Наталья Воронина
Консультация для родителей «О диалоге музейной и семейной педагогики в практике образования дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей
«О ДИАЛОГЕ
МУЗЕЙНОЙ И СЕМЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ
В ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Публикация «Консультация для родителей „О диалоге музейной и семейной педагогики в практике образования дошкольников“» размещена в разделах
Всем родителям хочется, чтобы дети вырастали отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие от «идеальной», реальная семья в праве рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом объединять свои духовные интересы с интересами детей. Наш опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей.
В работе с детьми мы реализуем раздел «Дети в музее изобразительного искусства». На занятиях по изобразительной деятельности ведется комплексная подготовительная работа к посещению музея, затем происходит само художественное событие — посещение музея, после этого проводятся параллельно занятия по изобразительной деятельности и развитию речи. На занятиях в изостудии дети отображают свои разнообразные впечатления от посещения музея в рисунках. На занятиях по развитию речи они сочиняют рассказы о своих впечатлениях, которые воспитатели записывают со слов детей. Из всех продуктов детского творчества оформляется выставка, а далее возникает вопрос: «Какое продолжение в семье может получить наша работа с детьми в учреждении?»
Проведенное анкетирование среди родителей на тему «Семья в музее и театре» показало, что теоретически родители понимают ценность посещения с ребенком музеев, но редко кто из родителей это делает.
Родителям необходимо учесть организационные и содержательные аспекты такого семейного похода и взаимодействия с ребенком непосредственно в залах музея. Например, выйдя из музея ребенок-дошкольник может сообщить : «А мне не понравилось». Почему так может быть? На ребенка обрушилась целая лавина информации, впечатлений, так как родители с ним посетили большое число залов и вышли из музея только тогда, когда ребенок уже устал. Залог успеха — это дозированный подход к познанию прекрасного. Пусть это будет один зал или творчество одного художника. Опыт показал, что целесообразнее семейные прогулки начинать с посещения небольших очень комфортно: надоело гулять в лесу или парке — идешь в музей, устанешь в музее — опять выходишь на воздух и солнце. Это не утомительно даже для самых маленьких ценителей искусства, а также оправдано еще и тем, что любовь к прекрасному начинается с любви к природе.
Другой способ достижения успеха при посещении музеев — это приобретение книг для семейной библиотеки, открыток с репродукциями известных работ художников и пр. Анкетирование родителей показало, то толь-ко в 25% семей в доме есть и активно используются в общении с ребенком иллюстрированные альбомы с репродукциями музейных коллекций. Это только кажется, что ребенок не запоминает увиденное на репродукции. Придя в музей, он получит огромное удовольствие от узнавания ранее увиденной работы, так как специальные знания, полученные при подготовительной работе перед посещением музея, только подогревают интерес ребенка. В домашней обстановке родители могут показать ребенку репродукции, в незатейливой форме объяснить что выразил художник на картине или дать возможность ребенку рассмотреть шедевры самостоятельно. И в том, и в другом случае результат не заставит себя ждать.
Одним из действенных способов является присутствие родителей на занятиях по изобразительной деятельности непосредственно в день посещения музея. Во второй половине дня дети приходят в изостудию и, накопив массу эмоций от поездки в музей, выражают свои впечатления в рисунках. Наблюдать за ними в такие моменты очень интересно. Когда это видят родители, они проникаются страстным желанием прожить вместе с ребенком еще раз художественное событие, но уже в семейном кругу. Еще один из подходов, который можно предложить родителям, — это доверить своему ребенку на какое-то время роль «экскурсовода» во время посещения музея, где он уже был с педагогами дошкольного учреждения и уже что-то знает.
Помимо названных способов мы предлагаем вам, родители посмотреть видеоматериалы, фотографии, сделанные в музее и иллюстрированные детскими рассказами о поездке. Таким образом, соединение эмоциональных переживаний детей от посещения музея с ответными чувствами родителей начинает выступать реальной опорой для пробуждения отзывчивости на прекрасное и помогает более активному вхождению духовности в повседневный быт семьи.