Алексей Куценко
Консультация преподавателя — организатора ОБЖ
▼ Скачать + Заказать документы
«Жизнь прожить – не поле перейти», - гласит известный афоризм. «Старая присказка», - подумают многие. «Истина в последней инстанции», - возразят школьные учителя. Ещё вчера обучение в школе осуществлялось в нормативной стратегии, сегодня это уже стратегия развивающего обучения, а завтра… Завтра, вернее уже сегодня, мы должны выпустить в жизнь личность, умеющую существовать в постоянно изменяющихся условиях, готовую к профессиональной деятельности в конкурентной среде, личность компетентную. Может быть, поэтому каждый преподаватель - будь то физик, биолог, математик, филолог - уверен, что именно его предмет является в школьной практике главным, поскольку не только готовит ученика к будущей взрослой жизни, но и позволяет сформировать в ученике все те компетенции, которые нашли отражение в новых ФГОСах. К сожалению, порой мне приходится слышать, что «Основы безопасности жизнедеятельности» - дисциплина несерьезная, проходная по отношению к русскому языку, математике или английскому. Позвольте не согласиться. Если философские и духовно-нравственные искания героев становятся предметом разговора на уроках предметов гуманитарного цикла, рациональное начало доминирует в точных науках, на уроках химии и биологии ребят учат «зрить в корень», то закрепить полученные знания на практике помогают уроки основ безопасности жизнедеятельности.
Публикация «Консультация преподавателя — организатора ОБЖ» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Мой опыт работы учителем ОБЖ подтверждает, что в нынешней системе образования, пожалуй, нет такого сложного и до конца ещё не освоенного предмета, каким является курс ОБЖ. Жизнь доказывает, что в дальнейшем, после окончания школы, знание некоторых предметов может и не пригодиться, а вот знания, полученные на уроках ОБЖ, применяет на практике каждый. Конечный результат изучения моего предмета не сводится к получению высокого балла на ЕГЭ. Моя задача – выпустить ребенка в жизнь с определенным багажом знаний: как вести себя в той или иной чрезвычайной ситуации, как выжить самому и помочь другим. Ведь любой человек в какой-то момент может оказаться в таком положении, и тогда от грамотных действий может зависеть не только собственное благополучие, но жизнь и здоровье близких людей. Таким образом, повышение практической направленности образования – одно из направлений моей деятельности.
На данном этапе работы считаю необходимым акцентировать внимание на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ. «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученик», - утверждал Л. Н. Толстой. Трудно не согласиться с мнением классика: в современной школе качество преподавания курса ОБЖ зависит не только от профессиональной подготовки учителя, но и умения организовать внеурочную деятельность учащихся, умения налаживать социальное партнерство.
Исходя из современных требований, основными целями курса «Основы безопасности жизнедеятельности» являются:
• формирование и развитие у учащихся высоких морально-психологических качеств,
• обеспечение психологической устойчивости к опасностям и чрезвычайным ситуациям,
• воспитание бережного отношения к окружающей среде и своему здоровью, любви к своей Родине, готовности к ее защите.
Не менее важно воспитание у школьников уверенности в эффективности мероприятий, проводимых в интересах предупреждения чрезвычайных ситуаций, успешной ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также убежденности в необходимости принимать в них посильное участие. Поэтому одной из главных задач общеобразовательной школы является передача учащимся специальных знаний, формирования у них умений и навыков, необходимых для безопасной жизнедеятельности. Такое обучение осуществляется в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).
Проводя занятия по ОБЖ, я постоянно задумываюсь над тем, что ожидает наших учеников. Ведь будущее потребует от них огромного запаса знаний и умений. В наши дни умение учащихся добывать знания самостоятельно и совершенствовать их, умение работать с информацией в различных областях, приобретая, если это необходимо, новые навыки, гораздо важнее прочности приобретаемых знаний, потому что именно добыванием и совершенствованием знаний им придётся заниматься всю сознательную жизнь. Такая постановка вопроса очень актуальна для нашей страны, нашего общества, так как сама жизнь ставит задачу так называемого «обучения через всю жизнь». Поэтому в своей педагогической деятельности большое внимание уделяю общим проблемам: повышению качества знаний, активности, интереса учащихся к предмету и творческой самостоятельности на занятиях по ОБЖ. На протяжении многих лет эти проблемы требовали рассмотрения, изучения и творческого поиска путей их положительного разрешения.
