Светлана Веденина
Опыт работы на тему «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы
3. Педагогический опыт :
3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте.
Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у малышей.
Дети, особенно в раннем возрасте быстро развиваются, и задача воспитателя заключается в том, чтобы применяемые им методы способствовали постепенному переходу ребенка на следующую, более высокую ступень развития.
Публикация «Опыт работы на тему „Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста“, Часть 2» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2017
Прежде чем, приступить к работе, четко выработали план, как работать, какой использовать материал. В основу своей работы положила игру. Для ребенка игра в движении – это способ познания мира. Чем осмысленнее и четче будут детские игровые движения, тем глубже знакомство с миром.
Аква-гимнастика для рук - занимательные игры в воде, которые способствуют развитию координации движений рук и развивают мелкую моторику пальцев. Вода в мине бассейне 37- 37,5 градусов с понижением её до 34 градусов. Время занятий, начиная от 5-7 минут, постепенно доводят до 20 минут. Ребёнок ощущает приятное массирующее воздействие тёплой воды, испытывает чувство психологического комфорта, расслабляет физически и психически. Водные процедуры прекрасно укрепляют нервную систему, снимает напряжение, происходит постепенное закаливание ребёнка.
Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов, используются разнообразные стимулирующие материалы. В своей работе использую накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики, готовые игры и сделанные своими руками: от простого к сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Данные пособия вызывают у ребёнка желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия. Кроме того, игры с предметами ставят ребёнка перед необходимостью запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны взрослым, т. е. развивают память и воображение. Поэтому дидактические игры не только развивают и обогащают чувственный опыт ребёнка, но и учат их мыслить.
В начале работы использовала диагностику, в которой определяла степень ловкости рук и пальцев у детей младшего дошкольного возраста (2-3 лет). В результате обследования малышей нашей группы выяснилось, что для них характерно: недоразвитие тонкой моторики кисти и пальцев рук :
Высокий уровень 6 человек – 24%
Средний уровень 13 -52%
Низкий уровень 6 – 24%
Поставили перед собой задачи:
- улучшить координацию движений пальцев рук,
- проводить упражнения по формированию навыков самообслуживания,
- улучшить общую двигательную активность ребенка, ритмичность, гибкость рук,
- улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук
- развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
Для развития мелкой моторики рук и координации движений я использовала разные методики и методы работы :
1. Пальчиковый игротренинг
- массаж кистей рук
- массаж пальчиков в воде
- нетрадиционный массаж с использованием природного материала (шишек, каштана, орехов)
- пальчиковые игры в воде
- пальчиковая гимнастика, физкультминутки
- пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
- пальчиковый театр
- театр теней
2. Использование элементов ТРИЗ
- лепка из пластилина, глины и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)
- нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, тампонирование, печать от руки и т. д.
- конструирование: плоскостное моделирование из бумаги, работа с конструктором ЛЕГО, выкладывание из счетных палочек и т. д.
- различные виды аппликаций
- выкладывание узоров из ниток
3. Развитие графической моторики
- рисование по трафаретам
- штриховка
4. Дидактические игры
- нетрадиционные игры аква-гимнастика для пальцев
- игры с водой и песком
- шнуровка М. Монтессор
- нетрадиционные игры с мелкими предметами, бросовым, природным, хозяйственно-бытовым
- пазлы, мозаика
- нетрадиционные игры «колобки»
Во время проведения дидактических игр и игр с игрушками использую следующие методы: словесный, наглядно-действенный,практический, игровой.
Понятие «развивающая среда» означает создание необходимых условий для развития ребенка. Каждый предмет в группе может стать развивающим. Постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики.
В группе создана необходимая предметно-развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, большинство из которых были сделаны самостоятельно с помощью родителей. Определенную ценность представляет центр «Песка и воды». Песочная терапия, игры на определение свойств песка, пальчиковые игры в воде, стимулируют развитие ручной и пальцевой моторики, обогащают чувственный опыт, способствуют снятию эмоционально - негативных реакций, создают атмосферу жизнедеятельности и чувства безопасности.
В группе имеется большое количество игрушек развивающего характера : пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями, конструкторы; дидактические игры и пособия, необходимые для развития мелкой моторики.
Поэтому в нашей группе развитию мелкой моторики уделяется специальное внимание, такая работа ведется, начиная с 1 младшей группы. Ежедневно мы играем с детьми в пальчиковые игры.
При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают затруднения. Но когда их проводишь регулярно и используются разнообразные приёмы, то это становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребёнка. Необходимо и полезно использовать и упражнения для тренировки пальцев в сочетании с речью детей.
