МААМ-картинки

Выступление на педсовете «Роль детской литературы в формировании экологического сознания дошкольников»

Светлана Михно
Выступление на педсовете «Роль детской литературы в формировании экологического сознания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Цели и задачи:

развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлениями природы;

развивать способность к анализу, синтезу, самоконтролю, самооценке своего поведения в природе;

расширять представления о растительном и живом мире;

уточнять представления детей о взаимосвязи признаков и закономерностей в окружающем мире;

учить устанавливать причинно - следственные связи в явлениях природы, находить характерные признаки субъектов природы, углубляя представления детей об окружающем мире,

воспитывать любовь и желание ухаживать за растениями, животными, птицами;

Публикация «Выступление на педсовете „Роль детской литературы в формировании экологического сознания дошкольников“» размещена в разделах

закреплять умение правильно вести себя в природе;

научить называть деревья, кустарники, лесные и садовые ягоды, грибы, комнатные растения, наиболее распространенные виды дикой природы, рыб, птиц, земноводных, насекомых;

дать представление о неживой природе, её влиянии на растительный и живой мир;

познакомить со способностями выращивания культурных растений их вегетативного  размножения (черенкованием, усами, листьями).

Цель занятия:

Сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, выработать навыки грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.

В дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования личности, характера будущего гражданина, развития интеллектуальной и коммуникативной компетентности. Педагоги дошкольных образовательных учреждений вкладывают у своих воспитанников основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности.

Одним из направлений экологического воспитания является ознакомление детей с окружающей средой. У малышей формируется особенности сосредотачивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно следственные связи, выделять в предметах определённые свойства, группировать их.

Основными задачами экологического воспитания являются следующие:

формирование основ экологического мировоззрения и культуры;

расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе, осуществляющихся в ней взаимосвязях;

развитие познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе, бережного отношения к ней; 

бережного отношения к своему здоровью.

Ведущей формой деятельности для детей дошкольного возраста является игра. Поэтому используются различные игры, в том числе и экологического содержания. В игре ребёнок естественным способом усваивает различные сложности представления (обобщённые, динамические) о явлениях природы и закономерностях.

В экологическом воспитании детей предпочтительно применять методы многоразового наблюдения объектов природы, обсуждение увиденного, отражение своих впечатлений в различных видах деятельности, моделирование явлений природы и т. д.

Основным принципом построения экологического воспитания детей дошкольного возраста является :

системное строение природы;

понятие «живое» как'основа экологического образования; -единство живой и неживой природы;

приспособление растений и животных к среде обитания и к сезону;

единство человека и природы как основы экологического сознания;-

В экологическом образовании дошкольников метод наглядного моделирования детально разработан кандидатом педагогических наук H.H. Кондратьевой.

Сущность этого метода заключается в том, что использование модели помогает развить у детей важнейшие операции мышления, поскольку согласно результатам исследований известного детского психолога Л. А. Венгер, основой развития умственных способностей детей является овладение ребёнком действиями наглядного моделирования.

В соответствии с рекомендациями к обновлению дошкольного образования (Михаленко К, Короткова H. Дошкольное образование : ориентиры и требования к обновлению содержания. Методические рекомендации) содержание плана построено в трё х блоках педагогического процесса:

Специально организованное обучение;

Совместная деятельность взрослого с детьми;

Свободная самостоятельная деятельность детей.

Блок организованного обучения в форме занятий экологического содержания : комплексные, игровые, беседы, экскурсии, экспериментальные рассказы воспитателя.

Блок совместной деятельности взрослого с детьми является основным в формировании экологической культуры у детей. Только при полноценном использовании наблюдений, бесед, экологических игр разного вида, чтение художественной литературы экологического содержания включение фольклора и труда в природе в повседневную жизнь детей можно говорить о формировании экологической культуры у детей.

Блок свободной самостоятельной деятельности. Планирование работы в этом блоке предполагает в первую очередь создание условий для возникновения самостоятельной деятельности детей. Окружающая детей предметно - развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника. Очень важно, чтобы те игры, пособия, модели, книги и т. д., которые использовались на занятиях и в совместной деятельности педагога с детьми, были доступными детям и находились в их свободном пользовании. Эмоционально откликнуться на красоту природы помогу художественные произведения писателей - классиков. Литературные произведения помогают закрепить знание детей о характерных приметах времен года, закономерностях природы; воспитывать любовь к своей природе, желание глубже познавать её тайны. Формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес к жизни птиц, воспитывать заботливое отношение к птицам, желание т помогать им в трудную минуту. Показать землю как общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком; вызывать у детей стремление беречь свой общий дом как условие сохранение жизни человечества и всех природных обитателей; способствовать осмыслению своего места в системе земных обитателей, ответственности за сохранение нашего общего дома.

