Анастасия Сибилева
Материал из опыта работы «Картотека дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
«ЛИСЬИ ПРЯТКИ».
ЦЕЛИ:
1. Упражнять детей в употреблении предлога «за» (за дерево, за дом, за пень и т. д.).
2. Познакомить с предлогом «из-за».
3. Закреплять в речи детей слова – названия материалов, цветов, и т. д.
4. Закреплять понятия «один – много».
МАТЕРИАЛЫ: лисы разной величины, избушка, пенёк, деревья.
Воспитатель берёт лис разной величины, на столе устанавливается игрушечный лес из отдельных деревьев, избушка, пенёк, маленькие игрушечные лисята.
Публикация «Материал из опыта работы „Картотека дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Опыт работы, практика
- Темочки
Организуется игра: лисята прячутся за избушку, за деревья, за пень. Лиса ищет их. Воспитатель, закрепляя предлоги, обращается к детям:
- Куда спрячем этого лисенка? (За домик, за избушку, за пенёк).
После совместного выбора, кто и куда спрячет определенного по цвету лисёнка, задаём вопросы:
- Куда Саша спрятал лисёнка рыжего? и т. д.
«ИЗ КАКОЙ СКАЗКИ ПЕРСОНАЖ».
ЦЕЛИ:
1. Продолжить знакомить детей с персонажами из сказок «Кот, петух и лиса» и «Снегурочка и лиса».
2. Закреплять знания о диких и домашних животных (кто как кричит, двигается).
3. Упражнять в правильном звукоподражании, умении правильно говорить слова из сказки.
4. Вызывать желание подражать персонажам.
МАТЕРИАЛЫ: можно использовать различные игрушки из театров
БИ-БА-БО, «из баночек», резиновые игрушки.
ХОД ЗАНЯТИЯ: воспитатель показывает Петрушку. Он пришёл к детям в гости и принёс красивый мешочек. Заинтересовывает детей в том, чтобы они отгадали, что в мешке (Можно взять красочную коробку). Чтобы мешочек открылся, надо сказать волшебные слова. Потом дети по очереди достают из мешка персонажей из сказок.
Как физминутку использовать подвижную игру «Дети и волк».
Если дети не устали, обыграть какой-нибудь отрывок из сказки (можно провести после занятия).
«СПРЯЧЬ МИШКУ».
ЦЕЛИ:
1. Учить детей определять характер, эмоциональное состояние по внешнему виду.
2. Упражнять в употреблении предлога «за» (за дерево, за дом).
3. Упражнять в звукоподражании. Закрепить знания о внешнем виде и жизни медведя, умение имитировать медведя.
Воспитатель вносит детям игрушку – мишку (сюрпризный момент).
«ПЧЁЛКИ»
ЦЕЛИ:
1. Упражнять детей в диалогической речи, в правильном произнесении звука «Ж».
2. Учить действовать по словесному сигналу.
ИГРОВЫЕ ПРАВИЛА: медведь догоняет улетающих пчёлок только после звука «ж-ж-ж». Пчёлки стараются не попадаться медведю, поэтому улетают из «леса». Кто за кругом, того ловить нельзя.
ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: имитация летающих пчёл, звукоподражание, бег, ловля «насекомых».
ХОД ИГРЫ:
Воспитатель предлагает детям поиграть.
- Помните, мы видели пчёлок на клумбе с цветами? Как они жужжали? (Дети вспоминают). Пчёлки собирают мед на цветах. Мишка тоже любит мёд. Он подходит к домику – улью, где живут пчёлки, и хочет забрать оттуда их мёд. Пчёлки его не пускают, прогоняют, а он их ловит. Но пчёлки быстро улетают от него. Я буду пчёлка – мама. Вы будите пчёлки – дети. Мишку мы сейчас выберем считалочкой: «Раз, два, три; медведем будешь ты».
На водящего надевают шапочку – маску. Медведь становится в сторонке.
Слова пчёлки – мамы: Полетели пчёлки собирать мёд с цветочков.
Мишка – медведь идет, мёд у пчёлок унесёт,
Пчёлки, домой!
Пчёлки улетают (дети бегают по комнате, размахивая руками, и жужжат). Потом пчёлки летят в улей (в угол комнаты). Медведь направляется туда же.
Слова пчёлок – детей: Этот улей – домик наш,
Уходи, медведь, от нас!
Ж – ж – ж – ж – ж!
Пчёлки машут крыльями, прогоняя медведя, и улетают от него.
Медведь старается их поймать.
Дети – пчёлки убегают за круг, очерченный на полу.
Для продолжения игры с помощью считалочки выбирается новый медведь.
«КУРИНОЕ СЕМЕЙСТВО».
