Светлана Куропаткина
План работы по самообразованию «Театрализованная деятельность как средство социализации детей младшего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы самообразования.
"Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок".
В. Сухомлинский
Как известно, социализация – это усвоение человеком нравственных норм и ценностей, морали, правил поведения в социуме (обществе). Социализация ребенка дошкольного возраста представляет собой длительный и многоплановый процесс, который очень важен для его гармоничного вхождения в общество.
Публикация «План работы по самообразованию „Театрализованная деятельность как средство социализации детей младшего возраста“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр, театрализованная деятельность. Самообразование
- Театр. Планы
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Адаптируясь к внешнему миру, ребенок постепенно учится вести себя, соответственно правилам социума, примеряет определенную роль, старается найти баланс между требованиями окружающих и собственными потребностями.
Социализация ребенка дошкольного возраста – ответственный и часто трудный процесс. Однако важно понимать, что ее значение огромно для будущей адаптации человека в обществе.
Самый короткий путь социализации ребенка, а также обучения художественному воображению и развитию чувственности – это путь через игру, фантазирование и сочинительство. Театрализованная деятельность – решение данных проблем.
Именно в "театральной игре" осуществляется и интеллектуальное, и эмоциональное, и личностное развитие дошкольника. Кроме того, принимая на себя роли, ребенок учится сочувствовать, сопереживать, понимать взаимоотношения между людьми, решать проблемные ситуации, что также обеспечивает его положительную социализацию.
Я считаю, что тема:" Театрализованная деятельность как средство социализации детей младшего дошкольного возраста" – в настоящее время является особо актуальной, так как успешная социализация ребенка – это часть его социальной компетентности, означающей готовность ребенка к встрече с новыми социальными ситуациями.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА
НАД ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ
Тема: "Театрализованная деятельность как средство социализации детей младшего дошкольного возраста".
Дата начала работы над темой : 2016.
Предполагаемая дата окончания работы над темой : 2017.
Цель: Повышение своего профессионального мастерства, теоретического уровня и компетентности по данной теме.
Задачи:
1. Приобретение систематических знаний в области социально-речевого развития детей младшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС;
2. Привлечение родителей к проблемам социального развития детей младшего дошкольного возраста и их решению через организацию театрализованной деятельности;
3. Внедрение эффективных педагогических технологий театрализованной деятельности по решению задач социализации в работе с детьми младшего дошкольного возраста и распространение опыта работы среди педагогов МБДОУ.
ЭТАПЫ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ СРОКИ ФОРМА
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
РЕЗУЛЬТАТОВ
1. Выбор темы самообразования (постановка проблемы)
Сбор и изучение учебной, научно-методической литературы
Участие в методических объединениях по данной теме (посещение НОД, мероприятий коллег детского сада, семинаров-практикумов, вебинаров, конференций, мастер-классов, ГМО, просмотр открытых мероприятий, участие в конкурсах по теме самообразования и т. д.) Сентябрь-Октябрь
В течение года
В течение года Обмен информацией с родителями, коллегами
Формирование электронной и методической библиотеки Составление картотеки использованной литературы
Свидетельства, дипломы
2. Определение цели и задач
работы над темой
Создание копилки методических разработок по освоению детьми социального опыта через театрализованную деятельность
Оформление театрального центра "В гостях у сказки"
Подбор игр-инсценировок, стихов, хороводных песен для новогоднего утренника Ноябрь-Декабрь
В течение года Разработка плана самообразования
Формирование картотек театрализованных игр для детей младшего дошкольного возраста
Разработка планов конспектов НОД,
сценариев праздников с включением театральных постановок и других досугов
Оформление папки
"Виды театрализованной деятельности"
Подобрать материал к центру театральной деятельности "В гостях у сказки"
Праздник "В гости к Деду Морозу"
3. Включение театрализованной деятельности в воспитательно-образовательный процесс
Разработка театрально-игровой деятельности к мероприятию "Коляда, коляда – отворяй ворота"
Организация кружковой работы с детьми по теме самообразования
Привлечение родителей к процессу театрально-игровой деятельности в условиях ДОУ и вне Январь-Февраль
В течение года Использование в практической деятельности игр-драматизаций, мини-сценок, имитационных упражнений, мимических этюдов и других форм работы
Развлечение "Коляда, коляда – отворяй ворота"
Разработка программы театрального кружка
Проведение индивидуальных и подгрупповых консультаций с родителями
Активное участие родительской общественности в подготовке спектаклей: создание реквизитов, оформление декораций
Составление рекомендаций для родителей по использованию и проведению театрализованных игр дома
Мастер-класс для родителей "Театрализованные этюды, как средство формирования социальных навыков у детей дошкольного возраста"
4. Подведение итогов
Отбор диагностического инструментария для определения уровня социального развития детей
Разработка досуга "Встреча с весной" (Масленица)
Оформление результатов
работы по теме
Представление материалов Март-Апрель Проведение сравнительной оценки социально-личностного развития детей младшего дошкольного возраста в условиях театрализованной деятельности
Досуг "Встреча с весной" (Масленица)
Составление отчета о проделанной работе по теме
Оформление фото альбома о проведенных мероприятиях
Презентация отчета о проделанной работе по теме самообразования
Презентация дизайна и наполняемости театрального центра
5. Использование опыта самим педагогом в процессе
дальнейшей работы
Распространение опыта среди родителей, коллег
Обмен опытом в интернете на сайтах Май Открытое мероприятие – театральное представление "Что за прелесть, эти сказки!"
