Евгения Недогреева
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
Проблема развития мелкой моторики весьма актуальна, так как способствует развитию сенсорного восприятия и моторики – согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Физиологи установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Публикация «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В дошкольном возрасте необходимо уделять большое внимание формированию тонких движений пальцев. Один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению – уровень развития мелкой моторики. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости, а так же развития речи.
Я работаю с детьми дошкольного возраста и вижу актуальность этой проблемы. Развитие мелкой моторики должно базироваться на комплексном подходе – сочетании развития речи, физкультминуток, пальчиковых и игровых упражнений. В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Значительное накопление опыта ребенком происходит в игре, а игра требует определённой предметно – развивающей среды. В группе была создана развивающая предметно-пространственная среда, которая соответствует индивидуальным особенностям детей.
Был создан сенсомоторный уголок, который периодически обновляется, он включает в себя:
игровые манипуляции с бусами, пуговицами (бусинки, пуговицы разной формы и величины, которые нанизываются на шнурок или леску, разной толщины;
игровые манипуляции с нитками разного цвета и толщины; пальчиковый театр «Сказки на пальчиках»; игры шнуровки;
динамические игрушки;
различные мозаики;
природный материал: шишки, каштаны, жёлуди, фасоль, горох, гречка, семечки и многое другое;
раскраски, трафареты;
предметы широкого спектра использования (мячики, счётные палочки, бумага и др.);
Свою работу с дошкольниками строила на основе реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Использовала основные принципы: систематичность и многократность. Последовательность – (от простого, к сложному). Индивидуальный и дифференцируемый подход. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав изменяются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Классифицировала основные виды игр, заданий, упражнений: массаж пальцев и кистей рук; игры с пальчиками; игры с разными материалами: поролоном, тестом, песком, глиной, крупой, бумагой, водой, с природным материалом, с тканью, с пластилином, с красками; игры с предметами-игрушками, имеющими сквозное отверстие, с разборно-сборными игрушками, с вкладышами, с надувными и резиновыми игрушками, с мелкими предметами, магнитами, с конструктором, с прищепками, со шнурками, с палочками, с образными игрушками; игры с тренажерами: на ткани и картоне, на дереве и металле, с пластиковыми крышками.
В группе с детьми каждый день стала проводить пальчиковые игры в свободное время утром и после сна по 2-3 минуты, а зачастую включая в занятия, игры на прогулках. Обратила внимание, что детям очень нравится рассказывать стихи, потешки при помощи пальчиков, но самое главное, что эти игры способствуют развитию речи, развивают чувства ритма, воображение, вызывают у детей радость от общения. Ежедневный массаж пальчиков и ладошек увеличил интерес детей к действиям с пальцами рук.
Следующим этапом работы стал пальчиковый театр. Героев сказок сделала объёмными и плоскостными, что дало возможность детям по – разному использовать их в играх – сказках. Чтобы совершенствования координации движений, мелкой моторики, развития тактильной чувствительности стала использовать игры с цветным песком в группе и обычным песком на прогулке в теплое время года. Эти игры повысили познавательный интерес. Для самостоятельной деятельности детям предлагала пирамидки разных видов, собирать предметы-вкладыши (матрёшки, пазлы.
Большое значение в нашей работе уделяется развивающим тренажерам. С их помощью отрабатываются навыки, позволяющие укрепить слабую детскую руку. Тренажёр «Домик», дверки которого открываются и закрываются при помощи разных ключей. При открывании и закрывании замочков.
Одно из важных направлений, которое использовала в работе с детьми - это игры со счетными палочками, спичками.
Физкультминутка - вариант развития мелкой моторики, элемент двигательной активности. Использую для переключения одного вида деятельности на другой, с целью повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением, проводятся в сочетании движений с речью детей.
Изобразительная деятельность помогает развивать мелкую моторику рук, поэтому в детскую деятельность включаю работа с нитками. Мы начинаем с рисования картинок по силуэту, приклеивание к трафарету мелко нарезанных ниточек, плетение разноцветными шнурками, помогает ребёнку развить чувство ритмичности, координировать работу обеих рук. С помощью семян и плодов создавали узоры и пейзажи. Макароны и крупа – это не только вкусно, но еще и красиво.
Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма Деятельность педагога может стать по-настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются активными помощниками и единомышленниками. Поэтому перед собой ставлю задачу – заинтересовать родителей решением проблемы речевого развития детей дошкольного возраста, вовлечь их в жизнь группы, сделать их союзниками в работе.
Литература:
1. Бабаева Н. У школьного порога. М., 1992г.
2. Гаврина С. Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль, Академия развития, 1997 г.
3. Новоторцева Н. В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. - Ярославль, Академия развития, 1998 г.
4. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М. ,2000 г.
5. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. - Санкт-Петербург, Лань, 1996 г.
6. С. Шанина «Играем пальчиками, развиваем речь» (Москва «Классик», 2008 год);