Марина Анчутина
Система работы с родителями воспитанников, по формированию опыта семейного чтения
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. Часто ли мы задаем себе вопрос: «Что принесет книга ребенку? Чему научит?
Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце. Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания.
Публикация «Система работы с родителями воспитанников, по формированию опыта семейного чтения» размещена в разделах
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Прежде чем организовать работу с родителями мы провели анкетирование, которое показало, что 45% родителей не часто читают детям книги (2 –3 раза в неделю). Читают, в основном, сказки - 95%, стихи - 31%, энциклопедии - 10%, классическую детскую литературу - 7%. Нас заставил насторожиться тот факт, что никто из родителей (0%) не обсуждает с детьми содержание прочитанного.
В связи с этим были определены следующие задачи:
1. Помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания дошкольников.
2. Способствовать поддержанию традиций семейного чтения. Оказать семье информационную помощь.
Для реализации данных задач был организован проект «Папа, мама, я – читающая семья». Семейные творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, способствуют позитивным изменениям в семье, помогает выстраивать взаимодействие и сотрудничество семьи и образовательного учреждения. Работа осуществлялась в соответствии с перспективным планом, который включал: приобщение воспитанников к художественной литературе в образовательной деятельности и режимных моментах, совместная работа родителей и детей по повышению уровня чтения в семье.
Был подготовлен цикл консультаций для родителей : «Роль семьи в воспитании культуры чтения у ребёнка – дошкольника», «Приобщение дошкольника к художественной литературе», «Что и как читать детям», «Учим стихи – развиваем память». Оформлены папки-передвижки : «Книжки в вашем доме». «Мы – читающая семья». «Пословицы и загадки о книгах». Предложены методические рекомендации «Как организовать домашнее чтение», «Как учить детей размышлять и обсуждать прочитанное», «Литературное воспитание ребенка в семье».
Для родителей проводим выставки книг по лексическим темам («Моя любимая сказка», «Книги о животных», «Что прочитать о природе» и т. д., ежемесячно помещаем в родительский уголок список литературы, тексты стихотворений для заучивания наизусть.
Организуем семейные чтения, на которых родители рассказывают свои любимые сказки из детства, вместе с детьми обсуждают прочитанные произведения.
На собрании «Как организовать семейное чтение» мы рассказали о том, как правильно выбрать книгу для ребенка, какие произведения рекомендуем для прочтения по данному возрасту; родители презентовали опыт работы по домашнему чтению; был проведен мастер-класс по изготовлению книжек-самоделок.
Большим успехом увенчалось вовлечение родителей в драматизацию таких сказок, как: «Федорино горе», «Телефон», «Репка». Дети с интересом наблюдали за происходящим, узнавали в родителях образы знакомых и полюбившихся героев, прочитанных ранее произведений. В результате данной деятельности произошло сплочение родителей, развитие их творческих способностей.
Встреча за круглым столом «Мы знаем писателей и поэтов» позволила родителям и детям вспомнить произведения любимых писателей, дать оценку поступкам героев.
Много впечатлений у детей оставили: выставка семейных фотографий «Моя домашняя библиотека», конкурс рисунков «Краски прочитанной сказки», мини-музей «Семейных историй».
С детьми мы проводили утренние беседы «Рассказ о прочитанной дома книге» (еженедельно); викторины «Сказки - наши друзья», «В гостях у дедушки Корнея».
Особого внимания заслуживает акция «Подари книгу другу», благодаря которой дети с желанием приносили книги из домашней библиотеки, делились своими впечатлениями о героях сказок, об истории появления книги в семье, дошкольники быстро запоминали авторов книг. С детьми группы были разучены и поставлены сказки «В гостях у Федоры», «Репка», «Рукавичка», «Красная Шапочка на новый лад», которые с успехом были показаны родителям и детям детского сада.
Для более эффективной работы по данному направлению организовали работу с социумом. С детьми систематически посещаем городскую детскую библиотеку, где принимали участие в следующих мероприятиях: литературный час «Лесные сказки» по произведениям В. Бианки, «Ребятам о зверятах» и другие. Также постоянно посещаем городской краеведческий музей - узнали много познавательной информации на выставке «Герои разных сказок».
В группе был оформлен книжный уголок, в который внесли классическую литературу, книги о природе, сборники произведений разных жанров фольклора, литературной прозы и поэзии. Для того, чтобы дети самостоятельно воспроизводили полюбившиеся эпизоды сказок, в уголке имеются разные виды театров, наборы готовых игрушек к различным сказкам. С помощью родителей были изготовлены элементы костюмов сказочных героев, маски животных, декорации. Научить детей различать литературные жанры нам помогли дидактические игры: «Сочиняем загадки», «Что сначала, что потом», «Герои заблудились», «Спрячем сказку в схему».
Анализ проведенной работы в данном направлении показал, что на сегодняшний день сложилась эффективная система по взаимодействию с родителями воспитанников. Использование активных форм работы дало положительные результаты: повысился интерес детей к художественной литературе; укрепились традиции домашнего чтения; был обобщен и распространен опыт семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе; воспитанники проявляют уважение к чтению и относятся к нему, как к серьезному и очень важному и нужному занятию. Повысилась компетентность родителей в вопросах воспитания грамотного читателя. Дети научились правильно обращаться с книгой, вести беседы о прочитанном, анализировать текст на доступном уровне; у дошкольников сформирован интерес к литературе как к виду искусства; выработана потребность ежедневного общения с художественной литературой.