Беседы с родителями и коллегами по обмену опытом Оформление консультаций для родителей, коллег
Сообщение из опыта работы "Театрализованная деятельность как средство социализации детей младшего дошкольного возраста"
Мастер-класс для педагогов по теме: "Театр своими руками"
Размещение материалов в сети Интернет, публикация статей, разработка методических рекомендаций
Практическая реализация темы по самообразованию :
Принятие участия:
В проведении праздников, досугов: "Золотая осень, в гости просим", "День Матери", "В гости к Деду Морозу", "Наши защитники"; "Хлеб всему голова", "Коляда, коляда – отворяй ворота", "Встреча с весной" (Масленица, "Сказочные друзья", "Как у наших у ворот".
Вернисаж/ выставка:
Фотографий детей в процессе работы театрального кружка;
Фотографий творческой работы с родителями.
Проведение мастер-классов:
Мастер-класс для педагогов по теме: "Театр своими руками";
Мастер-класс для родителей "Театрализованные этюды, как средство формирования социальных навыков у детей дошкольного возраста".
Подготовка и проведение:
Анкетирования "Насколько театрален ваш ребенок";
Консультаций для родителей по темам: "Успешная социализация личности средствами театрализованной деятельности", "Значение театра в жизни ребенка", "Театр в детском саду", "Театр – наш друг и помощник", "Сочиняем сказку";
Открытого мероприятия – театральное представление "Что за прелесть, эти сказки!".
Выступление:
Сообщение из опыта работы "Театрализованная деятельность как средство социализации детей младшего дошкольного возраста";
Презентация дизайна и наполняемости театрального центра "В гостях у сказки";
Презентация отчета о проделанной работе по теме самообразования.
Оформление:
Памяток, буклетов, папок-передвижек для родителей по темам: "Рождественские забавы для детей (инсценировка рождественского вертепа)", "Сказка - ложь, да в ней намек. ", "Разные эмоции", "Организация домашнего театра";
Папки "Виды театрализованной деятельности";
Рекомендаций для родителей "Театрализованные игры дома";
Фотоальбома "Театрализованная деятельность в первой младшей группе" (работа театрального кружка);
Оформление уголка для родителей "Развитие у детей навыков сценического искусства";
Картотеки "Театрализованные игры для детей младшего дошкольного возраста", "Игры-драматизации", "Имитационные упражнения".
Пополнила в ПРС группы:
Театральный центр "В гостях у сказки" :
уголок "Петрушкин театр";
уголок "Наряжайка";
уголок "Книжкин дом";
Музыкальный центр.
Используемая литература.
1. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду : Игры, упражнения, сценарии. – М. : ТЦ Сфера, 2003. (Серия "Вместе с детьми").
2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. – М. : Просвещение, 1991.
3. Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации. – М. : Вентана – Граф, 2015.
4. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
5. Кулигина Е. А., Кислякова Е. В. Коммуникативные способности дошкольников как фактор социальной адаптации. //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 5/2010 г. Москва ТЦ "Сфера".
6. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольного учреждения. -: М. : ТЦ "Сфера", 2003.
7. Маханева М. Д. Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1985г.
8. Поляк Л. Я. Театр сказок : сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. - СПб. "Детство-пресс", 2008.
9. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Сост. Тарабарина Т. И., Елкина Н. В. Худ. Г. Соколов, В. Куров. - Ярославль: "Академия развития", 2007.
10. Сертакова Н. М. Игра как средство социальной адаптации дошкольников, 2009.
11. Трусова Е. Л. Взаимосвязь изобразительной и театрально-игровой деятельности в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста : Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1986. 24с.
12. Энциклопедия детского фольклора: Серия: "Моя первая книга". - М. : Белый город, 2008 г.
13. Ресурсы интернета.