Наталья Ратушная
Работа с пластилином как средство всестороннего развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Детское творчество отражает окружающий мир, природу, как на основе их непосредственного восприятия, так и в результате знакомства с произведениями искусства и литературы, в которых запечатлены живые, неповторимые явления природы.
Красота родной природы помогает дошкольнику увидеть и запомнить запах цветущих садов, пестроту цветущих лугов, хороводы бабочек в полях, испытать радость от прекрасных встреч с окружающим миром, пробуждает желание выразить свои чувства и переживания в различных видах прикладной и изобразительной деятельности. Природа пробуждает любознательность ребёнка, воздействует на всестороннее развитие.
Публикация «Работа с пластилином как средство всестороннего развития дошкольников» размещена в разделах
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Дошкольники взаимодействуют с окружающей природой в разное время года. Таким образом, ребёнок с помощью органов чувств, воспринимает все множество свойств природных объектов. Ребенок познает форму, величину, звуки, краски (цвет, пространственное положение, движение и многое другое. У него формируются четкие начальные и очень яркие, незабываемые представления о природе.
Все заложенное в детстве, в будущем помогает ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия, помогает развивать у дошкольников логическое мышление. Накопление образных представлений, понимание взаимодействий явлений природы лежит в основе последующего формирования у детей и элементов материалистического миропонимания.
Разнообразие окружающего мира, объектов природы Донского края дало возможность мне организовать интересную, полезную, познавательную деятельность детей детского объединения «Растишки» – создание небольших миниатюр из пластилина.
Создания образов природы через рисование пластилином – замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Она позволяет освоить ребенку объём, сделать картинку рельефной и живой.
Работа с пластилином и сам процесс лепки помогают ребенку дошкольнику выразить эмоции, свое видение окружающего мира и отношение к нему, сформировать эстетический вкус, развить гибкость, координацию, мелкую моторику пальцев (что в свою очередь способствует речевому развитию, усидчивость и аккуратность. Ребенок постепенно и незаметно для самого себя овладевает искусством планирования и учится всегда доводить работу до конца, видя целостную картину своей работы.
Пластилин также обогащает сенсорный опыт ребенка, который ярко ощущает пластику, форму и вес. Создавая изображение с помощью пластилинографии, ребенок равномерно покрывает пластилином поверхность работы (основу поделки, скатывает и раскатывает различные формы, что делает руку более послушной и гибкой. Такой вид работы помогает подготовить руку к письму в естественных условиях. Основой для миниатюр служили пластмассовые крышки от солений разного цвета и размера, цветной картон, коробки из-под конфет, что давало возможность варьировать с цветом фона поделки и получать готовую рамку.
Выбор тематики для работ не вызвали затруднений. Красота донской осени, заснеженные парки и рощи дали толчок для создания неповторимых детских «шедевров», где дети могли дать волю своей фантазии. Слушание музыки и стихов донских поэтов о природе во время работы создавали дополнительную благоприятную атмосферу для творчества.
Помимо развития различных процессов ребенка на занятиях с использованием пластилинографии, я решила посмотреть на этот вид деятельности под другим углом, как на способ проявления детских эмоций. Результат эмоционального отражения посредством цвета, композиции, объема работы меня порадовал. Дети используют яркую, насыщенную палитру цвета, разнообразные способы лепки, используя полученные навыки и придумывая «свои». Пейзажи, созданные руками дошкольников, получились выразительными, хотя техника их исполнения подчас несовершенна. Это обусловлено тем, что возможности восприятия выразительных средств у детей выше, чем изобразительные умения, способствующие их передаче в работе. Поэтому дети своеобразно используют форму, цвет, композицию, колорит в своем творчестве. Каждая миниатюра, созданная руками ребенка, хранит свое неповторимое тепло детской энергетики.
Образ природы в миниатюрах детей способом пластилинографии является уникальным отображением творчества, фантазии, эмоций и чувств ребенка. Создание небольших миниатюр из пластилина – это всегда творчество, изобретение нового, выражение своих эмоций формой и цветом, оригинальность и неповторимость, что является достоинством, не требующим подтверждения.
Приглашаем Вас посмотреть наши небольшие «шедевры», объединённые общей темой «Времена года»