Яна Гафарова
Из опыта работы по развитию коммуникативных навыков у дошкольников с ОВЗ
В современное время проблеме воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ уделяется большое внимание. Очень важно ребёнку с ОВЗ научиться жить в современном обществе. Ребёнок должен стать более самостоятельным, адаптированным к окружающей среде, умел общаться. Изучая проблему по развитию социально-коммуникативных навыков у детей с ЗПР, я заметила, что литературы на эту тему мало. В связи с этим возникла необходимость найти новые формы работы.
Публикация «Из опыта работы по развитию коммуникативных навыков у дошкольников с ОВЗ» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Дети с задержкой психического развития проявляют выраженное своеобразие эмоционального и социально-личностного развития, слабость волевой регуляции поведения. Учитывая эти особенности мною были рассмотрены:
- маленькие коммуникативные ситуации с одним сказочным героем;
- игровые простые сюжетные ситуации с двумя героями, взятые из повседневной жизни ребенка.
Для лучшего усвоения нравственных уроков, важно не только знакомить детей с игровыми ситуациями, но и их проигрывать, например, в песке. Поэтому для работы мною был выбрана песочница с сухим песком. Песок для детей является естественной развивающей средой, а взаимодействие с ним благотворно влияет на психику ребенка. Песочница для дошкольников - это целый мир, в котором он может создать ситуацию успеха и проиграть её несколько раз.
Мною была сформулирована цель и задачи выбранной темы.
Цель: развитие коммуникативных навыков у детей с ЗПР посредством простых игровых сюжетных ситуаций в песочнице.
Задачи:
- формирование представлений у детей о самом себе, об отношениях со взрослыми и сверстниками;
- расширение репертуара способов поведения.
Была создана картотека игровых сюжетных игр. Также разработаны коррекционно-развивающие занятия по социально-коммуникативному развитию с использованием сюжетных игровых ситуаций в песочнице. Для детей был оформлен уголок «Песочная страна», которую охраняла Песочная Черепаха. Мною были подобраны картинки к сюжетным ситуациям; изготовлены миниатюрные игрушки (отрицательные и положительные герои) из папье-машье, вкладыши для песочницы.
Использование простых сюжетных игровых ситуаций в песочнице в работе с детьми с задержкой психического развития показало хорошие результаты. В повседневной деятельности дошкольники самостоятельно проигрывали знакомые ситуации в песочнице несколько раз. В результате дошкольники приобретали опыт конструктивного поведения в обществе и переносили полученные навыки в свою жизнь.
Список литературы:
1. Зинкевич-ЕвсигнееваТ. Д. Практикум по сказкотерапии /Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева: Речь, 2013. - 320 с.
2. Микляева, Н. В. Игровые педагогические ситуации в опыте работы ДОУ/Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Ю. В. Ярова. -М: Айрис-пресс, 2005.-96 с. - (Дошкольное воспитание и развитие).
3. Воробьева, Наталья Александровна. Развитие коммуникативных навыков у дошкольников. /Н. А. Воробьёва, О. Б. Сапожникова. - Москва: Интеллект-Центр, 20016. -128 с. - (Педагогическая песочница).
4. Танцюра С. Ю., Кононова С,И. Альтернативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ: Методическое пособие. – М. : ТЦ СФЕРА, 2017г.