Вера Черепанова
Из опыта работы по приобщению детей к культуре и традициям русского народа
▼ Скачать + Заказать документы
Современный мир динамичен и противоречив. Смена эпох накладывает свой отпечаток на поведение и нравы общества, меняются общечеловеческие взгляды и ценности. Новое, так ли оно прекрасно!
В наше неспокойное время, полное неожиданностей и тревог мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут наши нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющие никаких нравственных ценностей? Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом является его духовное и нравственное возрождение. Терпение, щедрость, милосердие, доброта, любовь к природе, к окружающим людям, к своей Отчизне - вот что всегда лежало в основе культуры, традиций и быта русского человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего историю своей Родины, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Публикация «Из опыта работы по приобщению детей к культуре и традициям русского народа» размещена в разделах
В 2021 году нашим педагогическим коллективом дошкольного учреждения была сформирована инициативная группа педагогов и разработан план образовательной работы по приобщению детей к культуре и традициям русской народной культур. Были определены значимые аспекты этой деятельности:
• Погружение в мир самобытных предметов;
• Широкое использование всех видов фольклора;
• Приобщение к народной культуре через народные праздники и традиции;
• Знакомство с декоративной росписью;
Таким образом, приобщение детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра, способствует развитию личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.
Детском саду нет помещения для создания музея «Русская изба», поэтому было принято решение создания её миниатюры. Воспитатель второй младшей группы создала лепбуки «Русская изба» и «Народный быт», которые позволяют в любое время познакомить детей с особенностями самобытного мира. С помощью материала расположенного в нем можно рассказать интересную историю и показать дивные старинные вещи. В процессе образовательной деятельности дети получают сведения об истории и культуре России.
Особая роль в системе работы с детьми отводится приобщению к творчеству русских умельцев Нижегородской области, к народным промыслам. Накоплен опыт работы с Дымковской, Хохломской, Городецкой, Гжельской росписью. В детском саду проводятся выставки детского творчества, и тематические праздники. В процессе художественной деятельности у дошкольников формируются навыки изготовления игрушек и их росписи.
Работая в направлении чудесного мира языка, дети не только знакомятся с разными видами устного народного творчества : перевертышами, считалками, скороговорками, потешками, сказками, пословицами, но сами их придумывают, сочиняют. Развитию творческого мышления способствовали такие задания как: подбор сказок к пословицам, например: «В согласии жить никто не одолеет» («Зимовье зверей», «Труд кормит, а лень портит» («Колосок», «Как аукнется, так и откликнется» («Лиса и журавль», «Что посеешь, то и пожнешь» («Лисичка со скалочкой»).
Сказки - школа народной мудрости. Из них дети черпают множество познаний, первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Они позволяют впервые испытать храбрость, стойкость, увидеть добро и зло, являются важнейшим источником выразительности детской речи, развивают умение тонко чувствовать художественную форму, мелодию и ритм родного языка. Народное творчество обогащает словарь детей, формирует фонематическое восприятие, лексику, а также несёт в себе художественный потенциал речи.
Работа со сказкой проходит несколько этапов от восприятия произведения до игр – драматизаций. Наибольшую ценность представляют игры – импровизации по мотивам сказки, где дети заимствуют из текста отдельные эпизоды, свободно строят слова роли и диалоги, эмоционально сочувствуют и содействуют своим героям. Эмоционально – чувственный опыт детей хорошо раскрывается в театрализованной деятельности.
В группах были организованны театрализованные представления с участием детей по русским народным сказкам : «Гуси – лебеди», «Колобок», «Волк и семеро козлят».
Большие потенциальные возможности нравственно-эстетического воздействия на ребёнка заключаются в народной музыке. Знакомство с музыкальным фольклором в ДОУ осуществляет музыкальный руководитель. Народные музыкальные инструменты, песни игрового, плясового характера, частушки, хороводы, элементы народного театра – становятся основой всех обрядовых праздников.
Приобщение к народным традициям происходит в форме детского праздника, так как обряды, отражающие быт крестьянской деревни и явления природы, связанные со сменой времен года, передающие труд людей и отношения взрослых и детей, наиболее ярко представлены именно в народных праздниках. Участие в обрядах, играх, хороводах, новая красочная атрибутика, выступление скоморохов, ряженых постепенно приобщает к русским национальным традициям. На протяжении многих лет воспитателями групп велась работа в данном направлении. Самым весёлыми праздниками стали – Рождество и Масленица.
Народно – обрядовые праздники всегда связаны с игрой. К сожаленью народная игра почти исчезла из детства, а игра как жанр устного народного творчества является национальным богатством. Народные игры и по сей день являются школой жизненного опыта, накопленного предыдущими поколениями, школой усвоения обычаев и традиций национальной культуры.
Игра, игры - хороводы составляют часть каждого занятия по русской национальной культуре и подбираются согласно его тематике. Любимыми играми детей стали : «Заря – заряница», «Золотые ворота», «Дедушка Рожок», «Гори- гори ясно», «Дударь», «Жмурки», «Каравай», «Баба яга» и т. д.
Неформальный подход к работе с родителями помогает найти в них единомышленников, они становятся активными участниками в конкурсах различного уровня, являются участниками выставок «Осенняя фантазия», «Город мастеров», помогают своим детям в изготовлении атрибутов, пошиву русских народных костюмов для выступлений.
В процессе такой целенаправленной работы, через различные формы приобщения к истокам русской народной культуры, у детей формируются эмоционально-окрашенные чувства причастности к наследию прошлого, приобретается совокупность культурных ценностей, что способствует развитию духовности – интегрированного свойства личности, которое проявит себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-патриотических позиций.