Татьяна Уварова
Из опыта работы по использованию музейной педагогики в образовательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы
Создавая мини- музей я преследовала несколько целей.
1. освоить на практике инновационную музейную педагогику.
2. использовать в работе с детьми, новые интересные для них формы;
3. обогатить предметно развивающую среду в группе.
4. расширить кругозор и познавательную активность детей.
5. включить родителей в образовательный процесс.
Я попыталась строить образовательный процесс на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Публикация «Из опыта работы по использованию музейной педагогики в образовательном процессе» размещена в разделах
В группе многие дети пойдут в школу, следовательно, нужно формировать у них учебные навыки. В тоже время, наши дети-дошкольники, следовательно, любят собирать, коллекционировать, играть.
Я заинтересовала детей, предложив им создать музей к сказкам А. С. Пушкина. Предложила родителям помочь нам в создании музея. С этой целью проанализировав комплексно-тематический план, выбрала ряд тем, реализации которых содействовало бы создание мини-музея.
Такими темами, на мой взгляд, являются:»Как делают бумагу?», «Как делают книги?», «Декоративно- прикладное искусство», «Работа с солёным тестом», знакомство с творчеством А. С. Пушкиным.
Работу по созданию нашего первого мини-музея мы разделили на несколько этапов:
1. подготовительный этап: В начале работы мы вместе с детьми определяли название мини-музея, выбрали место для размещения экспонатов. Мы начали с метода трё х вопросов: Что дети знают? Что хотят узнать? Как узнать? Оказалось, что дети не имели представления о поэте А. С. Пушкине, о его сказках, его жизни. Дети захотели узнать, как выглядел поэт, какие сказки он написал, как жили люди во время жизни А. С. Пушкина. Выяснили где можно добыть эту информацию: в книгах, в интернете, спросить у родителей. Решили создать музей.
2. Практический этап. В создании музея приняли участие педагоги, дети,
родители.
Мы решили узнать, как делают книги, как делают бумагу.
Мы определили, какие экспонаты могут быть в нашем музее, обсудили это с родителями. Нам хотелось, чтобы кроме познавательных задач музей помог нам решать задачи нравственные, воспитание уважения к труду людей, к бережному отношению к книгам, к уважению друг друга, формирование предпосылок проектно-исследовательской деятельности.
Работа в музее строилась по-разному. Я рассказывала детям об А. С. Пушкине, о его семье и его детях. Мы с ребятами узнали, как делается бумага. Сделали её своими руками. Выяснили, как делают книги, сделали свою мини-книгу. Детей очень заинтересовал процесс получения бумаги. Познакомила детей с солёным тестом, как с ним работать. Показала им свои работы из солёного теста по сказкам Пушкина А. С., читала его сказки.
Пополнение экспонатов происходит постоянно. Мы сделали зеркала из солёного теста к сказке»О мёртвой царевне и семи богатырях». Нарисовали рисунки к сказке «О царе Салтане. Родители принесли красочно оформленные книги и поделки к сказкам.
Мы собрали довольно большое количество экспонатов, познакомились со сказками и стихами Пушкина А. С. Мы узнали о том, что во время жизни поэта ели кашу из пшеницы и называлась каша полбой и пили кисель. Дети были заинтересованы в создании музея и когда они сами принимают активное участие, то и рассказать могут многое.
Работа в музее дала толчок для продолжения создания в музее экспонатов из других материалов. Мы хотим сделать работы из пластилина и пригласить в наш музей детей из других групп, а также пригласить родителей. Изучая жизнь и творчество Пушкина А. С. мы, работали все вместе и хотим и дальше создавать вечера и юбилеи ко дню рождения поэта. При правильной постановке работы в музее, музей становится свободной образовательной зоной, где не требуется специально привлекать детей, их увлекает сама созданная среда музея.
Взаимосвязь с другими видами деятельности.
Развитие речи- словарная работа, развитие связной речи, интонационная выразительность речи, активизация пассивного словаря, знакомство с творчеством Пушкина А. С.
Математика, счет, измерение, сравнительный анализ и т. д.
Искусство-знакомство с произведениями фото- художников.
Познание окружающего мира- знакомство с соленым тестом и поделками из него, с тем как делают бумагу на фабрике.
Здоровье-формирование представлений о здоровом образе жизни.
Считаю, что наш музей играет большую роль в познавательном развитии дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи.