Екатерина Арькова
Опыт работы по инновационной технологии «Арт-терапия как метод оздоровления и психологической коррекции»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы "Арт-терапия, как метод оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Подготовила: Арькова Екатерина Сергеевна, воспитатель МКДОУ "Детский сад №3 "Улыбка" г. Калача-на-Дону Волгоградской области
СЛАЙД №1
Публикация «Опыт работы по инновационной технологии „Арт-терапия как метод оздоровления и психологической коррекции“» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2019
Тема моей инновационной технологии «Арт-терапия, как метод оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества в работе с детьми старшего дошкольного возраста».
СЛАЙД №2
Актуальность этой темы в том, что компьютеры настолько прочно вошли в нашу жизнь, что, наверное, нет дома, в котором бы не было этой машины. С раннего детства родители стараются усадить ребенка перед экраном. Домашний экран и гаджеты совершенно вытеснили бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом. И ошибка родителей в том, что они предоставили детям полную свободу выбора. Они не понимают какую выбрать игру или какой посмотреть мультфильм. И, конечно, выбирают игры и кадры со сценами насилия, убийства, вредными привычками. В этих мультиках и играх используются яркие краски, которые эмоционально возбуждают детей. Поэтому дети стали агрессивными, эмоционально неустойчивыми. У многих нарушилось внимание, фантазия и творческая активность детей, понизилась самооценка и повысилась детская жестокость и агрессивность.
СЛАЙД №3
Цель проекта: Сохранение и укрепление нервно-психического здоровья дошкольников.
Задачи:
Снижать импульсивность, тревогу, агрессию детей;
Снижать эмоциональное напряжение;
Совершенствовать коммуникативные навыки и творческие способности;
Поднятие самооценки;
Воспитывать межличностное доверие и групповое сотрудничество;
Способствовать закреплению положительных поведенческих реакций.
Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, является безопасным методом снятия напряжения, когда негативные эмоции преобразуются в позитивные.
СЛАЙД №4
Диагностику проводила с помощью тестов и наблюдений. За основу взята диагностика нервно-психического развития по Арт-терапии детей 5-6 лет. Она предполагала одиннадцать небольших тестов.
В группе 24 ребенка, из них 4 ребенка отсутствовали во время проведения диагностики.
По результатам диагностики видно, что высокий уровень имеют 3 ребенка, средний уровень у 9 детей, а низкий уровень имеют 8 детей.
Дети с высоким уровнем реагировали живо и непосредственно, без вмешательства взрослого. Понимали задания и уверенно отвечали.
Дети со средним уровнем отвечали не уверенно, реагировали не сразу на вопросы, чувствовалась скованность, неуверенность в ответах, требовалась небольшая помощь взрослого.
А дети с низким уровнем были неусидчивыми, отвечали поспешно, либо не понимали и не выполняли совсем задания, чувствовалась тревожность, нервозность, боялись ответить или сделать неправильно задание, и только с помощью взрослого, удалось выполнить некоторые задания. У этих детей занижена самооценка.
СЛАЙД №5
Для своей группы №5 «Капельки» я выбрала шесть видов Арт-терапии
Библиотерапия- специальное коррекционное воздействие на ребенка с помощью чтения специально подобранной литературы. Главной трудностью применения библиотерапии в дошкольном возрасте является ограниченный словарный запас детей, не большой жизненный опыт, неумение устного выражения чувств от прочитанного, кратковременное внимание. Всё прочитанное, мы с детьми, закрепляли аудио- и видео материалами. С помощью библиотеки, мы создавали мини-библиотеки по определенным темам, знакомим детей с новыми авторами, книгами, сюжетами и жанрами произведений.
СЛАЙД №6
Маскотеропия- это такой метод, с помощью которого, ребенок передает свои эмоции и эмоции своих сверстников на маску, которая создается своими руками. Для начала мы познакомились с историей масок, просмотрели развивающие фильмы и мультфильмы о создании масок, рассмотрели, поиграли в эмоции, чтобы уметь передавать их в масках, затем перешли к изготовлению масок своими руками, как для театральных выступлений, так и для выплеска агрессий.
СЛАЙД №7
Драматерапия– театральные постановки на разную тематику благоприятно влияют на все познавательные психические процессы : память, волю, воображение, чувства, внимание, мышление. Занятия драмой помогают развить логику, владеть своим телом и не стесняться его, освободиться от внутренних зажимов. Вначале было посложнее, т. к. дети очень скованные, робкие, неуверенные, ограниченный словарный запас. Но на данный момент дети стали увереннее показывать себя в сценках, инсценировках сказок, могут сами распределить себе роли, передать ту эмоциональную сферу, которая должна присутствовать в театральной постановке.
СЛАЙД №8
Сказкотерапия - это способ корректирования детских проблем психологического характера. Смысл заключается в том, что для ребенка рассказывается сказка, героем которой является он сам. При этом в самом повествовании сказки для главного героя продуманы определенные трудности, с которыми он должен непременно справиться. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений в сложных ситуациях, различает добро и зло. Здесь мы проигрывали эпизоды сказки, обсуждали поведение и мотивы действий персонажей, сочиняли сказки, придумывали другую концовку у сказки.
СЛАЙД №9
Релаксация-это расслабление или снижение тонуса после напряженной
умственной деятельности. Цель проведения релаксации: снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение. Я создала картотеку заданий по релаксации, которую мы проводим каждый день. С помощью релаксации, мы были ветерком, воздушным шариком, медвежатами, качались на качелях, летали в космос, отдыхали на облачках и др.
СЛАЙД №10
Танцевальная терапия и Муз-терапия
Это уже настолько полюбившийся вид Арт-терапии, к которому с восторгом относятся не только дети, но и их родители. Регулярно проводятся разминки, знакомства с новыми элементами танцев, слушание различных жанров музыки. Этот метод помог нам в проведении утренников для родителей. Были подготовлены такие танцы : «Танец кошечек», «Испанский танец», «Парный танец» и др.
У детей танцы помогают развить координацию движений, гибкость и чувство ритма.
Музыка регулирует психо-эмоциональное состояние детей :
• уменьшает чувства тревоги и неуверенности;
• уменьшает раздражительность, разочарование;
• улучшает самочувствие, активность, настроение.
СЛАЙД №11
Были проведены тренинги, открытые занятия для родителей, утренники, где наши детки показали свои таланты в танцах и актерском мастерстве.
СЛАЙД №12
Так же мы сотрудничаем с социумом (Городская детская библиотека филиал №2, школы №1 и №2, спортивный клуб «МАКФИТ»)
С их участием были проведены такие мероприятия:
«Театр «Золотой ключик», «Путешествие по книгам», «Танец – это жизнь», участвовали в поздравлении учителей с Днем учителя.
СЛАЙД №13
В начале апреля была проведена повторная диагностика. Итоги мониторинга дали небольшие результаты в лучшую сторону. С высоким уровнем 4 ребенка, средним уровнем – 11 человек, а с низким – 5 человек. Низкий уровень развития обоснован частыми пропусками детей.
СЛАЙД №14
Вывод: Арт-терапию, применяемую в работе с детьми, можно правомерно представить, как здоровьесберегающую инновационную технологию. Опыт показал, что наши методы постепенно прививают любовь к родному языку и художественному слову, интерес к книге. Дети становятся менее агрессивными, более сдержанными в своих эмоциях, у многих открылись творческие способности. К этому проекту с восторгом относятся не только дети, но и их родители. Они замечают изменения своих детей в поведении, в разговорах, дети стали чаще просить их почитать им сказки.