Существует, и продолжают разрабатываться методики, рекомендующие развивать мелкую моторику малышей, на материале движений без предметов, в частности с использованием народных потешек. Народные потешки это как основа для пальчиковых игр. Язык народных произведений яркий, образный, легко запоминающийся. В них много ласкательных слов, обращений, часто они имеют диалогическую форму. Некоторые потешки построены по типу обращения, сообщения. Чтение потешки и народных песенок проводится в форме весёлой, увлекательной игры, при сопровождении слова движением которые должны совпадать с моментом производимого ребёнка движения или действия выполняемого взрослого. Поскольку дети младшего дошкольного возраста не могут воспринимать быстрой речи, то потешки, народные песенки, читаются неторопливо, отчётливо. При этом ещё развивается память ребёнка в заучивании потешки.
3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте.
Важным фактором в развитии ребенка является мелкая моторика. Мелкая моторика – это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев руки. «Ум ребёнка, истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев» писал известный педагог В. А. Сухомлинский. Он же отмечал «Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем… ярче творческая стихия детского разума». Разнообразие действий руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.
Главной целью опыта является формирование мелкой моторики рук. В соответствии с целью сформированы основные задачи опыта :
В области знаний:
• Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.
• Повысить педагогическую грамотность родителей и педагогов по данной теме.
В области умений:
• Развитие мелкой моторики.
• Развитие памяти, внимания, воображения.
• Способствовать возникновению у детей положительного отношения к обучению.
Методологической основой, позволяющей решить данные задачи, явились:
Нормативно – правовая документальная база
- Проект закона Российской Федерации «об образовании»
- СанПиН «Гигиенические требования к режиму учебно– воспитательного процесса»
- Конвекция по Правам ребёнка
- Приказ отдела образования «О внедрении федеральных государственных требований к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении
Консультативная. Научно-методическая база
- исследования педагогов и психологов в области общих закономерностей коррекционно-развивающего педагогического процесса, опирающиеся на идею комплексного подхода - одного из основных принципов обучения и воспитания Л. С. Выготский, A.B. Запорожец
- учение об общих и специфических особенностях аномального развития В. И. Лубовский, Ж. И. Шиф
- учение о функциональной системе и ее компенсаторных возможностях П. К. Анохин, Л. С. Выготский
- сенсорное развитие дошкольников М. Монтессори
- парциальная программа О. С. Ушакова «По развитию речи»,
- программа М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова «Программа воспитания и обучение в детском саду»,
- И. Светлова " Развитие мелкой моторики",
- Е. С. Анищенкова "Пальчиковая гимнастика",
- Т. Л. Чернова "Оригинальные пальчиковые игры",
- В. Савченко "Штриховка",
- А. Н, Малышева "Аппликация в детском саду" и др.,
Существует на данный момент не один десяток и даже не одна сотня методик, тысячи упражнений, способствующих развитию мелкой моторики рук. Мы ищем информацию, которая в повседневной жизни лежит на поверхности. Кто-нибудь из нас остановился и задумался о том, как наши предки обходились без этих тысяч упражнений и сотен методик, без строгих формул воспитания с пеленок? История вопроса уходит корнями далеко в прошлое. Пришли к выводу, что ни один из них не использует в своей работе "весь комплекс игровых упражнений по развитию мелкой моторики. Поставив перед собой цели и задачи, исходя их моего личного педагогического опыта, учитывая возрастные особенности детей, опираясь на развёрнутое тематическое планирование, предложенное в программе под редакцией авторов Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. Подобрала наиболее приемлемые для своей работы виды игровых упражнений по развитию мелкой моторики.
Для наибольшего удобства те виды игровых упражнений, которые использую в работе с детьми, разбила на комплексы:
1. Комплекс "Пальчиковые игры"
2. Комплекс "Пальчиковых игр в воде"
3. Комплекс " Использование элементов изо - деятельности в развитии
мелкой моторики"
4. Комплексы упражнений по развитию мелкой моторики.
Перечисленные комплексы я использую в ежедневной работе с детьми, так, как эпизодическая деятельность не может дать положительного эффекта. Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярной, используя игровые упражнения в различных видах деятельности и режимных моментах:
1. Утренняя гимнастика.
2. Самостоятельная деятельность
3. Организованная образовательная деятельность
4. Непосредственная образовательная деятельность
5. Прогулка
6. Самообслуживание
7. Работа с родителями
8. Индивидуальная работа
9. Продуктивная деятельность
Определив основное направление в работе, необходимо найти пути создания такой пространственно-предметной среды, такой системы развивающих отношений, которые бы расширили мир детей, стимулировали их творческую деятельность и в свою очередь способствовали развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
3.4. Результативность педагогического опыта.
Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, специалистов детского сада помогли добиваться поставленной цели. В результате проделанной работы пришла к заключению, что:
- целенаправленная,
- систематическая
- планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста
Способствует формированию:
- интеллектуальных способностей,
- положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга,
- самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Результатом моей работы с детьми является :
- Улучшение координации и точность движений руки
- Улучшение мелкой моторики пальцев, кистей рук
- Улучшение общей двигательной активности
- Развитие речевой функции
- Развитие воображения, логического мышления, произвольного внимание, зрительного и слухового восприятия
Выдающийся педагог Мария Монтессори утверждала, что найти способ учить ребенка делать работу перед тем, как он приступил уже к самой работе, т. е. подготовить движения при помощи повторных упражнений.
Что «ребенок, берясь за вещи, которые делает плохо, притупляет в себе чувствительность к собственным ошибкам, при этом надо помнить, что первое впечатление у ребенка самое яркое и сильное».
Результаты диагностики :
2 младшая группа: декабрь 2013г май 2014 г
Высокий уровень – 6 детей – 24% 8 детей – 32%
Средний уровень – 13 детей – 52% 11 детей – 44%
Низкий уровень – 6 детей – 24% 6 детей – 24%
средняя группа: сентябрь 2014г май 2015г
Высокий уровень – 11 детей – 44% 15 детей - 60 %
Средний уровень – 9 детей – 36% 7 детей - 28 %
Низкий уровень – 5 детей – 20% 3 детей - 12 %
Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности. Поэтому стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом. В дальнейшем буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.
Разработала перспективное планирование, картотеки:
«Пальчиковые игры в воде»
«Пальчиковые игры»
«Логоритмические игры»
Первое, с чем сталкивается ребёнок, попадая в группу детского сада – это предметно-развивающая среда. В нашей группе в свободном доступе находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики :
Бассейн (ёмкости) с водой и мелкие игрушки;
мозаика;
конструкторы разной формы, размеров, фактуры;
различные тренажеры по расстёгиванию и застёгиванию пуговиц;
шнуровки;
мячики (это прекрасные атрибуты для массажа и само- массажа);
прищепки бельевые для развития координации движений пальцев рук;
клавиатура старого компьютера, кнопочного телефона для развития дифференцированных движений пальцев рук;
пальчиковый театр;
шаблоны (лекало) по лексическим темам для обведения, раскрашивания, штриховки;
игрушки из «киндер-сюрпризов» для вытаскивания из сухого бассейна;
сухие бассейны, наполненные фасолью или горохом, для само- массажа кистей;
«моталочки»-верёвки, соединённые в центре (иногда с помощью игрушки или деревянного шарика, к концам которых прикреплены ручки, для выработки координации вращательных движений;
разнообразный природный материал (для массажа);
использую тренажеры, разработанные Е. В. Полозовой: тренажер «Шнуровка», «Гвоздики», тренажеры из бросового материала;
и многое другое
Все эти пособия и игры находятся в свободном доступе для ребёнка. При этом взрослый объясняет, показывает, рассказывает, для чего нужны данные пособия и игры, как их использовать, соблюдая технику безопасности и руководствуясь принципами охраны жизни и здоровья воспитанника.
Используются разные формы организации деятельности.
В работе с родителями :
родительские собрания;
консультации;
дни открытых дверей;
совместных работ детей и родителей;
буклеты;
папки-раскладушки и т. д.
Игровые тренажеры и упражнения подбираются и используются на занятиях в соответствии с лексической темой.
Целью работы является повышение эффективности процесса развития мелкой моторики дошкольников, через все виды образовательной деятельности.
Для достижения этой цели были намечены следующие задачи:
- изготовление нетрадиционных тренажеров для развития мелкой моторики;
- разработка комплексов нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики дошкольников;
- совершенствование процесса развития мелкой моторики путём включения комплексов нетрадиционных приёмов и тренажеров в тематической планирование и разработка взаимосвязи упражнений на развитие мелкой моторики рук с другими видами деятельности;
- создание эмоционально положительного настроя, интереса и побуждения к действиям;
- развитие наглядно-действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения;
- создание предметно-развивающей среды, способствующей эффективному процессу развития моторики рук дошкольника.
Деятельность осуществляется в соответствии с системой, которая упорядочивает процесс развития мелкой моторики в воде и повышает её эффективность:
- развитие движений кистей рук;
- развитие различных типов захватывания;
- развитие соотносящих действий;
- развитие подражательных движений рук;
- развитие тактильных ощущений пальцев рук.
Основным направлением работы является работа с детьми при условии эффективного взаимодействия с родителями.
