МААМ-картинки

Из опыта работы по организации экспериментальной и исследовательской деятельности в старших группах

Наталья Минчакова
Из опыта работы по организации экспериментальной и исследовательской деятельности в старших группах
▼ Скачать + Заказать документы

Я хочу представить свой опыт работы по экспериментальной деятельности в старшей группе детского сада.

В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству. Ребята хотят узнать, почему звезды не светят днем и почему дует ветер и т. п. Трудно объяснить ответы на словах, поэтому я в своей работе решила уделять больше внимания экспериментированию.

Публикация «Из опыта работы по организации экспериментальной и исследовательской деятельности в старших группах» размещена в разделах

Детское экспериментирование дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.    

Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему?», позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных опытах, позволяет почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Свою работу начала с определения задач:

1. Создать условия для развития поисково-познавательной деятельности детей.

2. Показать детям в процессе проведения опытов различные свойства изучаемого объекта, его взаимодействие с другими объектами и средой обитания, практическое применение этих знаний в жизни.

3. Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.

4. Развивать свободную творческую личность.

5. Воспитывать в детях бережное отношение ко всему, что их окружает.

6. Вовлечь родителей в работу по экспериментированию.

Работу мы начали с проведения бесед «Что такое опыты и для чего они нужны?», «Кто такие ученые?», «Что такое лаборатория?» Рассматривали журналы и энциклопедии.

Затем приступили к оборудованию детской мини-лаборатории в группе. Совместно с родителями приобрели необходимый инвентарь - лупы, пипетки, миски; пополнили коллекцию природных материалов.

Для родителей мной были подготовлены и проведены консультации: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

И вот он — долгожданный момент! Наш первый с ребятами настоящий опыт «Рисунки на молоке».

Молоко - один из самых удивительных продуктов, дарованных нам природой. Его полезные свойства на сегодняшний день признаны во всем мире. А мы с ребятами сотворили «молочное волшебство» - великолепные плавающие узоры!

Цель проведения опыта : прививать интерес к исследовательской деятельности.

Задачи: познакомить со свойствами молока и мыла; развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы; развивать у детей познавательный интерес.

Ребята были в восторге. Они на следующий же день начали спрашивать, что будем делать сегодня, а если не сегодня, то когда? И этот детский восторг и интерес являются отличным стимулом для дальнейшей работы.

Как-то я спросила детей: «Могут ли распуститься бумажные цветы?»

Многие сказали «нет» и заулыбались. Некоторые ребята задумались.

«Возможно все!» И мы с ребятами приступили к следующему опыту «Цветы на пруду».

Цель проведения опыта : познакомить детей со свойствами бумаги, опущенной в воду.

Задачи: познакомить со свойствами воды и бумаги; снятие психического напряжения, состояния внутреннего дискомфорта; развитие мелкой моторики рук.

Я предложила детям цветы не из цветной бумаги, а их белой, а ребята сами их раскрасили. Поэтому нет одинаковых цветов, все разные и неповторимые. Каждый ребенок наблюдал, как распускается именно его цветок.

После проведения дети еще долго рисовали и вырезали цветы, чтобы повторить опыт дома.

«Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!». Вода - самое удивительное и самое загадочное вещество на Земле. Она играет важнейшую роль во всех жизненных процессах и явлений, происходящих на нашей планете и за ее пределами. Как же ее не исследовать маленьким первооткрывателям?

Проведение эксперимента "Три состояния воды".

Цель проведения эксперимента : создать условия для ознакомления детей с тремя состояниями воды.

Задачи: расширить представления детей о круговороте воды в природе и её трех  состояниях: пар, жидкость, лед;

систематизировать представления детей о свойствах воды (не имеет форму - жидкая, течет, без вкуса, без запаха); развивать логическое мышление, воображение, восприятие, память, наблюдательность; учить устанавливать взаимосвязи, делать выводы.

