Анастасия Сибилева
Материал из опыта работы «Картотека дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
«ЛИСЬИ ПРЯТКИ».
ЦЕЛИ:
1. Упражнять детей в употреблении предлога «за» (за дерево, за дом, за пень и т. д.).
2. Познакомить с предлогом «из-за».
3. Закреплять в речи детей слова – названия материалов, цветов, и т. д.
4. Закреплять понятия «один – много».
МАТЕРИАЛЫ: лисы разной величины, избушка, пенёк, деревья.
Воспитатель берёт лис разной величины, на столе устанавливается игрушечный лес из отдельных деревьев, избушка, пенёк, маленькие игрушечные лисята.
Темочки:
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Темочки
Организуется игра: лисята прячутся за избушку, за деревья, за пень. Лиса ищет их. Воспитатель, закрепляя предлоги, обращается к детям:
- Куда спрячем этого лисенка? (За домик, за избушку, за пенёк).
После совместного выбора, кто и куда спрячет определенного по цвету лисёнка, задаём вопросы:
- Куда Саша спрятал лисёнка рыжего? и т. д.
«ИЗ КАКОЙ СКАЗКИ ПЕРСОНАЖ».
ЦЕЛИ:
1. Продолжить знакомить детей с персонажами из сказок «Кот, петух и лиса» и «Снегурочка и лиса».
2. Закреплять знания о диких и домашних животных (кто как кричит, двигается).
3. Упражнять в правильном звукоподражании, умении правильно говорить слова из сказки.
4. Вызывать желание подражать персонажам.
МАТЕРИАЛЫ: можно использовать различные игрушки из театров
БИ-БА-БО, «из баночек», резиновые игрушки.
ХОД ЗАНЯТИЯ: воспитатель показывает Петрушку. Он пришёл к детям в гости и принёс красивый мешочек. Заинтересовывает детей в том, чтобы они отгадали, что в мешке (Можно взять красочную коробку). Чтобы мешочек открылся, надо сказать волшебные слова. Потом дети по очереди достают из мешка персонажей из сказок.
Как физминутку использовать подвижную игру «Дети и волк».
Если дети не устали, обыграть какой-нибудь отрывок из сказки (можно провести после занятия).
«СПРЯЧЬ МИШКУ».
ЦЕЛИ:
1. Учить детей определять характер, эмоциональное состояние по внешнему виду.
2. Упражнять в употреблении предлога «за» (за дерево, за дом).
3. Упражнять в звукоподражании. Закрепить знания о внешнем виде и жизни медведя, умение имитировать медведя.
Воспитатель вносит детям игрушку – мишку (сюрпризный момент).
«ПЧЁЛКИ»
ЦЕЛИ:
1. Упражнять детей в диалогической речи, в правильном произнесении звука «Ж».
2. Учить действовать по словесному сигналу.
ИГРОВЫЕ ПРАВИЛА: медведь догоняет улетающих пчёлок только после звука «ж-ж-ж». Пчёлки стараются не попадаться медведю, поэтому улетают из «леса». Кто за кругом, того ловить нельзя.
ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: имитация летающих пчёл, звукоподражание, бег, ловля «насекомых».
ХОД ИГРЫ:
Воспитатель предлагает детям поиграть.
- Помните, мы видели пчёлок на клумбе с цветами? Как они жужжали? (Дети вспоминают). Пчёлки собирают мед на цветах. Мишка тоже любит мёд. Он подходит к домику – улью, где живут пчёлки, и хочет забрать оттуда их мёд. Пчёлки его не пускают, прогоняют, а он их ловит. Но пчёлки быстро улетают от него. Я буду пчёлка – мама. Вы будите пчёлки – дети. Мишку мы сейчас выберем считалочкой: «Раз, два, три; медведем будешь ты».
На водящего надевают шапочку – маску. Медведь становится в сторонке.
Слова пчёлки – мамы: Полетели пчёлки собирать мёд с цветочков.
Мишка – медведь идет, мёд у пчёлок унесёт,
Пчёлки, домой!
Пчёлки улетают (дети бегают по комнате, размахивая руками, и жужжат). Потом пчёлки летят в улей (в угол комнаты). Медведь направляется туда же.
Слова пчёлок – детей: Этот улей – домик наш,
Уходи, медведь, от нас!
Ж – ж – ж – ж – ж!
Пчёлки машут крыльями, прогоняя медведя, и улетают от него.
Медведь старается их поймать.
Дети – пчёлки убегают за круг, очерченный на полу.
Для продолжения игры с помощью считалочки выбирается новый медведь.
«КУРИНОЕ СЕМЕЙСТВО».
ЦЕЛИ:
Активизировать в речи детей предлоги впереди, сзади, за, между.
