Татьяна Николаева
Из опыта работы. Приобщение дошкольников к художественной литературе
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе
«Чтение – вот лучшее учение» А. С. Пушкин
Я хочу рассказать о своем опыте работы на тему «Приобщение детей к художественной литературе». Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. Не для кого не секрет, что дети-дошкольники, впрочем, как и их родители, предпочитают книге телевизор, компьютер, планшет и прочие гаджеты. Думаю, что не стоит много рассказывать о том, какое значение книги имеют для всестороннего развития детей, и как важно научить ребенка любить книги. По этому, в своей работе я решила сделать акцент на область «чтение художественной литературы». Очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь. Будет обогащаться словарь детей именно за счет худ. Литературы. (случай с Сережей). Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке “талант читателя”.
Публикация «Из опыта работы, Приобщение дошкольников к художественной литературе» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Опыт работы, практика
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Самым осведомленным человеком в вопросах детской литературы и чтения должен быть воспитатель дошкольного учреждения. Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Я твердо убеждена в том, что научить любить книги может только тот человек, кто сам их искренне любит. К счастью для моих воспитанников, я именно тот человек, кто может это сделать. В старшей группе я вела кружковую работу по приобщению к художественной литературе «В гостях у сказки». Цель моей работы : воспитывать у детей любовь к книге. Занятия проводились 1 раз в неделю, во второй половине дня, согласно перспективному планированию. Использовались следующие методические приемы: речевые игры, беседы по сказкам, рисование героев сказок, инсценировки, элементы пересказа, конкурсы среди детей, мини – викторины, пантомимы, заучивание наизусть, рассказы о писателях, коллективные аппликации, работа с пословицами и поговорками, тематические выставки книг. Вместе с детьми мы готовили маски, костюмы для инсценировок, которые потом показывали детям других групп и родителям на собраниях. Наибольшую популярность у детей завоевали инсценировки по прочитанным произведениям. Очень ярко прошла инсценировка по рассказу Андрея Усачева «Здравствуйте, спасибо и до свидания». Наверное, все дети группы знали его наизусть. Вообще, Андрей Усачев, очень замечательный писатель. На «ура» у нас прошла литературная викторина «Жили- были книжки», которую мы показывали родителям. Дети и родители потом долго вспоминали интересные задания. Приведу некоторые конкурсы из викторины: Назови героя сказки: Как звали кота из сказки «Золотой ключик, Как звали сына Дяди Степы, В кого превратился гадкий утенок? Кто говорил такие слова: По щучьему веленью, Не плачь дед, не плачь баба, сказочные тесты, домашнее задание (вся группа показывал инсценировку по произведению Л. Квитко «Анна-Ванна») и вопросы гостям: Как звали сказочного кота-гипнотизера, назовите популярную рнс с тремя покушениями на убийство и одним убийством, назовите сказочный персонаж лезущий вон из кожи, какое настоящее имя лягушки-царевны, имя сказочного долгожителя, имя коровы, которую купил кот Матроскин, как звали царевну, которую рассмешил мужик на печи. На кружковых занятиях мы познакомили с творчеством: Андрея Усачева, Даниила Хармса (105 лет, Константина Дмитриевича Ушинского, Сергея Михалкова (75 лет, Виталия Бианки и т. д. Всей группой мы ходили в детскую библиотеку (после экскурсии половина детей привели туда своих родителей записываться, а некоторые уже были читателями этой библиотеки). Результатом работы стало (2-е место) воспитанников моей группы Львовой Ксении и Тимофеева Олега в районном конкурсе «Книжная страна». Причем, мы были в шаге от победы, не ответив на элементарный вопрос по сказке «Репка» (свое незнание мотивировали тем, что такие сказки для маленьких, мы давно уже не читаем).
Сейчас я работаю в средней группе, так же как и раньше по программе «Радуга». Считаю, что в нашей программе работа по приобщению детей к чтению распланирована четко и по существу: чтение каждый день, всей группе, и индивидуально, повторное чтение, рассматривание иллюстраций, книги в свободном доступе, вопросы по прочитанному, формирование бережного отношения к книгам, разнообразные виды театров, игры-инсценировки. Много использую в своей работе словесных ситуационных игр, на основе иллюстраций, не требующих особой подготовки, направленных на обогащение словаря, развития памяти, внимания, мышления. Игры: «Опиши картинку», «Что нарисовано вверху, внизу листа, цвета, формы», Посчитай сколько на картинке того-то… Стараюсь больше давать возможности в играх говорить детям, выслушивать их до конца. Очень малышам, как и более старшим детям, нравятся инсценировки по прочитанному, особенно когда одевают костюмы. Буквально в апреле мы показывал на родительском собрании «Теремок». Надо было видеть глаза родителей! Очень эффектно, ведь, что нужно родителям, полюбоваться на своего ребенка, испытать чувство гордости за него. Много внимания уделяю заучиванию стихотворений наизусть. Без преувеличения репертуар моих воспитанников очень широк. Причем стихи мы учим и закрепляем во время режимных моментов. Не оставлю без внимания обновление предметно-развивающей среды. В течение дня часто делаю акцент на обращение к книгам. Если придерживаться заданного курса и с любовью выполнять свои обязанности – дети полюбят книги, так как я и пойдут с ними по жизни.