Чтобы развить у школьников способность работать с информацией, научить их самостоятельно мыслить, уметь работать в команде, необходимо использовать различные педагогические технологии.
В своей педагогической деятельности я опираюсь на основные направления государственной политики России в области образования в соответствии с законом РФ «Об Образовании», с государственными стандартами изучения основ безопасности жизнедеятельности, с нормативными документами управления образования, с уставом школы.
Объектом исследования является процесс обучения, а предметом - формы его организации.
Для себя я определил цель: изучить особенности использования технологий, способствующих активизации деятельности учащихся в процессе обучения ОБЖ. Предполагаю, что, если в своей деятельности учитель применяет технологии, способствующие активизации деятельности учащихся, то процесс обучения должен стать более результативным, а значит, повысится заинтересованность и качество знаний учащихся.
Задачи, которые я ставлю перед собой:
-изучить и проанализировать литературу по педагогическим технологиям;
- рассмотреть технологии, способствующие активизации учебной деятельности учащихся на уроке;
- дать оценку эффективности применения данных технологий в процессе обучения.
Оптимальной технологией для реализации поставленных задач является, на мой взгляд, технология социального проектирования, в основу которой положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Именно поэтому в своей практике стараюсь сделать оптимальный выбор форм, методов и средств обучения в зависимости от содержания материала, подготовленности и интересов учащихся, оптимально сочетаю традиционные и инновационные образовательные технологии. Считаю, что внедрение инновационных технологий, оказывающих эффективное влияние на воспитание, развитие, социальную адаптацию, защиту прав и законных интересов учащихся школы, является важным в педагогической деятельности современного учителя.
В своей работе я применяю элементы следующих образовательных технологий:
1. Интерактивные технологии – для развития коммуникативных и творческих способностей учащихся, для формирования умения работать в команде, что очень важно для групповых видов учебной работы. Используемые технологии способствуют повышению интереса детей к предмету, развивают логическое мышление и понимание того, что предмет ОБЖ один из важных предметов, обучающий детей правильно ориентироваться в современной жизни.
2. Учитывая актуальность технологии проектного обучения, часто обращаюсь к ней в своей педагогической деятельности. Именно проектная технология помогает активизации познавательной деятельности учащихся и развитию их творческих способностей. Под методом проектов я понимаю комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых ребятами самостоя-тельно и под моим руководством с целью практического или теоретиче-ского решения значимой проблемы. «Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить», – вот основной тезис практикуемого мною метода проектов.
3. Здоровьесберегающие технологии являются непременной составляющей всех моих уроков. При этом, рассматривая здоровье в различных аспектах (физическом, эмоциональном, социальном, личностном, духовном, интеллектуальном, стремлюсь создать на своих уроках комфортные условия, благоприятный психологический и эмоциональный климат, использую учебный материал для популяризации здорового образа жизни.
4. Немаловажную роль, на мой взгляд, в получении учащимися глубоких и прочных знаний и выработке навыков адекватного поведения при попадании в опасные ситуации играет ситуационное обучение. Данный метод призван воспитывать у каждого обучаемого потребности предвидеть возможные опасные жизненные ситуации, научить правильно, анализировать сложившуюся ситуацию и при этом грамотно действовать для сохранения жизни и здоровья. Положительным моментом данного метода является и то, что, решая проблемы, поставленные в ситуационных заданиях, обучающийся становится как бы непосредственным участником ситуации. У него подсознательно возникает мысль «Это может случиться со мной!». Таким образом, у ребят появляется в том числе и положительные мотивы к изучению курса ОБЖ.
При составлении ситуационных заданий я придерживаюсь следующих принципов:
- моделирование ситуаций, ведущих к частичной неудаче и требующих в дальнейшем повышения активности;
- постановка задачи и создание ситуаций, требующих немедленного перехода к смелым, самостоятельным и организованным действиям;
- создание ситуации с элементами риска и опасности.