Продолжить знакомство с петушком, курочкой и цыплятами, их повадками.
ХОД ИГРЫ:
Воспитатель рассказывает детям: «Жили – были петушок и курочка. У них было много желтых, пушистых цыплят. Кричит курочка: «ко – ко – ко, идите ко мне цыплятки». Прибежали цыплятки, встали вокруг курочки».
Воспитатель просит Серёжу:
- Поставь цыплят вокруг курочки.
Игра продолжается:
- Курочка говорит им: «Сейчас все пойдём на зелёный лужок, где высокая трава, там много червяков, мошек».
- Вова, поставь цыплят между курочкой и петушком. Это куриное семейство пошло на лужок. Курочка идёт впереди, цыплята за ней, друг за другом, петушок – сзади.
На зелёном лугу (вырезать из бумаги) цыплята разбежались. Один ищет червячка, другой побежал за бабочкой, кто – то спрятался за пенёк. А этот притаился, ловит букашек (сделать бабочку, пенёк, червячка, букашек).
- что делают цыплята на лугу? – спрашивает воспитатель.
Дети отвечают.
«ХОХЛАТКА».
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:
- упражнять детей в выразительном чтении стихотворения;
- закреплять знания о повадках курицы – наседки.
ИГРОВЫЕ ПРАВИЛА: дети прибегают к воспитателю только после сигнала – слов: «Куда, куда? Вернитесь! Не смейте убегать!»
ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: имитация гуляющих цыплят; звукоподражание; бег по сигналу в одном направлении.
ХОД ИГРЫ: воспитатель показывает картинку на которой изображена курочка с цыплятами; рассказывает как любит своих цыплят курочка, как они гуляют, выходят щипать травку, ищут червячков.
- Послушайте, дети, я прочитаю стихотворение про эту курочку. Её называют Хохлаткой.
«…По дворику Хохлатка, по дворику мохнатка с цыплятами идёт.
Чуть дети зазеваются, шалят и разбегаются, сейчас к себе зовёт:
Куда? Остановитесь! Куда, куда? Вернитесь! Не смейте убегать…»
- Ребята, давайте поиграем. Я буду курочка – хохлатка, а вы мои цыплятки. Пойдём гулять. Когда я скажу: «Вернитесь! Не смейте убегать!» - вы все прибежите ко мне.
Курочка с цыплятками гуляет по двору: ходят, собирают зёрнышки, расходятся. Воспитатель приговаривает слова потешки, дети стараются повторять за ней.
Когда дети – цыплятки разойдутся, курочка воспитатель останавливается и произносит слова: «Куда? Остановитесь…» Цыплята бегут к маме.
«КОЗА РОГАТАЯ»
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:
Учить слушать стихотворения, реагировать на слово – сигнал воспитателя; развивать внимание детей, быстроту реакции; упражнять в подражании движениям зверей и их голосам.
ИГРОВЫЕ ПРАВИЛА: убегать только после слова «ЗАБОДАЕТ», возвращаться на прежнее место по сигналу воспитателя: «Бегите ко мне!»
ИГРОВОЕ ДЕЙСТВИЕ: имитация движений, голоса домашних животных.
ХОД ИГРЫ: после того, как дети вспомнят сказку «Волк и семеро козлят» и рассмотрят иллюстрации к ней (увидят рожки на голове козы, воспитатель предлагает им поиграть.
Дети стоят лицом к воспитателю.
- Ребята, сейчас мы поиграем в «Козу рогатую». Я буду коза, а вы козлятки. Когда я скажу слово «забодает», вы будете убегать от козы в другой угол комнаты.
На слова козы дети щиплют травку, пьют воду, бегают по полянке.
Воспитатель медленно приближается к детям, приговаривая:
Идёт коза рогатая, Глазками хлоп – хлоп.
Идёт коза бодатая Кто каши не ест,
За малыми ребятами. Молока не пьёт -
Ножками топ – топ, Забодает, забодает, забодает.
При последних словах дети убегают от козы, а коза догоняет.
В следующий раз на роль козы можно выбрать кого – либо из детей. Хорошо, если в группе есть шапочка – маска козы. Это вызовет больший интерес к игре, желание быть в ней водящим.
«ЗАВОДНЫЕ ИГРУШКИ»
ЦЕЛИ:
1. Учить звукоподражанию персонажей сказки.
2. Развивать умение отгадывать животных по их внешнему виду, голосу. Развивать речь детей.
3. Воспитывать внимание.
МАТЕРИАЛ: маски или баночки птиц и людей. Птицы: курочка, цыплёнок, петушок. Дедушка, бабушка (игрушки можно взять из театра БИ – БА - БО).
