Эльмира Силаева
Из опыта работы «Развитие речи детей с применением здоровьесберегающих технологий»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Развитие речи, её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важнейших задач обучения дошкольников. Только комплексное воздействие на ребёнка может дать успешную динамику речевого развития.
Публикация «Из опыта работы „Развитие речи детей с применением здоровьесберегающих технологий“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевое общение создаёт необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребёнком речью способствует осознанию, планированию и регуляцией его поведения. Показателем готовности ребёнка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка.
Актуальность темы.
Темой развития речи детей с применением здоровьесберегающих технологий я начала заниматься с ясельного возраста, то есть с поступления детей в детский сад.
В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка. На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребёнка. Весь практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребёнка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии.
Практическое обоснование темы.
Из пятнадцати детей, набранных в мою группу, было: трое детей – неговорящие, шестеро детей – с плохо развитой речью и только шестеро с чистым произношением. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение со сверстниками, снижается познавательная активность. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, на формировании личности в целом. (приложение №1)
Поэтому в свою образовательную деятельность в течение всего учебного года я стала включать здоровьесберегающие технологии, которые способствуют интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата.
И свою работу по развитию речи детей я начала с развития мелкой моторики рук, пальчиковых игр и дыхательной гимнастики.
Развитие возможностей мелкой моторики.
Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений руки, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребенка. Владея своими руками, ребенок может сделать много полезных и нужных вещей, и самое главное – развитая моторика рук способствует развитию речи. При планировании работы над развитием руки я придерживаюсь целого комплекса упражнений, в который входят: разнообразные пальчиковые игры и упражнения,, графические упражнения, шнуровка, игры с мелкой мозаикой, Су – Джок терапия. Подробнее остановлюсь на тех приемах работы, которые я использую наиболее часто.
Пальчиковые игры и упражнения.
Пальчиковые игры и упражнения, систематически используемые на занятиях, оказывают стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что благоприятно отражается на развитии речи детей. Они способствуют ориентировке в пространстве, развитию координации движений и даже постановке звуков. Кроме того, они вызывают у детей положительный эмоциональный отклик.
В пальчиковых играх развитие речи происходит сразу в двух направлениях:
• Во – первых, импульсы от рецепторов, которые находятся на ладошках идут к головному мозгу и раздражают ту его часть, которая отвечает за развитие речи. Это можно назвать пассивным развитием речи.
• Во – вторых, ребенок слышит стихи, песенки, запоминает их и через время сам повторяет отдельные слова, а потом и стих целиком. Если ребенок совсем маленький - он учится распознавать звукосочетания, отдельные слова, а также ритм речи и мелодику языка.
В своей работе я использую следующие пальчиковые игры.
«Дружные пальчики»
• Пальчик, пальчик, где ты был?
(пальчики сгибаются в кулачок и разгибаются)
• С этим пальцем в лес ходил.
• С этим пальцем щи варил.
• С этим пальцем кашу ел.
• С этим пальцем песни пел.
(на каждую строчку загибается один пальчик)
«Осенние листья»
Раз, два, три,
Четыре, пять,
(загибают пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать.
(сжимают и разжимают кулачки)
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
(загибают пальчики, начиная с большого)
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
(«шагают» по столу средними и указательными пальчиками)
Пальчиковая гимнастика усиливает согласованную деятельность речевых зон, способствует развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость. А самое главное, что ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру и с удовольствием выполняет все задания. (приложение №2)
Дыхательная гимнастика в игровой форме.
Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю, тренируют ситуативную фразовую речь. Я мотивирую интерес детей к дыхательным упражнениям сочетанием наглядности и веселых стихотворных форм. Вызывая тем самым положительные эмоции, которые к тому же способствуют развитию творческого воображения и фантазии детей. С детьми мы начинали с самого простого: сдували снежинки с ладоней, помогали птичкам взлетать, надували и сдували пузыри и многое другое. Постепенно наши игры усложнялись. (Приложение №3)
Необходимо соблюдать последовательность упражнений (счет я веду про себя) : вдох носом 1 – 3, пауза – 1, выдох ртом 1 – 6. Плечи при вдохе не должны подниматься, выдох должен быть целенаправленным, щеки не надувать. Во избежание головокружения продолжительность упражнения 3 – 4 раза. Каждому упражнению соответствует картинка с движущейся частью. На картинке представлен несложный сюжет, доступный для понимания ребенка. Кроме основной задачи (формирование длительного выдоха, иллюстрации можно использовать для развития ситуативной речи, уточнения грамматических категорий. Каждая иллюстрация дополняется коротким стихотворением, раскрывающим сюжет. Это повышает интерес детей к занятиям, развивает их память, внимание и способствует созданию эмоционально – положительной, здоровьесберегающей обстановке на занятии.
В процессе диагностики в средней группе и по результатам диагностики логопеда Шутовой Н. А. я выявила недоработки в образовательной области «Коммуникация. Развитие речи» : дети не проговаривали отдельные звуки, были сложности со словообразованием, составлением описательных рассказов, дети часто перебивали друг друга, не договаривали предложения до конца. (приложение №4)
Поэтому, в работу по развитию речи детей я внедрила новые здоровьесберегающие технологии : кинезиологическую гимнастику, Су – Джок – терапию. В соответствии с Федеральными государственными требованиями содержание образовательной области «Коммуникация. Развитие речи» для детей средней группы направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
1. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми.
2. Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности.
3. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Работа проводится совместно с логопедом – логопедические занятия, музыкального руководителя – логоритмика.
Я применяю следующую схему построения занятий:
• в организационный момент я включаю кинезиологическую гимнастику с элементами релаксации;
• в непосредственно образовательной деятельности предусматриваются мимические, дыхательные и физические упражнения;
• в каждом занятии ведется работа над усвоением лексико– грамматического строя речи;
• пальчиковые игры несут дополнительную речевую нагрузку, обусловленную темой занятия, даются задания на словотворчество детей;
Представляю вам ряд здоровьесберегающих технологий, используемых мною на занятиях по развитию речи.
Артикуляционная гимнастика.
Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому помогут научиться артикуляционные гимнастики и упражнения.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.
1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого аппарата дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
3. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят детям научиться говорить правильно, четко и красиво.
Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой:
- Сначала я знакомила детей с основными положениями губ и языка с помощью веселых историй о Язычке. На этом этапе они должны повторять упражнения 2-3 раза. Затем повторяли с ними все упражнения не менее 5-6 раз.
- Не забываем выполнять задания, направленные на развитие голоса, дыхания и речевого слуха. Это очень важно для правильного звукопроизношения.
Приведу пример одной из сказочной истории из жизни Язычка.
История №1 «Домик для Язычка».
Жил – был Язычок, очень грустный Язычок. Да и откуда взяться веселью, если не было у него своего домика? Язычку ничего не оставалось, как жить на улице, а там: осенью – дождь, зимой – снег. Плохо было Язычку. Он часто простужался и болел. Но вот однажды нашел Язычок себе домик – (какой) – рот и очень обрадовался. Дом должен быть крепостью, поэтому Язычок установил две двери – (какие) - первая дверь – губы, вторая – зубы. В доме Язычка не было окон, но зато были построенные стены: они могли раздуваться, как шарики. Как они называются? Правильно, это щеки. А потолок был твердым и назывался небо. В домике у Язычка было тепло и не было сквозняков.
Кинезиологические упражнения.
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определённые двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев. рук. Применение метода кинезиологической коррекции позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.
Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребёнка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Самый благоприятный период для интеллектуального развития - это возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована.
Для этой цели разработаны специальные упражнения: двигательные, дыхательные, растяжки, пальчиковые игры и т. д. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные структурные изменения. И чем интенсивнее нагрузка (но оптимальна для данных условий, тем значительнее эти изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Данные методики позволяют выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга.