Хоть вода и является чем-то обыденным, с чем мы сталкиваемся каждый день, нельзя не заметить неподдельный интерес в глазах юных «почемучек».

Особый интерес вызвал у них процесс преобразования пара обратно в воду. Ребята наблюдали с широкими глазами, как пар на зеркале собирается в капельки и стекает вниз.

Ну куда же без опытов и исследований на свежем воздухе? Общаясь с природой, изучая ее объекты и явления, дети постепенно постигают мир, в котором они живут.

Этому способствуют наблюдения за растениями, солнцем, ветром, игры с водой и песком.

Самым нашим ярким опытом стало «Выращивание кристаллов».

Кристаллы – это поразительные создания природы. Нас восхищают их яркие цвета и прозрачность, ровные, гладкие грани и правильная форма. Кристаллы выглядят таким образом, словно их кто-то специально вырезал, отшлифовал и раскрасил.

А почему бы самим не попробовать их вырастить?

Цель проведения опыта : изучение процесса роста кристаллов поваренной соли и сахара.

Задачи: узнать о видах кристаллов и методах их выращивания; подобрать доступное оборудование и сырье для выращивания кристаллов; вырастить кристаллы соли и сахара; изучить условия образования кристаллов; проанализировать полученные результаты.

Кристаллы у нас росли в шкафу без света примерно 1,5 месяца. И все это время ребята с нетерпением ждали, сначала каждый день смотрели стаканчики, но так как жидкость долго не кристаллизовалась, начали смотреть реже. Когда, наконец, начали образовываться кристаллы, их радости и восторгу не было предела.

Своей работой я попыталась создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление детей узнать мир во всех его красках и проявлениях.

Выступление закончу словами Льва Семеновича Выготского:

«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».

Публикации по теме:

Обобщение опыта работы по проблеме создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды группах ДОУ Доклад «Обобщение опыта работы по проблеме создания комфортной развивающей предметно – пространственной среды группах ДОУ» Одним из основных.

Доклад из опыта работы «Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников» Закружится мой день неугомонный, И я люблю всю эту чехарду. В нём колокольчик радости бездонной В нём детский смех, вопросы «Почему? Зачем.

Из опыта работы «Формирование самостоятельности старших дошкольников в двигательной деятельности» Комарова Т. Н., инструктор по физической культуре Формирование самостоятельности старших дошкольников в двигательной деятельности (из опыта.

Конспект тренировочного занятия по организации исследовательской деятельности в старшей группе «Осьминог» Конспект тренировочного занятия по организации исследовательской деятельности детей по методике проведения учебных исследований в детском.

Мастер-класс для педагогов «Использование игры-фантазирования в организации экспериментальной деятельности дошкольников» МАСТЕР-КЛАСС «Использование игры-фантазирования в организации экспериментальной деятельности дошкольников»» Выполнила: Нестерова Е. В. Цель:.

Организации совместной познавательно-исследовательской деятельности Цель • Развитие у детей познавательных интересов к исследовательской деятельности. Задачи Развивающие: • Стимулировать детей на проявление.

Особенности организации развивающей среды в разных возрастных группах дошкольной образовательной организации Речь в статье пойдет об особенностях организации развивающей среды в разных возрастных группах дошкольной образовательной организации. В.

«Оздоровление старших дошкольников посредством организации игровой деятельности». План работы по самообразованию План работы по самообразованию Тема: «Оздоровление детей старшего дошкольного возраста посредством организации игровой деятельности» Актуальность:.

Представление опыта работы в создании Рппс по познавательно исследовательской деятельности в средней группе ТЕМА: «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

Сообщение из опыта работы по экспериментальной деятельности детей раннего возраста Детство – пора поисков ответов на разные вопросы. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы по организации экспериментальной и исследовательской деятельности в старших группах
Опубликовано: 10 января 2019 в 15:17
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Из опыта работы по организации экспериментальной и исследовательской деятельности в старших группах» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Минчакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД