Котлова Елена Юрьевна
Опыт применения педагогики сотрудничества в образовательном процессе детей раннего возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Автор – воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №25 «Рябинушка» г. Мичуринска Тамбовской области Котлова Елена Юрьевна.
Задача воспитания и развития детей раннего возраста является приоритетным направлением моей профессиональной деятельности.
Готовых рецептов решения данной проблемы не было и нет, хотя современные программы обучения и воспитания детей содержат подробные рекомендации по организации жизнедеятельности детей второго и третьего года жизни. Поэтому, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, я решила выстроить собственную модель образовательного процесса в группе своих воспитанников, которая обеспечивает возможность воспитателю поставить в центр образовательной деятельности личность ребенка, его интересы, способности и возможности. При разработке данной модели учитывала рекомендации основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №25 «Рябинушка» г. Мичуринска, разработанной на основе реализуемой им примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. В. Васильевой. Мое видение образовательного процесса базировалось на педагогике сотрудничества.
Публикация «Опыт применения педагогики сотрудничества в образовательном процессе детей раннего возраста,» размещена в разделах
Прогнозируя свои успехи в развитии малышей, я понимала, что процесс воспитания и развития детей раннего возраста необходимо скорректировать и выстроить его с учётом ведущей задачи в деятельности детского сада – создание условий для гармоничного развития личности ребенка.
При выстраивании собственной модели образовательного процесса мне необходимо было ответить на следующие вопросы:
• Как реализовать новые направления, формы, методы воспитания, развития детей раннего возраста?
• Как создать малышу максимально благоприятные условия для его роста, воспитания, развития?
• Как помочь родителям в понимании собственного ребёнка, в поиске и выборе адекватных путей, средств, методов его воспитания?
Ответы на эти вопросы стали алгоритмами совершенствования ВОП в группах детей раннего возраста.
Они следующие:
• принятие инновационной деятельности МБДОУ и её коррекция применительно к условиям работы в группе детей раннего возраста;
• разработка модели взаимодействия с детьми, при которой главная роль отводится ребёнку;
• создание среды для развития личностных качеств ребёнка и его познания мира;
• разработка и реализация новых форм сотрудничества педагога с родителями, основанных на диалоге и партнёрстве;
• моделирование образовательного процесса на эмоционально – положительном фоне в форме взаимодействия воспитателя с ребенком.
Выше представленный алгоритм совершенствования образовательного процесса в группах детей раннего возраста отражает в себе основные направления педагогики сотрудничества. А, чтобы реализовать намеченные планы, мне необходимо было также переосмыслить сущность педагогической деятельности и ответить на вопрос:
Как уйти от педагогических стереотипов в общении с ребёнком
Путями решения проблемы стала разработка «Я» - концепции организации образовательного процесса в группах детей раннего возраста.
«Я» -концепция организации образовательного процесса в группах детей раннего возраста
1. Моделировать образовательный процесс с учётом основных направлений основной образовательной программы МБДОУ, которая позволяет воспитателю проявить своё призвание –«хотеть и уметь снова и снова прожить детство с каждым ребёнком, видеть мир его глазами, удивляться и познавать вместе с ним окружающую действительность, принимать ребёнка таким, какой он есть».
2. Из всех форм воспитания и развития малыша отдавать приоритет сотворческой деятельности педагога с ребенком, построенной на основе:
• удовлетворения интересов ребёнка,
• предоставления варианта задания, адекватного уровню его развития,
• создания ситуации успеха для каждого малыша,
• реализации принципа игрового познания ребёнком окружающего мира.
При этом
3. Обогащать предметно - развивающую среду на основе двух позиций: с позиции «создателя» среды, и с позиции ребёнка, чьи интересы и потребности будут реализовываться в преобразованной среде.
4. Признавать право малыша познавать то, что именно его привлекает, и помогать ему проявить свои познавательные способности в самых разнообразных видах деятельности.
5. Осуществлять общение с детьми на основе личностно - ориентированной модели взаимодействия педагога с ребёнком, которая определяет позицию воспитателя по отношению к ребёнку не «над», не рядом, а вместе с ребёнком. [/u]
6. Видеть в ребёнке личность с момента его поступления в детский сад и организовывать процесс адаптации в группе на основе признания личности ребёнка педагогами и родителями.
7. Осуществлять воспитание, образование и развитие своих воспитанников с сохранением их физического и психического здоровья.
Реализация на практике выше представленной концепции позволяет:
- ребенку успешно адаптироваться к условиям ДОУ и развиваться в ситуации успеха;
- воспитателю перейти на более высокую ступень профессионального мастерства с ориентацией на новые тенденции в системе воспитания и развития детей раннего возраста в соответствии с ФГОС;
-родителям обрести доверие к педагогу и уверенность в том, что он примет, признает и поймёт его ребёнка; стать равноправным участником образовательных отношений.
Используемая литература:
Петровский В. А. «Воспитателю о личностном общении», малое предприятие «Новая школа», Москва 1992;
Шмаков С. А. Ее величество-игра, М:Магистр 1992