В результате использования нетрадиционных приёмов у детей развилось :
- слуховое восприятие,
- повысилась наблюдательность, внимание, память, воображение,
- упорядочились впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром,
- расширился словарный запас,
- развился навык игровой деятельности.
Результаты были обеспечены:
- комплексным, системным, поэтапным и индивидуальным подходами;
- осуществлением непрерывности и преемственности развивающей работы;
- включением родителей в процесс развития мелкой моторики рук детей.
В работе по развитию мелкой моторики придерживаюсь некоторых правил:
- Задание подбираю с учетом их постепенно возрастающей сложности.
- Учитываю индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.
- Работу провожу регулярно, систематически.
- Соблюдаю временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка.
- Повышаю у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру.
- Забочусь о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям. Стараюсь, чтобы процесс обучения и развития сформировывал у детей положительную мотивацию.
Кроме работы по развитию мелкой мускулатуры рук на занятиях. Задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в такие домашние дела:
- перемотка ниток;
- завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке;
- собирание разрезных картинок;
- застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков;
- завинчивание и развинчивание крышек,
- разбор круп (горох, гречка, рис)
- и так далее.
- Аква-гимнастика для пальчиков. Ни для кого не секрет, что маленькие дети любят игры с водой. Мы соединили это увлечение со специальными пальчиковыми упражнениями. Важно, что такие игры увлекают ребенка, вызывают интерес, развивают мелкую моторику руки, аккуратность, усидчивость и умение концентрировать внимание. В процессе таких игр ребенок получает массу положительных эмоций, что очень важно для его полноценного психического развития.
- Мячики - развивают активность и координацию движений. Мячики бывают из различного материала, разные по размерам, цвету, упругости, жесткости, могут быть гладкие и шершавые.
- Кубики - это не только развитие мелкой моторики и пространственного мышления, но и развитие внимания и логики.
- Пазлы - развивают внимание, сообразительность. Развивают комбинаторные способности ребенка и помогают освоить восприятие зрительных образов.
- Конструкторы и наборы строительных материалов- эти игрушки способствуют интеллектуальному развитию детей, формированию способностей к техническому творчеству, развивают моторику рук, создают в воображении ребенка некие идеалы цветов и форм. Так же вовлекают наглядно-образное мышление и память.
- Рамки и вкладыши - способствуют развитию мелкой моторики рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия, целостного восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления ребёнка.
- Кубы- вкладыши – замечательная игрушка для раннего развития. Ребёнок учится подбирать фигурки по форме и вставлять их в соответствующие отверстия. Благодаря таким занятиям дети развивают мелкую моторику пальцев рук, а также знакомятся с различными геометрическими фигурами и различными цветами.
- Мозаика - способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка.
- Игры с прищепками - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук.
- Игры с палочками - не только развивают тонкую координацию рук, но и формируют пространственные представления
- Узоры из ниток. Выкладывание узоров или геометрических фигур из шерстяных или холщевых ниток разной толщины и длины на бархатной бумаге. Это позволяет тренировать не только мышцы рук, но и способствует развитию тактильных ощущений, внимания, мышления, координации в пространстве.
Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.
4. Выводы.
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
- тема проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (интеллектуальную, познавательную, художественно-речевую)
- появилась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами двигательной активности, пальчиковых игр в воде и упражнений и т. д.
- возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей, дети пытаются осуществлять ролевой диалог
- достигнуты хороших результатов взаимодействия педагог - родители.
- у большинства детей кисть приобрела хорошую гибкость, подвижность, исчезла скованность движений, изменился нажим, что в дальнейшем поможет детям легко овладеть навыками письма
- дети свободно играют в пальчиковые в воде и дидактические игры
- в группе собран методический материал, оборудование для успешной работы по развитию речи при помощи разных форм, методов направленных на развитие общей и мелкой моторики.
Список литературы.
Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.
Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
Венгер Л. А., Пилюгина Е. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада. - М. : Просвещение, 1998.
Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Собр. соч. В 6 т. – М., 1983. - Т. 4.
Година Г. Н., Пилюгина Е. Г. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста : книга для воспитателей детского сада. – М. : Просвещение, 1987.
Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
Смирнова. Е. О., Холмогорова В. М. «Развитие общения детей со сверстниками. Игры и занятия с детьми 1-3 лет М: Мозайка-Синтез,2008г
Ткаченко Т. А. «Развиваем мелкую моторику», М. Издательство ЭКСМО,2007г
Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
Шмелева. Е. Б. Пальчиковые игры. Пособие по развитию мелкой моторики и речи. У детей 2-4 лет- М : Издательство «Ювента»,2008г
Янушенко. Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года).Методическое пособие для воспитателей и родителей.