Яна Хлынцева
Изменение роли библиотекаря в современной системе образования
30 мая 2011 года, тогда еще председатель Правительства Владимир Владимирович Путин, выступая на VI съезде Всероссийского педагогического собрания, сообщил о введении в школах России новой должности – «ПЕДАГОГ-БИБЛИОТЕКАРЬ».
Но что же все-таки изменилось с тем пор? Да, несомненно, школьные библиотекари, ранее имевшие статус учебно-вспомогательного персонала, влились в педагогические коллективы учреждений начального, основного общего, среднего (полного) общего образования в качестве полноправных их членов. Теперь педагог-библиотекарь может вести занятия по учебным предметам на условиях, установленных для учителей.
Публикация «Изменение роли библиотекаря в современной системе образования» размещена в разделах
- Библиотека. Знакомимся с библиотекой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Стоит отметить сразу, что с появлением новой должности ставится вопрос о подготовке в наши дни специалистов новой формации — педагогов-библиотекарей. Но пока это звучит как фантазия.
Специалисты Российской школьной библиотечной ассоциации отмечают, что педагоги-библиотекари — главный духовный ресурс отечественной школы XXI века, и разработка образовательных стандартов подготовки бакалавров и магистров по направлению «педагог-библиотекарь» — приоритетная задача нашей педагогики.
Педагоги-библиотекари информационного общества должны умело использовать новейшие интернет-технологии, создавать электронный каталог и оцифровывать книжные фонды, проектировать сайты своих библиотек и вести библиотечные блоги, информирующие педагогов, школьников и актив родителей о новых поступлениях и планируемых мероприятиях; обмениваться он-лайн библиографическими записями с другими школами; создавать он-лайновые клубы любителей чтения и т. п. Но эти умения всего лишь принимаемые по умолчанию предпосылки библиотечно-педагогического профессионализма. Реальный профессионализм может быть достигнут только на базе освоения общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных учебных дисциплин, определение необходимого и достаточного состава которых — сложная педагогическая задача, требующая коллективной разработки.
Все вышесказанное является результатом работы на очень долгую перспективу, а что же мы имеем сейчас с кадрами и самой профессией библиотекаря, ее престижностью. Если руководители образовательных
организаций хотят видеть в своем штате высококвалифицированных специалистов, они должны знать немного о том, какие существуют проблемы и перспективы при переходе от простого школьного библиотекаря к должности педагога-библиотекаря.
Систематизация результатов отечественных исследований по проблеме престижа профессии библиотекаря и выделение содержательных характеристик деятельности библиотекарей, с одной стороны, определяют сущность профессии, а с другой, раскрывают специфику возможностей, необходимых для положительного формирования престижа библиотечной профессии.
Для получения развернутых данных нами было проведено социологическое исследование, в котором использовались два взаимосвязанных метода: анкетный опрос (основной) и фокус-группа (дополнительный). Исследование проводилось, как среди библиотекарей общедоступных библиотек, так и библиотекарей организаций общего и высшего образования.
Выявив составляющие престижности профессии библиотекаря, проанализировав ее достоинства и недостатки, нами были обозначены основные факторы, под влиянием которых формируется отношение общества и профессионального сообщества к данной профессии. Таким образом, понимание содержательных характеристик профессии библиотекаря дает нам возможность выделить основные критерии, оказывающие влияние на ее престиж, т. е. построить модель.
Модель престижа профессии библиотекаря, на наш взгляд, включает в себя три основных блока. В первый блок входят показатели, оказывающие непосредственное влияние на один из основных подвидов престижа – общественный престиж. Во второй блок включены показатели, влияющие на формирование внутрикорпоративного престижа.
Структурное содержание престижа библиотечной профессии представлено таким образом, что внутри каждого блока выделяются конкретные индикаторы, составляющие систему моделируемой категории. Иными словами, в каждый из блоков последовательно включены индикаторы, так или иначе воздействующие на степень престижности профессии.
В качестве основных объектов, которые способны сформировать общественный престиж библиотечной профессии, можно предложить индивидов, социальные группы и социальные общности. Внутрикорпоративный престиж складывается самими работниками библиотек.
Так, общественный престиж профессии библиотекаря напрямую зависит от следующих факторов: положением в иерархии других профессий; образом жизни, который связан с профессиональной деятельностью; временем, затраченным на приобретение профессии; уровнем доходов; авторитетом; привлекательностью профессии; профессионализмом работников; результатом профессиональной деятельности и др.
Наиболее важными и определяющими критериями профессионального престижа библиотечной профессии на внутрикорпоративном уровне являются: личная профессиональная удовлетворенность, профессиональное развитие и возможность карьерного роста, размер заработной платы, стабильность занятости и т. д.
Представленные индикаторы двух подгрупп престижа оказывают непосредственное влияние на систему ценностей, социальных установок и мотивов, личный опыт, интересы представителей библиотечной профессии и общества в целом.
Следующий блок модели престижа профессии библиотекаря представляет собой организационно-управленческую структуру библиотечного дела. В его состав входят органы власти и управления, организации и учреждения, деятельность которых оказывает непосредственное влияние на работу библиотек. Содержание составляющих данного блока является результатом организации и профессиональной деятельности библиотечных специалистов, которая реализуется с применением современных технологий, инновационных методик, стандартов, нормативно-правовой базы.
Содержательная сторона индикаторов третьего блока продиктована спецификой социального и экономического развития, бюджетной обеспеченности и структурой социальных расходов конкретного региона, в нашем случае – Тамбовской области. Так, при формировании модели, влияющей на престиж профессии библиотекаря, в силу объективных причин и региональных особенностей можно выделить показатели, которые определяются в том числе и внешними особенностями. В первую очередь к ним можно отнести географическую отдаленность территории области, материально-техническое обеспечение учреждений сферы культуры, дефицит квалифицированных кадров и т. д.
Очевидно, что все перечисленные факторы тесно связаны между собой, причем данные связи являются функциональными, взаимно обусловливающими. В частности, недостаточная информированность о библиотечной профессии и ее возможностях негативно сказывается на количестве и качестве абитуриентов, поступающих на библиотечное
направление подготовки. Неясные представления о возможностях библиотекарей отрицательно влияют на их должностное и профессиональное карьерное продвижение.
Кроме того, сформированная структурная модель связана не только с повышением престижа на общественном и внутрикорпоративном уровне, но и с выбором наилучшего направления деятельности органов государственной власти и управления. Непосредственное их взаимодействие со специалистами библиотечной сферы является одним из условий повышения престижа профессии библиотекаря. В рамках данной модели функционирование определяется видами библиотечной работы, которые отражают непосредственное взаимодействие специалистов с пользователями.
Для того, чтобы повысить престиж профессии внутри библиотечного коллектива, можно вести активную работу по созданию в нем благоприятного климата, применять возможности материального и нематериального мотивирования сотрудников и др.
Положительное влияние на престиж, по нашему мнению, может оказать и государственная поддержка библиотечной сферы, которая может выражаться в реализации различного рода социальных программ, активной профориентационной работе среди молодежи и т. д.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что престижем профессии библиотекаря можно целенаправленно управлять. Для этого необходимо оказывать воздействие на профессиональное сообщество, на общество в целом. При более активном и последовательном взаимодействии органов государственной власти и управления и вышеперечисленных категорий процесс повышения престижа профессии библиотекаря будет наиболее результативным.
Решив все эти проблемы, мы увидим наши школьные библиотеки и Информационно-библиотечные центры центром всей «школьной вселенной».