Алёна Артёмовна Шенкнехт
Изучение особенностей артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Исследованиям проблеме недоразвития речи посвящена большая часть современной литературы по логопедии и дефектологии. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи определяется учеными как нарушение процессов формирования произносительной системы языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи объединяет обширную группу нарушений речи, которые характеризуются различными расстройствами речевой деятельности, препятствующие полноценному речевому развитию.
Публикация «Изучение особенностей артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
ФФНР может быть обусловлено:
1. Дислалией (нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и строении речевого аппарата).
2. Дизартрией (нарушение произносительной стороны речи при недостаточной иннервации речевого аппарата. Для дизартрии характерны нарушения фонематической и просодической стороны речи) [2, с. 37].
3. Ринолалия (расстройство артикуляции и фонации звуков. Характерным признаком является паталогическое изменение резонирования носовой полости во время фонации, как следствие проявляется назальность речи).
При артикуляторно-фонематической и акустическо-фонематической дислалии происходит либо замена звуков, либо их смешение. Если дошкольник заменяет звуки, значит артикуляция плохо сформирована и он произносит похожие на нужные ему звуки. Если дошкольник смешивает звуки, то, артикуляция не нарушена, но ребенок не различает артикуляционные позиции.
При артикуляторно-фонематической и акустическо-фонематической дизартрии четкость кинестетических ощущений часто нарушается и ребенок не воспринимает состояние напряженности, или, наоборот, расслабленности мышц речевого аппарата, насильственные непроизвольные движения или неправильные артикуляционные уклады.
При артикуляторно-фонематической и акустическо-фонематической ринолалии из-за анатомо-физических нарушений речевого аппарата нарушается звукопроизношение и тембр голоса.
В связи с этим, состояние различных фонематических функций и состояние артикуляционной моторики будет иметь определенные различия в зависимости от структуры дефекта. При ФФНР наблюдается недостаточная внятность речи и скованность артикуляционной моторики. Рассмотрим особенности артикуляционной моторики у детей с ФФНР, согласно структуре речевого дефекта:
Дизартрия. Нарушения иннервации мимической мускулатуры: сглаженность носогубных складок, парезы мышц губ и языка, трудности при подъеме бровей. Спастичность мышц органов артикуляции.
Дислалия. Аномальное строение мягкого неба, дефекты прикуса, аномалии зубно-челюстной системы
Ринолалия. Гипертрофия корня языка, аномалии в строении и подвижности губ, расстройства работы мышц, осуществляющих движение мягкого неба.
Таким образом, согласно данным таблицы, при ФФНР согласно структуре дефекта наблюдаются различные патологии в строении артикуляционного отдела периферического речевого аппарата. У детей с ФФНР наблюдается недостаточная внятность речи, а также скованность артикуляции, основной причиной которой является недостаточная подвижность артикуляционного аппарата, присутствуют затруднения в удержании позы, наличие гиперкинезов в области рта. Затруднения произносительного характера оказывают негативное влияние на развитие фонематического восприятия, нарушая процесс слухопроизносительного взаимодействия.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что недостаточная сформированность артикуляционного аппарата у дошкольников с ФФНР ведет к значительным трудностям в формировании у них фонематических функций. Развитие моторной стороны речи у детей дошкольного возраста зависит от функциональных возможностей мимико-артикуляторных мышц, которые оказывают непосредственное влияние на речевое воспроизведение.
Степень проявлений данных трудностей напрямую зависит от того на каком уровне находится речевое развитие ребенка. В целом необходимо отметить, что у дошкольников с ФФНР сформированность фонематических функций находится на достаточно низком уровне по сравнению с нормой.