ЦЕЛИ:
Активизировать в речи детей предлоги впереди, сзади, за, между.
Продолжить знакомство с петушком, курочкой и цыплятами, их повадками.
ХОД ИГРЫ:
Воспитатель рассказывает детям: «Жили – были петушок и курочка. У них было много желтых, пушистых цыплят. Кричит курочка: «ко – ко – ко, идите ко мне цыплятки». Прибежали цыплятки, встали вокруг курочки».
Воспитатель просит Серёжу:
- Поставь цыплят вокруг курочки.
Игра продолжается:
- Курочка говорит им: «Сейчас все пойдём на зелёный лужок, где высокая трава, там много червяков, мошек».
- Вова, поставь цыплят между курочкой и петушком. Это куриное семейство пошло на лужок. Курочка идёт впереди, цыплята за ней, друг за другом, петушок – сзади.
На зелёном лугу (вырезать из бумаги) цыплята разбежались. Один ищет червячка, другой побежал за бабочкой, кто – то спрятался за пенёк. А этот притаился, ловит букашек (сделать бабочку, пенёк, червячка, букашек).
- что делают цыплята на лугу? – спрашивает воспитатель.
Дети отвечают.
«ХОХЛАТКА».
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:
- упражнять детей в выразительном чтении стихотворения;
- закреплять знания о повадках курицы – наседки.
ИГРОВЫЕ ПРАВИЛА: дети прибегают к воспитателю только после сигнала – слов: «Куда, куда? Вернитесь! Не смейте убегать!»
ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: имитация гуляющих цыплят; звукоподражание; бег по сигналу в одном направлении.
ХОД ИГРЫ: воспитатель показывает картинку на которой изображена курочка с цыплятами; рассказывает как любит своих цыплят курочка, как они гуляют, выходят щипать травку, ищут червячков.
- Послушайте, дети, я прочитаю стихотворение про эту курочку. Её называют Хохлаткой.
«…По дворику Хохлатка, по дворику мохнатка с цыплятами идёт.
Чуть дети зазеваются, шалят и разбегаются, сейчас к себе зовёт:
Куда? Остановитесь! Куда, куда? Вернитесь! Не смейте убегать…»
- Ребята, давайте поиграем. Я буду курочка – хохлатка, а вы мои цыплятки. Пойдём гулять. Когда я скажу: «Вернитесь! Не смейте убегать!» - вы все прибежите ко мне.
Курочка с цыплятками гуляет по двору: ходят, собирают зёрнышки, расходятся. Воспитатель приговаривает слова потешки, дети стараются повторять за ней.
Когда дети – цыплятки разойдутся, курочка воспитатель останавливается и произносит слова: «Куда? Остановитесь…» Цыплята бегут к маме.
«КОЗА РОГАТАЯ»
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:
Учить слушать стихотворения, реагировать на слово – сигнал воспитателя; развивать внимание детей, быстроту реакции; упражнять в подражании движениям зверей и их голосам.
ИГРОВЫЕ ПРАВИЛА: убегать только после слова «ЗАБОДАЕТ», возвращаться на прежнее место по сигналу воспитателя: «Бегите ко мне!»
ИГРОВОЕ ДЕЙСТВИЕ: имитация движений, голоса домашних животных.
ХОД ИГРЫ: после того, как дети вспомнят сказку «Волк и семеро козлят» и рассмотрят иллюстрации к ней (увидят рожки на голове козы, воспитатель предлагает им поиграть.
Дети стоят лицом к воспитателю.
- Ребята, сейчас мы поиграем в «Козу рогатую». Я буду коза, а вы козлятки. Когда я скажу слово «забодает», вы будете убегать от козы в другой угол комнаты.
На слова козы дети щиплют травку, пьют воду, бегают по полянке.
Воспитатель медленно приближается к детям, приговаривая:
Идёт коза рогатая, Глазками хлоп – хлоп.
Идёт коза бодатая Кто каши не ест,
За малыми ребятами. Молока не пьёт -
Ножками топ – топ, Забодает, забодает, забодает.
При последних словах дети убегают от козы, а коза догоняет.
В следующий раз на роль козы можно выбрать кого – либо из детей. Хорошо, если в группе есть шапочка – маска козы. Это вызовет больший интерес к игре, желание быть в ней водящим.
«ЗАВОДНЫЕ ИГРУШКИ»
ЦЕЛИ:
1. Учить звукоподражанию персонажей сказки.
2. Развивать умение отгадывать животных по их внешнему виду, голосу. Развивать речь детей.
3. Воспитывать внимание.
МАТЕРИАЛ: маски или баночки птиц и людей. Птицы: курочка, цыплёнок, петушок. Дедушка, бабушка (игрушки можно взять из театра БИ – БА - БО).