Л. Дайнеко

Если на земле огромный дом

Под крышей голубой,

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нём птицы и цветы, Весёлый звон ручья.

Живёшь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли,

Зовётся этот дом.

Если человек умнее и сильнее всех, он должен все свои знания и умения направлять на охрану и защиту природы на планете Земля.

Е. Шкловакий

Смотрю на глобус - шар земной.

И вдруг вздохнул он, как живой.

И шепчут мне материки:

Ты береги нас, береги.

В тревоге рощи и леса.

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги».

Грустит глубокая река,

Свои, теряя берега.

И слышу голос я река:

«Ты береги нас, береги».

Остановил олень свой бег:

Будь человеком, человек.

В тебя мы верим, не солги.

Ты береги нас, береги.

Смотрю на глобус - шар земной.

Такой прекрасный и родной.

И шепчут губы «Сберегу! Я сберегу вас, сберегу»

Чтоб сберечь нашу планету Земля, надо быть умным и добрым Человеком - Великаном.

 

 

Е. Серова

Я шагаю по лужайке-

Великан в трусах и в майке,

Сверху ясно мне видна

Вся зелёная страна.

Вот улитка - добрый гномик,

На себе таскает домик.

Вот квартирка для жука

Дырка старого пенька.

Вот стоит высокий дом-

Муравьи хлопочут в нем.

Вот цветок ромашка,

В нем живёт букашка

Эта малая страна

Вся кругом заселена!

Если я, великан, захочу,

Как лихой ураган налечу,

Все дома я могу разломать

Всех жильцов на лугу растоптать

Если я захочу.

Только я не хочу!

Я - добрый великан.

Список использованной литературы :

Программа «Детство» - С. П. 2008г.

0. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»! - СП. - 2006г.

Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада – Воронец 2006г.

Н. В. Коломина - Воспитание основ экологической культуры в детском саду - М. - 2004г.

Л. Г. Горькова, A.B. Кочергина, Л. А. Обухова

Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников. Москва 2005г.

Публикации по теме:

Формирование экологического сознания у обучающихся «Собраться вместе – это начало. Держаться вместе –это процесс. Работать вместе – это успех!» Генри Форд Экологическое сознание – это понимание.

Консультация для педагогов «Роль речевого развития в формировании коммуникативных навыков у дошкольников»Консультация для педагогов «Роль речевого развития в формировании коммуникативных навыков у дошкольников» Каждый человек занимает в обществе определенное место, находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. Через процесс общения.

Консультация для воспитателей «Формирование экологического сознания у воспитанников» Экологическая проблема- одна из острейших проблем современности. Вместе с тем она становится проблемой безопасности человека. Природа умеет.

НОД по формированию основ экологического сознания во второй младшей группе «Путешествие в лес»НОД по формированию основ экологического сознания во второй младшей группе «Путешествие в лес» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №33 детский сад общеразвивающего вида НОД по познавательно-речевому развитию.

Развитие элементов экологического сознания у дошкольников Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком.

Роль художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает.

Роль игры в формировании познавательного интереса у дошкольников Н. А. Рубцова, МБДОУ Д/С №19 городского округа город Воронеж. Развитие познавательной мотивации детей старшего дошкольного возраста осуществляется.

Роль книги и литературы в формировании нравственности и воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста Всем хорошо известно, что без чтения нет настоящего образования и воспитания. Однако, чтобы чтение вело к приобретению этих качеств, оно.

Самообразование по теме «Роль экскурсий в формировании патриотического воспитания у дошкольников» .

Проект по социально-коммуникативному развитию и формированию экологического сознания дошкольников Проект по социально - коммуникативному развитию и формированию экологического сознания дошкольников. «…. Пусть ребенок чувствует красоту.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выступление на педсовете «Роль детской литературы в формировании экологического сознания дошкольников»
Опубликовано: 21 сентября 2015 в 20:56
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Выступление на педсовете «Роль детской литературы в формировании экологического сознания дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Михно (УИ 369336) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД