Екатерина Бычкова
Педагогическая гостиная как форма работы с педагогами по внедрению музейной педагогики в образовательный процесс ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования. Создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества – является одной из основных задач воспитательного процесса. И на помощь нам приходит музейная педагогика.
Публикация «Педагогическая гостиная как форма работы с педагогами по внедрению музейной педагогики в образовательный процесс ДОУ» размещена в разделах
Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания – создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной, Л. В. Пантелеевой, Н. А. Рыжовой и др.).
Основной дидактической единицей при реализации технологии музейной педагогики является знакомство детей с разнообразием видов изобразительного искусства.
Если говорить об искусстве в приложении к детям, оно как воздух необходимо для их нормального развития. Знакомство дошкольников с произведениями изобразительного искусства способствует развитию у детей эстетических чувств, что позволяет подвести их к эстетическим оценкам предмета и его отдельных свойств. Яркость, выразительность образов в картинах, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывает эстетическое переживание, помогает детям глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунках, лепке, аппликации.
Но одно не вызывает сомнений – первыми проводниками в мир искусства выступают родители и педагоги. Приобщение к искусству и местным культурным традициям начинается в семье и продолжается всю жизнь. Поэтому главной задачей родителей и педагогов, их долгом, является создание соответствующих условий, в которых ребенку будет доступно как ознакомление с шедеврами, так и творческое самовыражение.
Но в связи с этим к личности педагога предъявляются высокие требования, а именно педагог должен сам :
• Уметь раскрывать богатство и разнообразие видов изобразительного искусства;
• Знать «язык» или систему изобразительно-выразительных средств, с помощью которых создаться художественный образ.
• Понимать, что объединяет виды искусств, а чем они существенно отличаются друг от друга.
• Уметь профессионально описывать и анализировать произведения искусства, определяя их принадлежность к тому или иному виду.
Но зачастую, не все педагоги владеют нужными знаниями, умениями и навыками для того чтобы профессионально описывать и анализировать произведения искусства.
Для достижения педагогами данных требований у нас были организованы педагогические гостиные :
• Описание и психологический анализ картины Аверьянова А. Ю. «Подвиг Генерала Костенецкого».
• Знакомство с жанрами живописи. Описание и психологический анализ картины (портрет) П. Д. Корина «Александр Невский».
• Содружество трех муз: изобразительное искусство, литература, музыка. Тема: «Памятники военным песням», «Весна в музыки, живописи и поэзии».
Структура таких педагогических гостиных включает :
• Работу над составлением описательного рассказа по картине;
• Разработка схемы для описания картины любого жанра (данная схема адаптирована для детей);
• Психологический анализ картины;
• Знакомство с многообразием жанров живописи;
• Закрепление основных выразительных средств, которые используют художники;
• Развивать умение сочетать разные виды искусств: живопись, литература, музыка.
Педагогические гостиные помогают :
• Помогают повысить общекультурный уровень педагога;
• Овладеть специальными навыками в области искусства;
• раскрывать богатство и разнообразие видов изобразительного искусства;
• осваивать «язык» или систему изобразительно-выразительных средств, с помощью которых создаться художественный образ.
• профессионально описывать и анализировать произведения искусства, определяя их принадлежность к тому или иному виду.