ХОД ИГРЫ: Приходит в гости к детям Петрушка. Он очень любит читать сказки. Но вот забыл, что говорят в этих сказках персонажи. Просит ребят ему помочь. Показывает дедушку, бабушку и курочку.
Воспитатель спрашивает у детей, с кем пришёл Петрушка. Ребята называют.
- Из какой сказки эти персонажи? (Если дети затрудняются, воспитатель говорит слова персонажей). Потом вместе с детьми повторяет эти слова. Можно обыграть с детьми сценку из сказки.
Петрушка хвалит ребят и показывает цыплёнка и петушка. Воспитатель показывает отрывок из сказки К. Чуковского «Цыплёнок», потом спрашивает детей:
- Из какой сказки? (Если затрудняются, читает ещё отрывок).
Ребята показывают отрывок из сказки «Петрушка». Он благодарит их и прощается. Обещает ещё прийти в гости, потому – что ему очень понравилось, как ребята показали сказку.
«КТО КАК КРИЧИТ».
ЦЕЛИ:
Развиваем память, слуховое внимание.
Воспитываем дружеское, доброе отношение к животным.
ИГРОВОЕ ПРАВИЛО: не смотреть на игрушку, отгадать только по голосу, правильно и громко назвать животное.
ХОД ИГРЫ: воспитатель говорит, что с нами в прятки хотят поиграть животные, но они просят отгадать их по голосу. Они пришли к нам с Колей – рассказчиком. (Игрушки в коробке).
Дети отгадывают, повторяют звуки.
В конце можно поиграть в догонялки с любым понравившимся детям животным.
«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК».
ЦЕЛИ:
1. Продолжать знакомить детей с дикими животными, их внешним видом, жизнью.
2. Учить детей вспоминать, где они знакомились с животными – персонажами сказок.
3. Учить умению подражать голосу и повадкам.
4. Активизировать речь детей.
(«Отгадай, кто спрятался в мешочке?» – мышка, лягушка, медведь, кабан).
Медведь приходит к детям в гости, несёт сказочный мешок и листок с загадками.
Воспитатель спрашивает, что принёс медведь. Мишка отвечает, что забыл, что у него в мешке, и просит детей помочь ему вспомнить. Он загадывает загадки о животных, дети отгадывают, а потом вместе с мишкой ищут в мешке это животное. Каждого зверя обыгрывают (словами из сказок «Рукавичка», «Теремок» или «Маша и медведь». Можно просто звукоподражанием или характерными движениями). Для помощи можно взять книги с этими сказками.
Эта игра помогает детям лучше понять и запомнить повадки животного.
«КТО ГДЕ ЖИВЁТ?»
ЦЕЛИ:
Дать знания о жизни животных – мышки, лягушки, зайца, лисички, волка, медведя и кабана; их внешнем виде.
Привить любовь к животным.
Можно нарисовать лес, в нём норку, болотце, дерево, кусты.
Дети с воспитателем ищут, где дом животного. Рассказываем о нём: чем питается, внешний вид.
Можно провести подражание движениями, звуком после рассматривая картинку «Лес с животными».
Можно просто сделать в группе из стульев различные дома и дети по звукоподражанию отгадывают, кто здесь живёт.
В конце можно поиграть в догонялки с кем – нибудь из животных.
«НАЙДЁМ ПЕРСОНАЖА».
ЦЕЛИ:
Закрепить с детьми слова из сказки «Рукавичка», «Маша и медведь».
Учить узнавать животных по голосу, по описанию. Воспитывать отзывчивость.
МАТЕРИАЛЫ: игрушки, театр – ширма, игрушки – мышка, лягушка, заяц, лисичка, волк, медведь, кабан, дедушка, бабушка.
Появляются дедушка и бабушка, ищут Машеньку, говорят, что она пошла в лес за грибами и не вернулась. Спрашивают у детей, не знают ли они, где Машенька, не видели ли они её. (Воспитатель помогает детям наводящими вопросами).
Дети рассказывают, что случилось с Машей. Отвечают на вопрос: «Из какой сказки пришли дедушка и бабушка».
Потом воспитатель показывает рукавичку, он нашёл её в лесу. Рассказывает о том, что когда гулял с собакой, потерял её, а теперь нашёл. Да вот рукавичка стала большая.
- Как вы думаете, ребята, почему? Что случилось?
(Если дети затрудняются, можно показать мышку, которая расскажет, как она грелась в дедушкиной варежке).
Воспитатель спрашивает у детей, кто ещё грелся в рукавичке, и по мере отгадывания, достаёт из варежки животных.
В конце персонажи благодарят детей и дедушку. Дедушку за то, что согрел их. Детей за помощь.