Светлана Михно
Выступление на педсовете «Роль детской литературы в формировании экологического сознания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи:
развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлениями природы;
развивать способность к анализу, синтезу, самоконтролю, самооценке своего поведения в природе;
расширять представления о растительном и живом мире;
уточнять представления детей о взаимосвязи признаков и закономерностей в окружающем мире;
учить устанавливать причинно - следственные связи в явлениях природы, находить характерные признаки субъектов природы, углубляя представления детей об окружающем мире,
воспитывать любовь и желание ухаживать за растениями, животными, птицами;
Публикация «Выступление на педсовете „Роль детской литературы в формировании экологического сознания дошкольников“» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
закреплять умение правильно вести себя в природе;
научить называть деревья, кустарники, лесные и садовые ягоды, грибы, комнатные растения, наиболее распространенные виды дикой природы, рыб, птиц, земноводных, насекомых;
дать представление о неживой природе, её влиянии на растительный и живой мир;
познакомить со способностями выращивания культурных растений их вегетативного размножения (черенкованием, усами, листьями).
Цель занятия:
Сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, выработать навыки грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.
В дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования личности, характера будущего гражданина, развития интеллектуальной и коммуникативной компетентности. Педагоги дошкольных образовательных учреждений вкладывают у своих воспитанников основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности.
Одним из направлений экологического воспитания является ознакомление детей с окружающей средой. У малышей формируется особенности сосредотачивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно следственные связи, выделять в предметах определённые свойства, группировать их.
Основными задачами экологического воспитания являются следующие:
формирование основ экологического мировоззрения и культуры;
расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе, осуществляющихся в ней взаимосвязях;
развитие познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе, бережного отношения к ней;
бережного отношения к своему здоровью.
Ведущей формой деятельности для детей дошкольного возраста является игра. Поэтому используются различные игры, в том числе и экологического содержания. В игре ребёнок естественным способом усваивает различные сложности представления (обобщённые, динамические) о явлениях природы и закономерностях.
В экологическом воспитании детей предпочтительно применять методы многоразового наблюдения объектов природы, обсуждение увиденного, отражение своих впечатлений в различных видах деятельности, моделирование явлений природы и т. д.
Основным принципом построения экологического воспитания детей дошкольного возраста является :
системное строение природы;
понятие «живое» как'основа экологического образования; -единство живой и неживой природы;
приспособление растений и животных к среде обитания и к сезону;
единство человека и природы как основы экологического сознания;-
В экологическом образовании дошкольников метод наглядного моделирования детально разработан кандидатом педагогических наук H.H. Кондратьевой.
Сущность этого метода заключается в том, что использование модели помогает развить у детей важнейшие операции мышления, поскольку согласно результатам исследований известного детского психолога Л. А. Венгер, основой развития умственных способностей детей является овладение ребёнком действиями наглядного моделирования.
В соответствии с рекомендациями к обновлению дошкольного образования (Михаленко К, Короткова H. Дошкольное образование : ориентиры и требования к обновлению содержания. Методические рекомендации) содержание плана построено в трё х блоках педагогического процесса:
Специально организованное обучение;
Совместная деятельность взрослого с детьми;
Свободная самостоятельная деятельность детей.
Блок организованного обучения в форме занятий экологического содержания : комплексные, игровые, беседы, экскурсии, экспериментальные рассказы воспитателя.
Блок совместной деятельности взрослого с детьми является основным в формировании экологической культуры у детей. Только при полноценном использовании наблюдений, бесед, экологических игр разного вида, чтение художественной литературы экологического содержания включение фольклора и труда в природе в повседневную жизнь детей можно говорить о формировании экологической культуры у детей.
Блок свободной самостоятельной деятельности. Планирование работы в этом блоке предполагает в первую очередь создание условий для возникновения самостоятельной деятельности детей. Окружающая детей предметно - развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника. Очень важно, чтобы те игры, пособия, модели, книги и т. д., которые использовались на занятиях и в совместной деятельности педагога с детьми, были доступными детям и находились в их свободном пользовании. Эмоционально откликнуться на красоту природы помогу художественные произведения писателей - классиков. Литературные произведения помогают закрепить знание детей о характерных приметах времен года, закономерностях природы; воспитывать любовь к своей природе, желание глубже познавать её тайны. Формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес к жизни птиц, воспитывать заботливое отношение к птицам, желание т помогать им в трудную минуту. Показать землю как общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком; вызывать у детей стремление беречь свой общий дом как условие сохранение жизни человечества и всех природных обитателей; способствовать осмыслению своего места в системе земных обитателей, ответственности за сохранение нашего общего дома.
Л. Дайнеко
Если на земле огромный дом
Под крышей голубой,
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы, Весёлый звон ручья.
Живёшь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли,
Зовётся этот дом.
Если человек умнее и сильнее всех, он должен все свои знания и умения направлять на охрану и защиту природы на планете Земля.
Е. Шкловакий
Смотрю на глобус - шар земной.
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги.
В тревоге рощи и леса.
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги».
Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега.
И слышу голос я река:
«Ты береги нас, береги».
Остановил олень свой бег:
Будь человеком, человек.
В тебя мы верим, не солги.
Ты береги нас, береги.
Смотрю на глобус - шар земной.
Такой прекрасный и родной.
И шепчут губы «Сберегу! Я сберегу вас, сберегу»
Чтоб сберечь нашу планету Земля, надо быть умным и добрым Человеком - Великаном.
Е. Серова
Я шагаю по лужайке-
Великан в трусах и в майке,
Сверху ясно мне видна
Вся зелёная страна.
Вот улитка - добрый гномик,
На себе таскает домик.
Вот квартирка для жука
Дырка старого пенька.
Вот стоит высокий дом-
Муравьи хлопочут в нем.
Вот цветок ромашка,
В нем живёт букашка
Эта малая страна
Вся кругом заселена!
Если я, великан, захочу,
Как лихой ураган налечу,
Все дома я могу разломать
Всех жильцов на лугу растоптать
Если я захочу.
Только я не хочу!
Я - добрый великан.
Список использованной литературы :
Программа «Детство» - С. П. 2008г.
0. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»! - СП. - 2006г.
Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада – Воронец 2006г.
Н. В. Коломина - Воспитание основ экологической культуры в детском саду - М. - 2004г.
Л. Г. Горькова, A.B. Кочергина, Л. А. Обухова
Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников. Москва 2005г.