Департамент труда и социальной защиты
Я не понимаю, что мой ребенок говорит: когда необходимо обратиться к логопеду
▼ Скачать + Заказать документы
2243370-11 Зачастую родители не сразу замечают дефекты в речи ребенка. В худшем случае пускают на самотек, считая, что с течением времени малыш сам научится красиво говорить. Однако это огромное заблуждение, взрослым не стоит запускать этот вопрос. Если вы заметили неладное в речевом развитии своего ребенка, то лучше перестраховаться и обратиться за помощью. Психолог семейного центра «Красносельский» Ирина Самарукова расскажет, когда нужно идти к логопеду.
Тревожные звоночки
Публикация «Я не понимаю, что мой ребенок говорит: когда необходимо обратиться к логопеду» размещена в разделах
Согласно нормам, фразовая речь у детей полностью формируется уже к двум годам. Бесспорно, определенные дефекты, присутствующие на ранних этапах развития, могут со временем сами по себе пройти. К примеру, четкое выговаривание звуков «р», «са», «со», «су» и шипящих могут скорректироваться в процессе взросления до четырех лет.
Однако если вы начинаете замечать, что проблема не уходит и становится более явной, то в таком случае не стоит пускать ситуацию на самотек или откладывать в долгий ящик. Например, в два года малыш не говорит ни одного слова, в полтора-два года не может показать названный взрослыми предмет или в три года повторяет готовые фразы из мультфильмов или книжек, но самостоятельной речи нет, это повод обратиться к специалисту. Чем позже вы начнете заниматься этой проблемой, тем тяжелее с ней будет справиться. Кроме того, задержку речевого развития не так просто убрать, вам потребуется специализированная помощь невролога, логопеда, дефектолога или медицинского психолога.
К неприятным последствиям может привести самодеятельность родителей, не имеющих образования в подобной сфере. Как показывает практика, родители пытаются заучивать вместе с детьми разные скороговорки или стихи, однако в результате этого учат свое чадо произносить те или иные звуки неправильно.
Взрослые не всегда могут объективно оценить собственное звукопроизношение. И с «почти правильного» звука, который поставили родители, на действительно правильный перейти будет в десять раз сложнее, чем до самодеятельных занятий. Специалист покажет родителям нужный звук и объяснит, как его произносить, порекомендует специальные упражнения.
В один из столичных семейных центров обратилась 35-летняя Надежда. Ее ребенок не разговаривал. «В год я заметила, что она не гулит и вообще издает мало звуков. Обращала внимание, но бабушки и дедушки все говорили не переживать по этому поводу. К трем годам дочь не говорила никаких слов, только простейшие «папа», «мама», «баба», я не понимала, что она просит и что хочет мне сказать», — говорит женщина.
Специалисты семейного центра оперативно отреагировали на проблему и направили девочку к логопеду. Во время занятий у девочки стали появляться первые слоги слов и звукоподражания. Спустя месяц занятий малышка уже практически не использовала жесты, а старалась давать речевой ответ. В результате по истечении нескольких месяцев специалистам семейного центра все же удалось достичь речевой нормы у ребенка. «Я очень сожалею об упущенном времени. Если бы занятия начались раньше, раньше появились бы первые слова, раньше бы началось развитие речи, и к трем годам моя дочь уже могла бы соответствовать норме», — говорит мама девочки.
Порой взрослым бывает сложно понять причины странного поведения ребенка. И не всегда получается справиться с ситуацией без внешней помощи. Психологи и специалисты по работе с семьей столичных семейных центров готовы прийти на помощь в трудную минуту.