Елена Башинская
Театральная деятельность как средство коррекции коммуникативных проблем ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №29 «Журавушка»
Театральная деятельность как средство коррекции коммуникативных проблем ребенка
Подготовила воспитатель Е. Г. Башинская
Наукоград – Мичуринск 2017
Согласно новым требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие интонационной культуры речи. Для развития речи ребенка, посредством театрализованной деятельности применяем следующие критерии:
Публикация «Театральная деятельность как средство коррекции коммуникативных проблем ребенка» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество).
Развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т. д.
Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театров, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).
Обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
Театр - самый доступный вид искусства для детей-дошкольников.
Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника. Это психофизические способности (мимика, пантомимика, психические процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, память, речь (монолог, диалог, творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).
Театрализованная деятельность помогает формированию следующих умений и навыков детей: разыгрывание стихов, сказок, рассказов, мини-сценок; владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (плоскостной, теневой, пальчиковый, проволочные цветочные куклы.); обогащение театрального опыта (знания о театре, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, терминология); изготовление и подбор атрибутов, кукол и игрушек, элементов костюмов.
Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях ДОУ не предполагает развития профессиональных актерских умений. Главной целью является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов.
Задачи театрализованной речи в условиях ДОУ :
1. развитие речи детей и коррекция ее нарушений;
2. развитие мотивационных устремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через театральную деятельность и специально организованные речевые праздники-конкурсы;
3. развитие познавательных способностей, произвольной регуляции деятельности, эмоционально-личностной сферы;
4. развитие эстетических способностей.
Все театрализованные игры можно разделить на две основные группы: режиссерские и игры-драматизации.
К режиссерским играм относятся настольный театр игрушек и картинок, стендовые игры (стенд-книжка, теневой театр, театр на фланелеграфе, с использованием магнитной доски.). Здесь ребенок сам создает сценарий, играет роль игрушечного персонажа (объемного или плоскостного). Преобладающими средствами выражения в данном случае выступают интонации и мимика. Данные игры используются на занятиях при составлении рассказов по картинкам, сериям сюжетных картин, следам демонстрируемого действия. Дети, выступая в роли режиссеров, сочиняют сценарий и затем, используя фигурки настольного театра, его разыгрывают.
Игры - драматизации предполагают произвольное воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием. Они основываются на действиях исполнителя, который использует пальчиковый театр. Поскольку ребенок играет сам, он может использовать все средства выразительности (интонацию, мимику, пантомимику). Данные игры используются при пересказе рассказов и сказок. Здесь дети — артисты. Дети учатся владеть своим голосом, интонацией, мимикой, четкой артикуляцией, жестами. Они развивают память, фантазию, учатся взаимодействию друг с другом.
Очень важно включать в занятия специальные игры на развитие воображения, мимики, пантомимики, направленные на формирование дыхания, четкой дикции, интонации, артикуляции. Такие игры следует систематизировать в соответствии с тематическим планом работы и использовать их при проведении физкультминуток и организационных моментов.
Успешности использования театрализованных игр в коррекционной работе способствует организация предметно-игровой среды. Для них необходим разнообразный дидактический материал: костюмы, различные объемные и плоскостные куклы, дидактические игрушки, всевозможные иллюстрации.
Театрализованная игра всегда приносит ребенку большую радость и удивление.
Литература
1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду : Игры, упражнения, сценарии. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 128с.
2. Артемова Л. В. Театральные игры дошкольников. М., 1983.
3. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: 12. Танникова Е. Б. Формирование речевого творчества у дошкольников (обучение сочинению сказок). – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 96с.
4. Чурилова Э. Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2001.