Туйгунова наталья
Из опыта работы в разновозрастной группе. Консультация для воспитателей «О развитии социальной чуткости»
▼ Скачать
О развитии социальной чуткости в разновозрастной группе детского сада.
Социальную основу воспитания необходимо формировать уже в детском саду. Следует отдавать предпочтение новым идеям и поискам в работе, которые направляли бы внимание ребёнка не на своё «я», а на окружающую жизнь, людей. Уже у малышей мы развиваем миролюбивое отношение к другим детям, поощряем желание действовать совместно. У пятилетнего ребёнка хотим видеть такие качества, как эмоционально – бережное отношение к окружающему. Ребёнок этого возраста должен сам замечать, что друг грустит, и утешать его, без напоминания помогать младшему.
Публикация «Из опыта работы в разновозрастной группе, Консультация для воспитателей „О развитии социальной чуткости“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Социальную чуткость можно развивать и воспитывать как в семье, так и в дошкольном учреждении. Особенно благоприятный микроклимат для этого в разновозрастной группе, похожей на семью. Я хочу рассказать о работе нашего педагогического коллектива. В течении последних лет мы занимаемся воспитательной работой в этом направлении. Так как в нашем селе стало меньше детей, наш сад вынужден был сформировать разновозрастные группы. Разновозрастная группа обеспечивает чувство защищённости малышу и чувство собственного достоинства старшему дошкольнику. В такой атмосфере воспитателю нетрудно увлекать детей совместной деятельностью, поддерживать их желание радовать кого – то, своевременно направлять на оказание взаимопомощи. Воспитатели помогают преодолевать привычку думать и действовать исходя из своего «я», даём возможность почувствовать радость и гордость от работы, сделанной вместе с товарищами, ощутить необходимость, пользу своей деятельности для других, учим их радоваться достижениям друга, утешать и ободрять младших – одним словом, нацеливаем внимание ребёнка на других.
Каковы характерные признаки проявления социальной чуткости у дошкольника?
Радость при успехе другого ребёнка
Выражать признание успехов товарища мы учим детей, как на занятиях (по изобразительной деятельности и др., так и в повседневной самостоятельной деятельности. Воспитатель при подведении итогов и анализе работ предлагает каждому ребёнку рассказать о рисунке друга, отметить что- то хорошее. Воспитатели дополняют оценку своим мнением, обращая внимание на то, что ребёнок не заметил. Воспитатель, оценивая достижения малышей, делает это в форме радостного неожиданного открытия или оглашения тайны.
Отказ от чего-либо в пользу другого ребёнка.
Отказ от какого -то права, часто требует от ребёнка определённого внутреннего самоопределения. Но детей никогда не следует принуждать к отказу ради кого-то. Надо постараться объяснить им, что отказ должен доставлять радость, а не вызывать сожаление. Мы заметили, что старшие девочки отказываются от чего-либо в пользу младших из нежности и потребности позаботиться.
Предоставление другому ребёнку возможности порадоваться.
Радость от того, что доставил её другому, - одно из наиболее прекрасных чувств, просветляющих человека. Для ребёнка очень важна обратная связь. Ему необходимо видеть на лице другого человека радость или удовлетворение. Если этого не последует за хорошим поступком, то воспитатель позаботится о том, чтобы ребёнок был твёрдо уверен в правильности своего поступка. Можно просто поощрять ребёнка, можно в его присутствии спросить у другого, испытывает ли он радость, можно высказать одобрение и показать положительную направленность поступка. Главное – распознать, уловить это мгновение, чтобы не пропустить возможность похвалить ребёнка за его доброе дело.
Приглашение к совместным играм, действиям нерешительного ребёнка, одиноко стоящего в стороне.
Часто дети не замечают, что один ребёнок стоит рядом и наблюдает за игрой. Он хотел бы принять участие, но что-то мешает ему. Может быть, эта игра новая и незнакомая и ему трудно сразу найти в ней роль для себя. Может быть, он боится, что ему откажут, ведь так уже случалось раньше. Воспитатель не должен «втиснуть» ребёнка в игру других детей. Но тем не менее он может направить их внимание на одиноко стоящего товарища, например, тихо спросить у кого-либо из старших детей : «Как ты думаешь, всем сейчас хорошо и весело?» или: «Посмотри вокруг, вдруг кто-нибудь печально стоит один?». Обычно ребята сразу обнаруживают такого ребёнка и тут же быстро приглашают играть вместе. У младших дошкольников можно прямо спросить: «А вы возьмёте Гришу в игру?». Дети охотно соглашаются, особенно если воспитатель найдёт для Гриши подходящую роль.
Забота о равноправии всех детей.
На музыкальных занятиях дети часто проводят игры с выбором партнёра. Воспитатель внимательно следит за тем, чтобы каждый ребёнок был занят игрой, и поучавствовал в ней. Мы обращаем внимание и на то, чтобы никто из детей не требовал для себя особых правил, не брал на себя постоянно лишь руководящие роли и т. д. Поэтому можно было видеть иногда такую картину: во время игры «в семью» мамой был младший ребёнок, а дочкой – старший.
Умение приносить извинения и умение принимать их.
Необходимо, чтобы ребёнок ощущал потребность извиниться, если сделал что-то плохое, признать свою вину и сохранить хорошие отношения со своими товарищами. Очень важно, как дети извиняются и как принимают извинения. Недовольный вид ребёнка, повернувшегося спиной к просящему извинение, вызывает у последнего неприятное ощущение, что его не простили. Такое положение приводит в дальнейшем к нежеланию извиняться. Ребёнок должен видеть и чувствовать, что на него не сердятся, что тяжёлый момент прошёл и можно дальше спокойно вместе играть. Извинения должны вызывать радостное чувство освобождения, желание не повторять допущенную ошибку.
Словесное или физическое одобрение другого ребёнка
Когда в группу приходит новенький, среди старших детей всегда находится тот, кто берёт над ним шефство, и дети между собой сближаются. На прогулке старший держит младшего за руку, в группе помогает организовать его деятельность: ведь ему нужны одобрение и поддержка. У маленьких детей существует много разных страхов. Хорошо, когда старшие ребята понимают это и спешат на помощь. Страх ребёнка никогда нельзя высмеивать. Надо помочь преодолеть, победить его.
В результате нашей работы мы пришли к выводу, что социальная чуткость – необходимое качество ребёнка. Оно помогает ему в любой ситуации хорошо себя чувствовать и успешно действовать.