В старших классах новый материал излагаю в виде лекций, в форме групповой работы, когда перед каждой группой ставятся определенные задачи, в ходе решения которых не только находятся правильные ответы, но и формируется коммуникативная культура. Итоговую проверку знаний осуществляю в традиционных формах и с помощью тестирования.
Независимо от возраста обучающихся разрабатываю уроки с опорой на мультимедийные и интерактивные средства обучения, позволяющие в действии показать или смоделировать ту или иную ситуацию, найти из неё выход. Ситуационные задачи и алгоритмы оформляю в виде презентаций.
В системе использую материалы Интернет-ресурсов, что позволяет не только активизировать деятельность учащихся на каждом этапе урока и повысить качество обучения, но и позволяет участникам профессиональных сетевых сообществ практически ежедневно получать новые знания в области своей специальности, повышая тем самым уровень своей профессиональной компетентности. Тем самым личным примером показываю ученикам, что, обучая других, учишься сам.
Действительно, кабинет ОБЖ - мастерская учителя, пространство которой оформлено новейшими стендами по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ, а так же по основам военной службы (ОВС). Кабинет оснащен всеми необходимыми техническими средствами, собрана большая библиотека, включающая учебные диски для 5-11 классов, таблицы «Правила поведения на дороге» «Противопожарная безопасность», «Безопасность на воде», «Безопасность в общественных местах», «Структура РСЧС», «Безопасность при террористических актах» и «Основы военной службы» и др.
Практические занятия проводятся в специально оборудованном кабинете, где есть все средства оказания первой медицинской помощи, реанимационный тренажер «Максим», ОЗК, Л-1, противогазы, приборы радиационной разведки и химической разведки ДП-5 и ВПХР, автоматы Калашникова, пневматические винтовки.
При планировании своей педагогической деятельности я стараюсь придерживаться следующих принципов:
• создание здоровьесберегающих условий обучения (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
• рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
• соответствие учебной нагрузки возрастным возможностям ученика;
• необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим;
• принцип возрастания роли внеурочной деятельности.
Именно поэтому стремлюсь максимально развить потенциальные возможности своих учеников, привить им устойчивый интерес к предмету «ОБЖ». Систематически занимаюсь совершенствованием своего профессионального уровня: в целях обогащения своего педагогического опыта и повышения педагогического мастерства изучаю методическую литературу по предмету, периодическую печать, научно-популярную литературу, постановления и рекомендации Министерства образования РФ; планирую и прогнозирую свою педагогическую деятельность; на основе этого виду отбор средств форм и методов обучения, позволяющих добиваться повышения качества.
В результате использования перечисленных технологий в процессе обучения, я наблюдаю следующие результаты:
• учащиеся проявляют больше осознанности в изучении предмета, стали увереннее в оценках и выводах.
• как сильные, так и слабые учащиеся охотно принимают участие во всех исследовательских работах.
• растет качество знаний.
• возрос рейтинг предмета.
• реализуются творческие способности учеников через участие в олимпиадах, смотрах, конкурсах.
Таким образом, формируя осознанность, прочные знания по ОБЖ, я в значительной степени продвигаюсь в решении поставленной проблемы «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ». В связи с эти у учащихся появился интерес для участия в мероприятиях, проводимых в области ОБЖ:
• школьный тур олимпиады по ОБЖ;
• районные олимпиады:
• Всероссийская дистанционная олимпиада «Инфоурок»;
В заключение замечу: чтобы заглянуть в будущее, нужно посмотреть на день вчерашний и сегодняшний, и это будет поводом для размышлений, ведь здоровье и безопасность человека - одна из предпосылок счастья и его полноценной жизни. Однако зачастую мы не всегда задумываемся, что представляет наша жизнь для нас самих и наших близких. А ведь она у нас одна. И прожить ее – не поле перейти. Вот почему необходимо учиться основам безопасности жизнедеятельности, серьезно относиться ко всему, что предлагается программой учебной и внеурочной деятельности по этому предмету.