Романова Наталья
Консультация «Профессиональный стандарт педагогов на этапе реализации образования в современном мире»
▼ Скачать + Заказать документы
Профессиональный стандарт педагогов на этапе реализации образования в современном мире.
Н. С. Романова
Беловский район, с. Старопестерёво, Кемеровская обл
Требования к профессиональной деятельности педагогов, предъявляемые ранее, сегодня устарели. В мире, который постоянно меняется сложно идти к цели воспитания и образования гармонично развитого человека, если не самообразовываться, не соблюдать запросы общества и не следовать индивидуальному подходу к каждому ребенку. Запросы нашего общества изменились, так как в мире педагогики появляются всё новые инновационные технологии. Воспитанники начинают требовать от педагога все новых знаний и компетенций. Кроме того, образование стало инклюзивным.
Публикация «Консультация „Профессиональный стандарт педагогов на этапе реализации образования в современном мире“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Профессиональный стандарт педагога, дальше (ПСП, как в нашем Старопестерёвском детском саду, так и в других детских организациях, должен отражать профессиональную деятельность : обучать, воспитывать и развивать ребенка. Идя в «ногу» с современным образованием в Беловском районе, он существенно наполняется психологическими и педагогическими компетенциями, которые могут помочь педагогу в решении новых проблем. Стандарт предъявляет правила к качеству личности учителя или воспитателя, неотделимым от его профессионализма, таких как: умение обучать различных детей, независящих от их способностей, особенностей развития и возможностей.
Значимость введения ПСП в Беловском районе обусловлена снижением эффективности ранее существующих официальных функциональных обязанностей, не соответствующих нашему времени. ПСП пришёл на смену документам по России, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, оптимизировать педагога дошкольного учреждения, дать новый стимул его развитию. Этот документ, является практическим инструментом оптимизации системы образования в России, даёт чёткое определение значимости и места педагогического работника, обозначает его ресурсы, качества личности и его возможности.
Для более успешного введения стандарта педагога в нашем учреждении мы прививаем педагогику сотрудничества. Этот фактор, объединяет участников учебного и воспитательного процесса и одновременно ставит каждого педагога в субъективную позицию в обучении, воспитании, и развитии.
ПСП разработан для установления одних требований к содержанию более профессиональной педагогической деятельности, для того чтобы оценить уровень квалификации педагогов при устройстве на работу, при аттестации, при формулировке должностных инструкций и при разработке федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования. ПСП должен повысить мотивированность педагогических работников к профессионализму и качеству образования, поэтому были разработаны и апробированы требования к профессиональному стандарту педагога.
ПСП соответствует структуре профессиональной деятельности педагога и не должен превратиться в инструмент чётких рамок профессионализма педагога; постараться оградить учителя, воспитателя или других специалистов от выполнения несвойственных функций, отвлекающих его от выполнения прямых своих обязанностей. Как правило, воспитателям бывает не когда работать с детьми, так как они загружены бумажной работой. Поэтому надо мотивировать педагога к внедрению нестандартных решений в своей работе; соответствовать нормам и регламентам во всём мире.
ПСП выполняет функции, которые нужны для того, чтобы преодолеть технологический подход при оценке труда педагога, организовать рост свободы и ответственности педагога за результаты своей работы, дать мотивацию педагогу на постоянное повышение своего профессионализма.
ПСП применяется при приеме на работу в общеобразовательное учреждение на должность педагога; при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования; при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, если у них есть такие полномочия.
Целью применения профессионального стандарта является определение необходимой квалификации педагога, которая может повлиять на результаты обучения, воспитания и развития ребенка. Обеспечение необходимой подготовки педагога для получения хороших результатов его профессиональной деятельности.
Поэтому были предложены профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя, отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования.
Воспитатель должен: знать специфику работы дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста. Знать общие закономерности развития ребенка в дошкольном детстве; особенности становления и развития детской деятельности в дошкольном возрасте. Уметь организовывать ведущие в этом возрасте виды деятельности: игровую и предметно-манипулятивную, тем самым развивать детей. Планировать и организовывать и совместную и самостоятельную деятельность детей дошкольного возраста.
Знать теорию и практические методики познавательного, физического и личностного развития детей. Должен суметь спланировать, проанализировать и реализовывать образовательную работу с воспитанниками в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Иметь навыки планирования своей работы. Уметь корректировать и сопоставлять образовательные задачи совместно со специалистами дошкольного учреждения (психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др.) и реализовывать их рекомендации в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы или детьми с проблемами в речи или психике. Педагоги нашего ДОУ участвуют в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивают безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживают психологическое благополучие ребенка в период пребывания в ДОУ.
Педагог должен владеть методиками и анализом психолого-педагогической диагностики и логопедического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития в школе. Владеть методами и средствами психолого-педагогической работы и просвещения родителей воспитанников, уметь взаимодействовать с ними для решения образовательных задач. Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования оценивается комплексно. Высокая оценка включает сочетание показателей динамики развития различных качеств воспитанника, позитивного отношения ребенка к детскому учреждению и высокой степени активности и вовлеченности родителей в решение образовательных задач и жизнь детского сада.
Внедрение ПСП в ДОУ предоставляет регионам РФ в образовательных организациях дополнительные степени свободы, и накладывает на них серьезную ответственность.
Таким образом, педагог это очень значимая фигура реформирования образования. Мобильность, подготовленность к переменам, способность к инновационным профессиональным навыкам, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все это характеризует деятельность успешного профессионального педагога.
Литература.
1. Российское образование. Федеральный портал https://www.edu.ru/
2. Станкин М. И. Профессиональные способности педагога. – М. ,2012
3. Ф. З. «Об образовании в Российской Федерации» Раздел 9, статья 195_2, 195_3, 2015 г.