Таушева Клариса Сагабетдиновна
Представление опыта работы в создании РППС по познавательно исследовательской деятельности в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Слайд 1. Ключевая установка ФГОС ДО - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.
Публикация «Представление опыта работы в создании Рппс по познавательно исследовательской деятельности в средней группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опыт работы, практика
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Средняя группа
- Темочки
Познавательно – исследовательская деятельность – это один из ведущих видов игровой деятельности дошкольника, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.
Главная наша задача – развить и поддержать в каждом ребёнке интерес к открытиям, новым знаниям, исследовательской деятельности и создать для этого все необходимые условия.
Одним из важных условий познавательно – исследовательской деятельности является правильная организация развивающей предметной среды.
Слайд 2. Основной целью создания уголка познавательно-исследовательской деятельности является :
Обогащение опыта познавательно - исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста, развитие умений и навыков взаимодействия с различными объектами исследования.
Слайд 3 Задачи:
Образовательные:
• Формировать представления о мире, природе, различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
• Формировать умение выражать собственное мнение об увиденном и услышанном.
• Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.
Развивающие:
•Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей через : наблюдения за объектами неживой природы.
• Развивать активность, любознательность; развитие логики и мышления (дети учатся сравнивать, обобщать)
Воспитательные:
•Воспитывать экологическую культуру у детей и бережное отношение к природе, окружающему миру.
•Воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий.
•Воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой.
Слайд 4. Предметно –развивающая среда создает условия для :
1. Познавательного развития ребенка (возможности для экспериментирования, систематических наблюдений, к поиску ответов на вопросы ребенка).
2. Эколого-эстетического развития ребенка (развития умения видеть красоту окружающей природы, разнообразие его красок)
3. Формирование нравственных качеств ребенка (формирование желания и умения сохранить окружающий мир, природу, бережного отношения к природе).
4. Формирование экологически грамотного поведения (Развитие навыков природопользования, экологически грамотного поведения в природе).
5. Экологизация различных видов деятельности ребенка (самостоятельные игры с природным материалом, использование природного материала в непосредственной образовательной деятельности).
Слайд 5.
Основными требованиями, предъявляемыми к среде и к оборудованию уголка это:
1. Безопасность для жизни и здоровья детей.
2. Соответствует возрасту воспитанников
3. Наполненность.
4. Доступность.
Слайд 6. Уголок по познавательно – исследовательской деятельности разделен на центры :
С целью ознакомления детей с явлениями природы, развитию любознательности в процессе наблюдений за реальными природными объектами создан
Центр «Уголок природы».
Для того, чтобы наглядно проследить изменения в живой и неживой природе, происходящие в течение всех сезонов года, мы отмечаем в календаре наблюдений, Календарь наблюдений помогают закрепить у детей знания о явлениях природы, обобщить и сохранить информацию о приметах времен года, о состоянии погоды (температура воздуха, облачность, осадки, ветер, о днях недели и т. д.
Слайд 7. Есть необходимый методический и дидактический материал:
Познавательные книги, энциклопедии,
Оформлены тематические альбомы; «Времена года», иллюстрации, дидактические пособия, «Дикие животные», «Домашние животные», насекомых, птиц, грибов, ягод, цветов.
Слайд 8. Оформлен уголок для знакомства, изучения особенностей природы нашего края: Растения, птицы и животные обитающие в наших краях.
Слайд 9. Для закрепления знаний детей собраны различные игры:
(Игры не только покупные, но и сами создаем такие, как «Кому нужны деревья», «Из чего сделан предмет». и т. д.).
И важный развивающий фактор познавательно – исследовательского уголка- это
Слайд 10. ЦЕНТР ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Работа в уголке положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Слайд 11. Понимая значение познавательной активности для личностного развития ребенка дошкольного возраста, создали лабораторию «Фиксиков», которая позволяет решать важные образовательные и воспитательные задачи:
• Развивать активность, любознательность; развитие логики и мышления.
• Формировать умение выражать собственное мнение об увиденном и услышанном.
• Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.
Слайд 12. Компонент оборудования.
Центр по экспериментированию требует полного наполнения различными материалами и приборами для проведения простейших опытов и экспериментов.
Природный материал:(песок, земля, камушки, глина, ракушки, мелки).
Здесь должны быть красители (пищевые, гуашь, акварель).
Коллекции: семян различных растений: (гречка, фасоль, горох) бумаги, ракушек, камней.
Утилизированный материал: (бумага, фольга, ткани, нитки, поролоновые губки.)
Проведение опытов предполагает и наличие :
Приборы помощники: (маленькие зеркала, лупа, песочные часы, весы, магниты, подносы, стол с клеенкой, клеенчатые фартуки, нарукавники.)
Медицинский материал (вата, пипетки, ватные палочки и т. д)
Материалы для изучения свойств воздуха (воздушные шарики, мыльные пузыри).
Слайд 13 Дидактический компонент:
Экспериментирование в средней группе обязательно должно быть поддержано учебным материалом и различными яркими плакатами, содержание которых поясняет педагог.
Здесь находятся познавательные книги и энциклопедии, подходящие для детей по возрасту.
Слайд 14 Чтобы получить результат необходимо соблюдать последовательность действий. С этой целью оставлены таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов и экспериментов, которые дети могут проводить самостоятельно, а также совместно со взрослым, разные схемы, символы.
Слайд 15 С целью воспитания безопасного поведения, умение организовать свое рабочее место, убирать за собой, расположены здесь правила в картинках.
Слайд 16 В уголке есть наборы для игр с песком и водой:
Слайд 17. Дети в нашей группе очень любят игры- опыты с песком. Такие игры развивают усидчивость, внимание, мелкую моторику. Дети могут трогать песок, пересыпать его из сосуда в сосуд, рассматривать через лупу, смешивать с водой или опускать его на дно банки с водой.
Слайд 18. Исследовать воду (сделать вывод о том, что она жидкая, прозрачная, не имеет запах, не имеет вкуса. Какое огромное значение вода имеет для человека, животных, растений);
Опыты «Тонет-не тонет», игры «Быстрые кораблики», «Рыболовы».
Слайд 19. Опыты и эксперименты со снегом, со льдом, Такие эксперименты знакомят детей со свойствами, развивают любознательность, мышление, умение сравнивать.
Опыты «Жидкое – твердое», «Лед и вода».
Слайд 20. Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
Слайд 21. Создание развивающей предметной среды по познавательно – исследовательской деятельности дает возможность для усовершенствования совместной деятельности педагога с детьми и детей друг с другом.
Все центры в уголке познавательно – исследовательской деятельности действуют не изолированно, а наоборот взаимодополняют друг друга. Дети не ограничены рамками одного аспекта исследования, а получают возможность более полной реализации познавательной активности.
Таким образом, мы создали благоприятные условия для реализации творческого потенциала ребенка.
Слайд 22. Используемая методическая литература:
• Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов. Соответствует ФГОС. 2014
• Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. Разработано в соответствии с ФГОС. 2014.
• Веракса Н. Е., А. Н. Веракса Проектная деятельность дошкольников, соответствует ФГОС. 2014 .
• Абузярова Л. А. Предметно-развивающая среда ДОУ // Ребенок в детском саду. - М. : Просвещение,2009. - №6.
• Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 2003.
Слайд 23. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!