Основным требованием к квалифицированному использованию специальных кинезиологических комплексов является точное выполнение движений и приемов. Педагог обязан сначала сам освоить все упражнения до уровня осознания субъективных признаков изменений, происходящих в системе организма. Например, в работе с детьми с общим недоразвитием речи, я использую пять комплексов кинезиологической гимнастики. Каждый комплекс разучивался в течение двух недель. (пять комплексов - десять недель, затем начинали повторять.
Су-Джок терапия в коррекционно-речевой практике.
Уже давно известно, развитие речи взаимосвязано с развитием мелкой моторики рук, потому что около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны.
Лепка, игра с конструктором, аппликации, складывание мозаики, собирание бус, шнуровки, различные пальчиковые игры благотворно сказываются на развитии мелкой моторики и, следовательно, речи. Также немаловажное значение в развитии мелкой моторики имеет массаж кистей рук. В последнее время всеобщий интерес к нетрадиционным формам и средствам работы с детьми значительно возрос. В своей работе я успешно применяю метод Су – Джок терапии.
Из большого количества внутренних органов и частей тела кисть выделяется как наиболее схожая с телом по форме и структурным особенностям. На кистях имеются точки (или зоны, которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры головного мозга. Поэтому, определив зоны соответствия речеобразующих органов и систем, можно воздействовать на них с целью профилактики и коррекции речевых нарушений.
Су-Джок» – последнее достижение Восточной медицины. «Су – Джок» терапию можно отнести к методам самопомощи. «Су» - кисть, «Джок» - стопа. для стимуляции речевого развития воздействовать надо на точки соответствия головному мозгу. По теории Су-Джок это верхние фаланги пальцев. С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, повышает иммунитет, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя и развитию речи. Каждый шарик включает в себя две кольцевые пружины.
При массаже Су-Джок шариком особое внимание нужно уделять именно этим участкам кисти руки, но в тоже время воздействие на точки соответствия других органов благотворно влияет на самочувствие, приводит в тонус организм, поднимает настроение и, следовательно, достигается дополнительный благотворный эффект от массажа. Поэтому массажировать следует не только кончики пальцев, а всю поверхность ладони. Это могут быть круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение шарика кончиками пальцев, сжимание шарика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку, подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т. д. Чтобы процесс массажа не показался им скучным для детей дошкольного возраста, массажный шарик я обозначила как ёжика, и использую во время массажа стихотворения под общим названием «Приключения ёжика».
При работе с определённым звуком во время массажа, мы проговаривали соответствующее этому звуку стихотворение. И помимо воздействия на зоны соответствия и массажного эффекта, влияющего на развитие мелкой моторики, которые в совокупности стимулируют речевое развитие, происходит автоматизация поставленного звука в речи.
И сами шарики, и колечки я использую при пальчиковой гимнастике, а также выполняем множество игровых упражнений с ними. Дети катают между ладоней шарики (они на ощупь колкие, а колечки поочередно примеряют на пальчики (все это сопровождается стишками, потешками и т. д.)
Рассмотрим некоторые формы работы с детьми :
Массаж пальцев пружинкой. Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики. Такой массаж помогает стимулировать работу и внутренних органов.
Автоматизация звуков.
1. Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики: автоматизация звука (ш).
На правой руке:
Этот малыш-Илюша, (На большой палец.)
Этот малыш-Ванюша, (Указательный.)
Этот малыш-Алеша, (Средний.)
Этот малыш-Антоша, (Безымянный.)
А меньшого малыша зовут Мишуткою, друзья. (Мизинец.)
На левой руке:
Эта малышка-Танюша,
Эта малышка-Ксюша,
Эта малышка-Маша,
Эта малышка-Даша,
А меньшую зовут Наташа.
Использование Су – Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий. Например : упражнение «Один - много».Я катала шарик ребенку и проговаривала слово в единственном числе, ребенок, возвращая шарик- называет это слово во множественном числе. Аналогично можно провести упражнение «Назови ласково», «Скажи наоборот» и т. д.
