Наталья Минчакова
Из опыта работы по организации экспериментальной и исследовательской деятельности в старших группах
▼ Скачать + Заказать документы
Я хочу представить свой опыт работы по экспериментальной деятельности в старшей группе детского сада.
В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству. Ребята хотят узнать, почему звезды не светят днем и почему дует ветер и т. п. Трудно объяснить ответы на словах, поэтому я в своей работе решила уделять больше внимания экспериментированию.
Публикация «Из опыта работы по организации экспериментальной и исследовательской деятельности в старших группах» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Детское экспериментирование дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему?», позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных опытах, позволяет почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Свою работу начала с определения задач:
1. Создать условия для развития поисково-познавательной деятельности детей.
2. Показать детям в процессе проведения опытов различные свойства изучаемого объекта, его взаимодействие с другими объектами и средой обитания, практическое применение этих знаний в жизни.
3. Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
4. Развивать свободную творческую личность.
5. Воспитывать в детях бережное отношение ко всему, что их окружает.
6. Вовлечь родителей в работу по экспериментированию.
Работу мы начали с проведения бесед «Что такое опыты и для чего они нужны?», «Кто такие ученые?», «Что такое лаборатория?» Рассматривали журналы и энциклопедии.
Затем приступили к оборудованию детской мини-лаборатории в группе. Совместно с родителями приобрели необходимый инвентарь - лупы, пипетки, миски; пополнили коллекцию природных материалов.
Для родителей мной были подготовлены и проведены консультации: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».
И вот он — долгожданный момент! Наш первый с ребятами настоящий опыт «Рисунки на молоке».
Молоко - один из самых удивительных продуктов, дарованных нам природой. Его полезные свойства на сегодняшний день признаны во всем мире. А мы с ребятами сотворили «молочное волшебство» - великолепные плавающие узоры!
Цель проведения опыта : прививать интерес к исследовательской деятельности.
Задачи: познакомить со свойствами молока и мыла; развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы; развивать у детей познавательный интерес.
Ребята были в восторге. Они на следующий же день начали спрашивать, что будем делать сегодня, а если не сегодня, то когда? И этот детский восторг и интерес являются отличным стимулом для дальнейшей работы.
Как-то я спросила детей: «Могут ли распуститься бумажные цветы?»
Многие сказали «нет» и заулыбались. Некоторые ребята задумались.
«Возможно все!» И мы с ребятами приступили к следующему опыту «Цветы на пруду».
Цель проведения опыта : познакомить детей со свойствами бумаги, опущенной в воду.
Задачи: познакомить со свойствами воды и бумаги; снятие психического напряжения, состояния внутреннего дискомфорта; развитие мелкой моторики рук.
Я предложила детям цветы не из цветной бумаги, а их белой, а ребята сами их раскрасили. Поэтому нет одинаковых цветов, все разные и неповторимые. Каждый ребенок наблюдал, как распускается именно его цветок.
После проведения дети еще долго рисовали и вырезали цветы, чтобы повторить опыт дома.
«Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!». Вода - самое удивительное и самое загадочное вещество на Земле. Она играет важнейшую роль во всех жизненных процессах и явлений, происходящих на нашей планете и за ее пределами. Как же ее не исследовать маленьким первооткрывателям?
Проведение эксперимента "Три состояния воды".
Цель проведения эксперимента : создать условия для ознакомления детей с тремя состояниями воды.
Задачи: расширить представления детей о круговороте воды в природе и её трех состояниях: пар, жидкость, лед;
систематизировать представления детей о свойствах воды (не имеет форму - жидкая, течет, без вкуса, без запаха); развивать логическое мышление, воображение, восприятие, память, наблюдательность; учить устанавливать взаимосвязи, делать выводы.
Хоть вода и является чем-то обыденным, с чем мы сталкиваемся каждый день, нельзя не заметить неподдельный интерес в глазах юных «почемучек».
Особый интерес вызвал у них процесс преобразования пара обратно в воду. Ребята наблюдали с широкими глазами, как пар на зеркале собирается в капельки и стекает вниз.
Ну куда же без опытов и исследований на свежем воздухе? Общаясь с природой, изучая ее объекты и явления, дети постепенно постигают мир, в котором они живут.
Этому способствуют наблюдения за растениями, солнцем, ветром, игры с водой и песком.
Самым нашим ярким опытом стало «Выращивание кристаллов».
Кристаллы – это поразительные создания природы. Нас восхищают их яркие цвета и прозрачность, ровные, гладкие грани и правильная форма. Кристаллы выглядят таким образом, словно их кто-то специально вырезал, отшлифовал и раскрасил.
А почему бы самим не попробовать их вырастить?
Цель проведения опыта : изучение процесса роста кристаллов поваренной соли и сахара.
Задачи: узнать о видах кристаллов и методах их выращивания; подобрать доступное оборудование и сырье для выращивания кристаллов; вырастить кристаллы соли и сахара; изучить условия образования кристаллов; проанализировать полученные результаты.
Кристаллы у нас росли в шкафу без света примерно 1,5 месяца. И все это время ребята с нетерпением ждали, сначала каждый день смотрели стаканчики, но так как жидкость долго не кристаллизовалась, начали смотреть реже. Когда, наконец, начали образовываться кристаллы, их радости и восторгу не было предела.
Своей работой я попыталась создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление детей узнать мир во всех его красках и проявлениях.
Выступление закончу словами Льва Семеновича Выготского:
«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».