НАТАЛЬЯ ЗАРИПОВА
Доклад из опыта работы «Социально нравственное воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
«МБДОУ № 36 комбинированного вида»
Доклад из опыта работы по теме
«Социально нравственное воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста»
Воспитатель МБДОУ № 36
Молчанова Н. Н.
г. Кировск
2018 г.
Публикация «Доклад из опыта работы „Социально нравственное воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Ребенок пришел в детский сад и сразу его день наполнился различными ситуациями, событиями, делами. Однако на многие из них он, зачастую, реагирует равнодушно. Происходящее с ним не вызывает у него сочувствия, огорчения или радости. Общение со сверстниками, среда, в которой он находится, его семья-все это играет важную роль в нравственном воспитании ребенка.
Наблюдая за детьми во время их общения, я обратила внимание на то, что они не могут играть дружно друг с другом, ссорятся, отнимают друг у друга игрушки, дерутся, выясняют отношения, не умеют договариваться, т. е. не умеют просто находиться рядом. Эта проблема волновала меня на протяжении всей моей педагогической деятельности. Мне выпала возможность поработать с детьми разных возрастных категорий, но придя на работу в ясли и на младший дошкольный возраст, я поняла, что именно с раннего возраста необходимо приобщать ребёнка к красоте, развивать его творческие способности, обогащать его духовный мир. Прививать определенные нравственные качества, принятые в обществе, ведь именно в раннем возрасте, ребенок, особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка.
Нравственное воспитание детей раннего дошкольного возраста я рассматриваю, как непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. Хочется верить, что в результате такого воспитания ребенок будет действовать не потому, что захочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что будет считать необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми. При целенаправленном воспитании чувства ребенка гораздо богаче, разнообразнее и проявляются раньше, чем у детей, не получивших правильного воспитания.
Изучив литературу, я выделила несколько методов нравственного воспитания детей :
- организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ действительности, пример взрослых или других детей, метод организации деятельности);
- формирование у детей нравственных представлений, суждений, оценок (беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций).
- метод убеждения, положительный пример, поощрение.
Данные методы я применяю в своей практической деятельности.
Дети по-своему видят действительность, они судят о своих поступках и поступках других, опираясь на свой еще небогатый жизненный опыт. Поэтому, педагог умело и ненавязчиво учит ребенка правильно воспринимать и оценивать жизненные ситуации.
Работая с детьми, я не перестаю воспитывать навыки самообслуживания, для этого мы читаем стихи, сказки, обсуждаем сложившиеся ситуации. Добрые отношения к людям и сверстникам помогают воспитывать разнообразные игры, где ведущую роль выполняют сами дети. Провожу различные акции, такие как: «Крылатая столовая», «День обнимашек», «Детский сад - моя семья» «Веселая фотосессия» и т. п. Привлекаю и родителей в совместную деятельность с детьми: праздники, развлечения, изготовление поделок к праздникам или тематическим неделям. Провожу консультации для родителей при необходимости. Активно веду работу в группе ВК, давая возможность родителям увидеть, чем занимается его ребенок в течение дня, как он себя чувствует.
Проникнуть во внутренний мир ребенка, понять его и прийти к взаимопониманию непросто. Нелегко родителям, еще сложнее педагогам. Для решения этой сложной задачи я пытаюсь протянуть тонкую духовную нить, которая связала бы его с ребенком. Главное постараться сохранить эту связь, не дать ей оборваться!
Общение ребенка с прекрасным: природой, музыкой, литературой, живописью, - является мощным источником нравственного воспитания. Дети по природе своей открыты и отзывчивы. Наблюдение за природой, слушание музыки, чтение художественных произведений радуют ребенка, учат его сопереживать, обогащают его эмоциональный опыт. Поэтому я провожу целевые прогулки, экскурсии. Очень важно научить детей чувствовать себя довольными и счастливыми в любой обстановке, радоваться жизни, удивляться ее чуду.
Воспитание нравственности начинается с формирования понятий хорошо и плохо, с осознания своих поступков как хороших, так и плохих.
Впоследствии этого, привитые моральные качества помогают гармоничному развитию и совершенствованию личности ребенка. Добиться поставленной цели возможно, если, ребенок будет расти и воспитываться в условиях постоянной атмосферы взаимопонимания, любви родителей и педагогов.
Общение с ребенком я строю на доверии, на чувстве глубокой любви, уважении его личности, прав. В результате проделанной работы мною созданы условия, способствующие формированию культурного поведения, ощущению собственных возможностей, потребности в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем. Особенно приятно наблюдать, как наши дети общаются друг с другом, ждут друг друга, радуются встрече и в детском саду и за его приделами, сопереживают друг другу, помогают друг другу, эмоционально реагируют на события.