Наталия Пономаренко
Информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе (доклад из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, требованиями современного общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду в десятки раз более производительному и творческому.
Публикация «Информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе (доклад из опыта работы)» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Опыт работы, практика
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Информационно-компьютерные технологии активно используются в воспитательно-образовательной и методической работе нашего дошкольного образовательного учреждения. Для педагогов ДОУ очевидно, что педагог, который ведет занятия с использованием компьютера, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Ведь такие занятия позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка)
Список средств информационно-коммуникационных технологий для создания 9условий эффективного управления в нашем дошкольном учреждении выглядел так:
•Принтеры для малых и больших объёмов печати и копирования
•Мультимедиа-проектор 3 шт. и экраны разных масштабов 6 шт.
•Электронный информационный терминал
•Графические планшеты
•Компьютеры и ноутбуки
•Планшетные компьютеры
•Музыкальные центры
•Видеопроигрыватели
•Фотоаппараты
•Видеокамеры
•WI-FI роутеры
•Телевизоры
Казалось бы, а что раньше было информационными технологиями для дошкольного учреждения следует понимать не только компьютер, но и интерактивную доску, мультимедийный проектор, ноутбук, а также более привычные всем телевизор и немного теряющий свои позиции видеомагнитофон. Фотоаппарат, видеокамера, магнитофон, сканер и принтер тоже могут помочь в освоении информационных технологий, увеличивая их возможности и делая этот процесс более полным.
Использование информационно-компьютерные технологии в детском саду позволило модернизировать учебно-воспитательный процесс. Я считаю, что ИКТ облегчило работу воспитателям. Используя презентации в работе с детьми в непосредственно образовательной деятельности теперь не так часто нужно использовать традиционный наглядный материал. Который иногда не соответствует размерам или вовсе не найти (по теме). По сравнению с традиционными формами обучения презентация позволяет расширить возможность, подготовится к деятельности интересней. А также она является средством развития познавательных способностей детей.
Хотя и использование ИКТ требует длительной подготовки. Но в конечном итоге потраченное время и усилия приведут к желаемому результату. Презентацию можно использовать на протяжении всей непосредственно.
Образовательной деятельности так и как часть её подача нового материала, проверка знаний, демонстрация иллюстративного материала.
При такой подаче материала включаются 3 вида памяти – зрительная, моторная, слуховая. Используя презентацию можно рассмотреть материал поэтапно. Что улучшает восприятие информации. Если материал соответствует возрастным особенностям и подбор материала также соответствует по своему содержанию принципу научности, то это позволит заинтересовать ребёнка и хорошо усвоить ему весь материал, который вы ему дадите.
Для детей организуются интегрированные развивающие занятия с использованием ноутбуков, графических планшетов, телевизоров, видеопроигрывателя, проектора. Занятия с применением демонстрационного оборудования сделали занятия привлекательными для дошкольников. Самые новые технические средства очень удобны и мобильны, что помогает педагогу свободно перемещаться для работы по детскому саду. Так же к ним разрабатываются интересные программы. Предоставляет возможность индивидуализации обучения. Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни, неожиданные и необычные эффекты;
Компьютер привлекателен для детей, как любая другая новая игрушка компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.
- Использование Интернет - ресурсов позволяет сделать образовательный процесс для старших дошкольников информационно емким, зрелищным, комфортным.
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:
•предъявления информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
•несет в себе огромный тип информаций, понятный дошкольникам;
•движение, звук, мультипликация надолго привлекает внимание;
•предоставляет возможность индивидуализации обучения;
В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может. Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни, неожиданные и необычные эффекты.
Компьютер привлекателен для детей, как любая другая новая игрушка компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.
- Использование Интернет - ресурсов позволяет сделать образовательный процесс для старших дошкольников информационно емким, зрелищным, комфортным.
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ. При подборе электронных образовательных ресурсов (ЭОР) для применения их в образовательном процессе дошкольного учреждения я тщательно слежу за тем, что бы они соответствовали следующим требованиям:
- для детей дошкольного возраста должны обладать интуитивно-понятным интерфейсом, чаще всего он представлен в виде мультиплицированного меню;
- ЭОР должно содержать несколько различных кратковременных развивающих игр, соответствующих возрастным особенностям, а также обеспечивающих соблюдение санитарно – гигиенических норм;
развивающие компьютерные игры для своих детей своих отбираю в основном на сайте https://www.solnet.ee/games/g1.html.
- в процессе непосредственной образовательной деятельности использую мультимедийные презентации, создаваемые в программе Microcoft PowerPoint. Использование мультимедийных презентаций даёт возможность наглядно,
доступно и интересно обобщить познавательный материал.
- во-вторых, это разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы);
- в-третьих, участвую в жизни различных сетевых педагогических сообществ; считаю, что это наиболее демократичный способ распространения новых методических идей и новых дидактических пособий, доступный педагогам независимо от места их проживания и уровня дохода использую компьютерные технологии для ведения документации.
Решение этих задач невозможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации. Я уверена, что в дошкольном учреждении использование ИКТ позволит модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность.
Информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения, они способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников.
К тому же, каждый родитель, вспоминая этапы взросления своего ребенка, знает, что уже с 6 месяцев любимыми и недосягаемыми предметами для него являются пульт от телевизора, телефон, игровые приставки старших детей.
Можно долго рассуждать о возможном вреде и пользе технических приборов для ребенка, ясно одно: с помощью родителей или без нее, дома или в детском саду, ребенок все равно познакомится с информационными технологиями, и для мудрых родителей будет лучше, если взаимодействие с техникой станет полезным для ребенка.
Использование ИКТ позволяет мне:
- делать образовательный процесс для детей информационно емким, зрелищным, комфортным;
- демонстрировать детям большое количество готовых, строго отобранных картинок, соответствующим образом обработанного материала;
- увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала;
- развивать интеллектуальные, творческие способности детей;
- производить быструю смену дидактического материала
Новые технологии помогли создать более эффективное взаимодействие между администрацией родителей с администрацией теперь происходит в удобной форме – по электронной почте. Что позволяет фиксировать запросы и ответы на них и является доказательной базой в случаи возникновения недопонимания и помогает рационализировать затрачиваемое время. Наличие мобильных устройств ускорила процесс взаимодействия.
Стремительное развитие новых технологий и применение их родителями для развития и развлечения своих детей привело к необходимости введения этих технологий в детском саду для создания продуктивной работы с воспитанниками. В программу внедрения ИКТ был подключен весь персонал ДОУ.