Использование Су – Джок шаров для развития памяти, восприятия и внимания: «Найди два одинаковых шарика», «Разложи шарики по цвету», «Найди все синие шарики", "Сделай разноцветные шарики" (сине-красный, зелено-желтый).
Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов: на столе находится коробка, по моей просьбе ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; желтый – за коробку. Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.
2. Ребенок катает массажер между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию нарушенного звука (автоматизация звука (ж) :
Ходит ежик без дорожек,
Не бежит ни от кого.
С головы до ножек
Весь в иголках ежик.
Как же его взять?
Совершенствование навыков пространственной ориентации, развитие памяти, внимания.
1. Дети выполняют инструкции воспитателя:
- надень колечко на мизинец правой руки (на безымянный палец левой руки и т. д.);
- возьми «ежика» (массажер) в правую руку и спрячь за спину.
2. Ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой палец. Ребенок должен назвать, на какую руку и какой палец надето колечко.
Использование массажеров при выполнении гимнастики.
И. п. : ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке массажер.
1-руки развести в стороны;
2-Руки поднять вверх и переложить массажёр в другую руку;
3-руки развести в стороны;
4-опустить руки.
Самомассаж.
Для того чтобы массаж рук не был скучен и утомителен для ребенка, я предлагаю схему массажа со стихами. Специально подобранные словесные игры помогают детям с наибольшим интересом проводить упражнения. Играя ежедневно, ребенок получает не только удовольствие от результата, но и выучит все стихи и даже будет их рассказывать сам.
Начинать и заканчивать массаж необходимо с легкого поглаживания рук ребенка.
1. Поглаживание руки от кончиков пальцев к локтю;
2. Разминаем каждый палец от ногтя к запястью, также прорабатываем каждый сустав:
Мышь полезла в первый раз (второй, третий,
Посмотреть который час
Вдруг часы пробили «Бом!»
Мышь слетела кувырком…
(движение от запястья к ногтю); И так прорабатываем каждый палец.
3. Пощипывание боковых краев кистей рук;
4. Разминаем подушечки пальцев (надавливание) :
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Ну, а этот только ел
Оттого и потолстел.
5. Разминаем бугор под большим пальцем;
6. Разминаем бугор под четырьмя пальцами на ладони;
7. Ребром руки разминаем ладошку в различных направлениях;
8. Разминаем ладонь кулаком:
Моя черепашка в коробке живет,
Купается в ванне,
По полу ползет.
Ее на ладошке я буду носить,
Она не захочет меня укусить.
9. Разминаем запястье руки круговыми движениями, захватив его большим и указательными пальцами другой руки («кольцо»);
10. Загибаем пальцы внутрь, и затем разгибаем наружу, потряхиваем ими:
Бом, бом, бом, бом,
По гвоздям бьем молотком.
Гвозди не вбиваются,
Только загибаются. (Загибаем пальцы)
Значит, клещи надо взять,
Будем гвозди вырывать.
Я тянул, тянул, тянул,
Все я гвозди разогнул. (Потряхиваем, разгибаем и потягиваем пальцы)
11. Разминаем руку от запястья до локтя;
12. Сцепить пальцы «Домиком» и потереть ими друг об друга:
Сцепим пальцы мы в замок,
Чтоб чужой войти не мог.
Пустим только белочку,
Ежика и зайчика,
Пустим только девочку,
Пустим только мальчика.
13. Поглаживание руки от кончиков пальцев к локтю.
Заключение
Таким образом, здоровьесберегающие технологии, используемые в работе с детьми, позволяют своевременно скорректировать имеющиеся нарушения речи у ребенка и в дальнейшем окажет существенное влияние на качество школьного обучения.
Процесс формирования речи осуществляется на основе междисциплинарного подхода, который позволяет в комплексе решать логопедические и психологические вопросы развития речи детей. Данный проект помог детям преодолеть имеющие нарушения речи, чтобы они хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар.
И важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня – это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем. Это важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.