:

КУНОПИРЛ АИКГНРАТОВ ВЧЫПЯСЧЕТЬГР РОАЛОПВЫАТ

(Купи Игнат пять лопат)

8.

Викторина.

(Раздать дошколятам лист со скороговорками. Воспитатель читает скороговорки, дети находят нужную скороговорку среди остальных скороговорок, читают и тренируются в произношении).

1. Как звали девочку, которая любила сушки? (Шла Саша по шоссе и сосала сушки)

2. Кто украл у Клары кораллы? (Карл украл у Клары кораллы, Клара у Карла украла кларнет)

3. В какой музыкальный инструмент любили играть белые бараны? (Белые бараны били в барабаны)

4. Какой головной убор купила кукушка своему любимому сыночку? (Кукушка кукушонку купила капюшон.)

5. Где лежали дрова? (На дворе трава, на траве дрова.)

6. Какие у ёлки иголки? (У ёлки иголки колки)

9.

Составить из слов скороговорку и прочитать ее. Задание дается на листочках.

1 пословица. Арарат, горе, виноград, крупный, на, растет.

2 пословица. Пыль, из-под, летит, копыт, по полю, топота.

10.

Дети «отхлопывают» каждый слог и слово скороговорки ладошками или «отстукивают» мячом.

1. Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку

2. Сыворотка из-под простокваши.

3. На дворе – трава, на траве дрова.

4. Шла Саша по траве и сосала сушку.

5. Кукушка кукушонку сшила капюшон.

6. Клара у Карла украла кораллы, а Карл у Клары украл кларнет.

7. Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.

8. Ехал с горки Саня, а на Сане сани.

9. Я купила кошке новые сапожки.

10. Хороши наши малыши.

Скороговорки можно использовать в играх :

«Кто быстрее?» : ведущий выбирает наиболее трудную скороговорку и произносит ее вслух медленно и внятно. Затем, обращаясь к участникам игры, он спрашивает: кто берется прочесть ее быстрее? Одному из желающих дается возможность это сделать. Вслед за этим выясняется, кто может прочесть скороговорку еще быстрее. Играющие один за другим сменяют друг друга, соревнуясь в быстроте и правильности произнесения скороговорки. Победителем объявляется тот, кто, не сбиваясь и не запинаясь, прочтет скороговорку быстрее всех.

«Выключили звук!» : ведущий медленно, одними движениями губ и, при необходимости, языка беззвучно имитирует произнесение одной из изученных скороговорок. Задача остальных участников – угадать скороговорку и произнести ее быстро и без ошибок. Угадавший участник становится ведущим.

«Глухонемая скороговорка» : задача ведущего – жестами изобразить содержание скороговорки. Остальным участникам необходимо угадать саму скороговорку. Победителем считается тот, кто не только быстро угадал скороговорку, но и смог без ошибок ее произнести.

«Актёрское мастерство» : роли могут быть разные: радостный, весёлый, смеющийся, грустный, сердитый, обиженный, задумчивый, удивлённый человек; персонажи сказок (Чебурашка, Баба Яга, Буратино и др.); образы животных (лиса, медведь, волк, заяц, мышонок и др.) Введите ребё нка в роль: поговорите с ним о характере выбранного персонажа, покажите позу, мимику и жесты этого героя, подберите характерную интонацию.

Игровая форма помогает не только принять и полюбить такое замечательно речевое упражнение, как скороговорка, но и научиться правильному и четкому произношению звуков и слов родного языка.

Знание скороговорок родного языка расширяет представление детей

о своем языке, его истории, культуре и традициях.

И самое главное! Не забывайте хвалить ребёнка. Для этого существует множество слов:

Молодец! Восхитительно!

Хорошо! Необыкновенно!

Отлично! Удивительно!

Великолепно! Потрясающе!

Прекрасно! Классно!

Высший класс! Чудесно!

Супер! Изумительно!

Публикации по теме:

Адвент-календарь: традиции и современность. Рекомендации педагогам по использованию в работеАдвент-календарь: традиции и современность. Рекомендации педагогам по использованию в работе Адвент- календарь, или календарь ожидания праздника, используется в подготовке к празднику Нового года в семье и детском саду всё чаще.

Методические рекомендации по использованию игр по автоматизации звука [с]Методические рекомендации по использованию игр по автоматизации звука [с] Автоматизация звука С в словах с использованием многофункционального дидактического пособия Цель: уточнить правильное произнесение звука.

Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования в детском саду Методическая разработка по теме: «Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования в детском саду» «Дошкольное.

Методические рекомендации «Танцевальная деятельность в ДОУ»Методические рекомендации «Танцевальная деятельность в ДОУ» МБДОУ «Краснокоммунарский детский сад «Стрела» Методическая рекомендация «Танцевальная деятельность в ДОУ»Подготовила: Музыкальный руководитель.

Методические рекомендации по использованию народных игр в образовательном процессе ДОУ Воспитание с помощью народных игр в дошкольных организациях реализуется через воспитательный процесс, т. е. взаимодействия педагогов и детей.

Методические рекомендации по использованию пластиковых крышек в работе с детьми дошкольного возрастаМетодические рекомендации по использованию пластиковых крышек в работе с детьми дошкольного возраста Сегодня представляю вашему вниманию идеи, как можно использовать пластиковые крышки и какую пользу они приносят дошкольникам. Для начала.

Методические рекомендации по организации дня книголюба Как провести при помощи родителей день книголюба- Организовать силами детей и родителей выставку рисунков и поделок «Моя любимая сказка».

Методические рекомендации при разучивании песни «Машина» Методические рекомендации при разучивании песни" Машина", музыка Т. Попатенко, слова Н. Найденовой. Диапазон песни :фа - си - бемоль Программное.

Рекомендации для воспитателей ДОО по использованию интерактивного стола в игровой деятельности детей дошкольного возраста Рекомендации для воспитателей ДОО по использованию интерактивного стола в игровой деятельности детей дошкольного возраста. Современные дошкольники.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по использованию скороговорок
Опубликовано: 8 сентября 2021 в 13:36
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД