Жанна Тихонова
Изобразительное творчество — как средство психического развития дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение её начинается в дошкольном детстве. Наиболее эффективным средством для этого является изобразительная художественно-творческая деятельность.
В процессе рисования, лепки, аппликации ребёнок испытывает разнообразные чувства, радуется красивому изображению, которое он создал сам, приобретает знания и представления об окружающем, осмысливает качества предметов и воспроизводит их с учётом собственного воображения. Об этом свидетельствуют исследования известных педагогов и психологов.
Публикация «Изобразительное творчество — как средство психического развития дошкольников,» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Положительное влияние изобразительного творчества на психическое развитие детей отмечал К. Д. Ушинский. По его мнению, эта деятельность является одним из лучших средств развития наблюдательности, а вместе с тем и памяти, мышления, воображения. Поэтому он рекомендовал шире вводить рисование, лепку, аппликацию в совместную с педагогом и самостоятельную деятельность детей.
В. Г. Злотников указывает, что художественное творчество характеризует непрерывное единство познания и воображения, практической деятельности и психических процессов, является специфической духовно-практической деятельностью, в результате которой возникает особый материальный продукт – произведение искусства[2].
В процессе занятий рисованием, лепкой, аппликацией у детей развивается воображение и память. Ребенок создает изображение не только на основе того, что он непосредственно воспринимал, но и на основе взаимосвязи с опытом прошлых восприятий и сложившимися представлениями, которые в процессе деятельности уточняются, обогащаются и применяются в новой ситуации для изображения знакомых предметов. Например, дети никогда не видели сказочной птицы, но они могли видеть самых разнообразных птиц в окружающей жизни, в иллюстрациях, слушали сказки о волшебных птицах, жар-птицах, синей птице, рассматривали глиняные игрушки, изображения разнообразных декоративных птиц в различных предметах декоративного искусства. На этой основе и складывается образ необычной фантастической птицы.
Развитию воображения способствует выполнение творческих заданий и изобразительная деятельность по собственному замыслу. Например, после того как дети нарисовали (слепили, наклеили) фигуры разной формы (круглой, прямоугольной, предлагаю им самостоятельно закончить работу, изобразив какой-либо предмет. В старшем возрасте после знакомства с музыкальным и литературным произведением предлагаю создать (в рисунках, лепке, аппликации) иллюстрации к этим произведениям, представить образы понравившихся героев.
В процессе художественно – творческой деятельности дошкольник отражает предметы и явления реального мира. Прежде чем образы, задуманные ребёнком, появятся на бумаге, они складываются в его сознании и в процессе восприятия предметов фиксируются их свойства: форма, величина, пропорции, цвет, характерные детали. Сформировавшиеся при восприятии представления о предметах группируются по выделенным свойствам и воспроизводятся ребёнком на бумаге. Таким образом, продуктивная деятельность способствует развитию мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза и обобщения. Например, анализируя с детьми форму и строение предмета, который дети затем будут изображать, предлагаю им подумать как лучше расположить изображение на листе, чтобы рисунок выглядел красиво. Для этого детям необходимо выделить и соотнести форму и пропорции предмета с формой листа бумаги. На занятии по аппликации дети вырезают и наклеивают грузовую машину. После чего предлагаю детям самостоятельно вырезать и наклеить груз, который везёт их машина. В ходе выполнения таких заданий у детей развивается не только творческое мышление, но и воображение.
Творческая изобразительная деятельность влияет на речевое развитие ребёнка. Дошкольники, особенно младшего возраста в процессе продуктивной деятельности дополняют свою работу речевым сопровождением. При этом речь ребёнка зачастую богаче самого рисунка, и позволяет дошкольнику преодолеть ограниченные возможности изображения предметов[3]. В процессе выполнения работы малыш даёт персонажам характеристики, которые трудно отразить на бумаге (например, нравственные качества) и преодолевает несовершенство собственной ручной умелости: неумение показать пропорции, перспективу, динамику события. Например, нарисовав птичку, ребёнок начинает рассказывать о том, какая она (цвет перьев, повадки, место обитая, чем питается и т. д.).
Таким образом, в процессе целенаправленной продуктивной творческой деятельности развиваются и совершенствуются психические процессы дошкольников, обогащается опыт творческой деятельности детей, формируются такие качества личности, как активность, инициатива и самостоятельность, которые лежат в основе детского изобразительного творчества, следовательно, происходит формирование визуальной и художественной культуры дошкольников.
Для успешной и результативной работы в данном направлении педагогам необходимо знать и учитывать те психические процессы, которые лежат в основе детского творчества, и, самое главное, систематически их развивать.