ХОД ИГРЫ: Приходит в гости к детям Петрушка. Он очень любит читать сказки. Но вот забыл, что говорят в этих сказках персонажи. Просит ребят ему помочь. Показывает дедушку, бабушку и курочку.
Воспитатель спрашивает у детей, с кем пришёл Петрушка. Ребята называют.
- Из какой сказки эти персонажи? (Если дети затрудняются, воспитатель говорит слова персонажей). Потом вместе с детьми повторяет эти слова. Можно обыграть с детьми сценку из сказки.
Петрушка хвалит ребят и показывает цыплёнка и петушка. Воспитатель показывает отрывок из сказки К. Чуковского «Цыплёнок», потом спрашивает детей:
- Из какой сказки? (Если затрудняются, читает ещё отрывок).
Ребята показывают отрывок из сказки «Петрушка». Он благодарит их и прощается. Обещает ещё прийти в гости, потому – что ему очень понравилось, как ребята показали сказку.
«КТО КАК КРИЧИТ».
ЦЕЛИ:
Развиваем память, слуховое внимание.
Воспитываем дружеское, доброе отношение к животным.
ИГРОВОЕ ПРАВИЛО: не смотреть на игрушку, отгадать только по голосу, правильно и громко назвать животное.
ХОД ИГРЫ: воспитатель говорит, что с нами в прятки хотят поиграть животные, но они просят отгадать их по голосу. Они пришли к нам с Колей – рассказчиком. (Игрушки в коробке).
Дети отгадывают, повторяют звуки.
В конце можно поиграть в догонялки с любым понравившимся детям животным.
«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК».
ЦЕЛИ:
1. Продолжать знакомить детей с дикими животными, их внешним видом, жизнью.
2. Учить детей вспоминать, где они знакомились с животными – персонажами сказок.
3. Учить умению подражать голосу и повадкам.
4. Активизировать речь детей.
(«Отгадай, кто спрятался в мешочке?» – мышка, лягушка, медведь, кабан).
Медведь приходит к детям в гости, несёт сказочный мешок и листок с загадками.
Воспитатель спрашивает, что принёс медведь. Мишка отвечает, что забыл, что у него в мешке, и просит детей помочь ему вспомнить. Он загадывает загадки о животных, дети отгадывают, а потом вместе с мишкой ищут в мешке это животное. Каждого зверя обыгрывают (словами из сказок «Рукавичка», «Теремок» или «Маша и медведь». Можно просто звукоподражанием или характерными движениями). Для помощи можно взять книги с этими сказками.
Эта игра помогает детям лучше понять и запомнить повадки животного.
«КТО ГДЕ ЖИВЁТ?»
ЦЕЛИ:
Дать знания о жизни животных – мышки, лягушки, зайца, лисички, волка, медведя и кабана; их внешнем виде.
Привить любовь к животным.
Можно нарисовать лес, в нём норку, болотце, дерево, кусты.
Дети с воспитателем ищут, где дом животного. Рассказываем о нём: чем питается, внешний вид.
Можно провести подражание движениями, звуком после рассматривая картинку «Лес с животными».
Можно просто сделать в группе из стульев различные дома и дети по звукоподражанию отгадывают, кто здесь живёт.
В конце можно поиграть в догонялки с кем – нибудь из животных.
«НАЙДЁМ ПЕРСОНАЖА».
ЦЕЛИ:
Закрепить с детьми слова из сказки «Рукавичка», «Маша и медведь».
Учить узнавать животных по голосу, по описанию. Воспитывать отзывчивость.
МАТЕРИАЛЫ: игрушки, театр – ширма, игрушки – мышка, лягушка, заяц, лисичка, волк, медведь, кабан, дедушка, бабушка.
Появляются дедушка и бабушка, ищут Машеньку, говорят, что она пошла в лес за грибами и не вернулась. Спрашивают у детей, не знают ли они, где Машенька, не видели ли они её. (Воспитатель помогает детям наводящими вопросами).
Дети рассказывают, что случилось с Машей. Отвечают на вопрос: «Из какой сказки пришли дедушка и бабушка».
Потом воспитатель показывает рукавичку, он нашёл её в лесу. Рассказывает о том, что когда гулял с собакой, потерял её, а теперь нашёл. Да вот рукавичка стала большая.
- Как вы думаете, ребята, почему? Что случилось?
(Если дети затрудняются, можно показать мышку, которая расскажет, как она грелась в дедушкиной варежке).
Воспитатель спрашивает у детей, кто ещё грелся в рукавичке, и по мере отгадывания, достаёт из варежки животных.
В конце персонажи благодарят детей и дедушку. Дедушку за то, что согрел их. Детей за помощь.