Светлана Анатольевна Шмойлова
Проектная деятельность в системе образования
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность является инновационной технологией, которая имеет широкую область применения в организации системы образования. Владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволяют более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции. Кроме того, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста.
Публикация «Проектная деятельность в системе образования» размещена в разделах
Существует две точки зрения на связь проектной деятельности и метода проектов. Первая – эти два понятия нельзя смешивать, они существуют независимо друг от друга. Другая и более распространённая точка зрения – это то, что метод проектов и проектная деятельность существуют в тесной связи друг с другом.
Понятие «проект» (в переводе с латинского – «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание».
Метод проектов в последние годы получил широкое распространение в системе образования и понимается как :
конечный продукт, решение проблемы материального, социального, нравственного, исторического, научно-исследовательского и другого характера
форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению конкретной продукции за заданный промежуток времени
дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и формирования определенных личностных качеств
Итак, проект – это интегрированная деятельность обучающихся, в результате которой предполагается получение определенного продукта и его дальнейшее использование.
Деятельность – специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс.
Проектная деятельность содержит :
анализ проблемы;
постановка цели;
выбор средств ее достижения;
поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;
оценка полученных результатов и выводов.
Проектная деятельность детей является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Проектная деятельность требует самостоятельности от несовершеннолетних обучающихся, что еще не под силу воспитанникам дошкольных образовательных учреждений в силу возрастных особенностей, поэтому проектную деятельность дошкольников и метод проектов следует рассматривать в неразрывной связи, как форму организации проектной деятельности детей дошкольного возраста.
Наибольшую популярность в детском саду получили практико-ориентированные проекты. Именно они позволяют опираться на личный опыт детей, поддерживать долгое время интерес к деятельности.
При создании учебных проектов с открытой, явной координацией координатор проекта выполняет свою собственную функцию, ненавязчиво направляя работу детей, организуя в случае необходимости отдельные этапы их деятельности. В процессе работы над проектом со скрытой координацией координатор выступает как участник проектной деятельности. Оба этих типа проектов получили широкое распространение в работе с дошкольниками.
В работе с детьми дошкольного возраста чаще всего используются групповые проекты, в ходе которых развиваются коммуникативные умения, способность к сотрудничеству и взаимодействию, которые воспринимаются в современном обществе как неотъемлемые позитивные характеристики человека в любых сферах жизнедеятельности.
Условно выделяются четыре группы проблем: семья, природа, рукотворный мир, общество и его культурные ценности.
В практике дошкольных учреждений при обучении детей используются: информационные практико-ориентированные, исследовательские, творческие и ролевые, игровые проекты.
Литература
1. Боровлева А. В. Проектный метод - как средство повышения качества образования // Управление ДОУ. - 2006. - №7.
2. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М. : Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.
3. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ / Е. С. Евдокимова. - М. : ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.
4. Кудрявцева А. И. Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в ДОУ / Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой // Проблемы и перспективы развития образования. - Пермь: Меркурий, 2011. - С. 80-84.
5. Сиденко А. С. Метод проектов : история и практика применения / А. С. Сиденко // Журнал «Завуч». - 2003. - №6.