Людмила Замышляева
Театр как средство формирования связной речи
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т. к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием речи, воображения, фантазии, инициативности и т. п.
Публикация «Театр как средство формирования связной речи» размещена в разделах
На четвертом году жизни особое внимание уделяется формированию потребности высказываться самостоятельно. Малыши говорят с целью что-то сообщить, объяснить, попросить, а также сопровождают речью игровые действия. Развитию общения мешает зажатость некоторых детей, недостаточный опыт.
Театр – тот вид деятельности, который помогает ребёнку снять напряжение, погрузившись в роль по знакомому сценарию, и перенестись из реальности в сказку, не ощущая скованности и зажатости, испытываемых им в обычной жизни, перенеся внимание на героя сказки в виде куклы или играемого им персонажа.
Цель: развивать связную речь у дошкольников средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Познакомить детей с видами театра, вызывать эмоционально-положительное отношение к нему.
2. Подбор литературных произведений для театрализованных игр : с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками.
3. Создание предметно – развивающей среды, способствующей развитию интереса к театрализованной деятельности.
4. Формирование умения эмоционально воспринимать содержание сказки, чувствовать и понимать её характер.
5. Развитие у детей художественно – речевых исполнительских способностей - выразительности, эмоциональности исполнения, умения применять разнообразные интонации, выражающие характер сказки
6. Воспитание у детей положительных черт характера (отзывчивости, доброжелательности, сочувствия, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.
Этапы работы:
1. Подготовительный. Сбор информации из источников по теме, диагностика детей на начало года, разработка плана работы, подготовка необходимого материала.
2. Проведения мероприятий по ознакомлению детей с видами театра, разыгрывание театральных сценариев по русским народным сказкам с пассивным (в качестве зрителя) и активным (в качестве кукловода или актера) участием детей. Чтение Литературы.
3. Анализ проделанной работы. Подведение итогов.
Сроки выполнения каждого этапа:
1 этап – октябрь –ноябрь;
2 этап – ноябрь – апрель;
3 этап – май.
Ожидаемые результаты:
1. Совершенствование навыков диалогической речи, ее грамматического строя,
эмоционально насыщенности, выразительности. Уверенность у детей в высказываниях, снятие зажжатости и стеснительности.
высказываются, отстаивают свою точку зрения.
2. Сплочение детей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества.
3. Обогащение театрального уголка.
4. Повышение культурного уровня дошкольников.
Формы работы Содержание работы Срок
Изучение методической литературы Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. Игры, упражнения, сценарии. – М. ; ТЦ «Сфера», 2003г
Бараева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры – занятия. СПб, 2002г.
Маханева М. Д. «Театралзованные занятия в детском саду» М. ТЦ «Сфера», 2004г.
Щеткин М. Д. «Театральная деятельность в детском саду» - М. Мозайка-синтез 2007г. сентябрь
октябрь
Диагностика Проведение диагностики, с целью выявления уровня развития у детей (наклонностей, способностей) и области предстоящей работы октябрь
Обогащение развивающей предметно-пространственной среды Изготовление плоскостного театра «Теремок», конусного театра «Репка», дидактической игры «Что сначала, что потом?» по русским народным сказкам, Пополнение иллюстраций к русским народным сказкам «Маша и Медведь», «Репка», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка», «Колобок»,
Изготовление масок для инсценировок для героев русских народных сказок. октябрь
Знакомство с миром театра Разыгрывание сказок «Теремок», «Заюшкина избушка», «Курочка Ряба» посредством настольного театра, театра кукол «Би-ба-бо» и плоскостного театра воспитателем с целью развития у детей внимания, фантазии, воображения и интереса к драматизации. ноябрь
Знакомство с литературой Чтение сказок, потешек, стихов, пересказы по картинке, заучивание стихов. декабрь
Игровое творчество, основы актерского мастерства Способствовать формированию у детей желания изображать героя сказок имитируя для этого характерные для него мимику, жесты и движения. Январь
февраль
Самостоятельная театральная деятельность Побуждение детей к игре куклами настольного театра, пересказам сказок по картинкам дидактической игры и иллюстрациям к сказкам. март
Самостоятельная театральная деятельность Игра–драматизация в костюмах, в предметном окружении, с декорациями по сказкам «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка» апрель
Анализ проделанной работы Подведение итогов проделанной работы, оценка успехов развития речи у детей, снятия напряжения и устранения скованности и зажатости. май
Заключение.
В группе театр представлен различными видами театра и дополнен дидактическими пособиями и атрибутами из других уголков, это:
1. Настольный театр;
2. Пальчиковый театр;
3. Плоскостной театр;
4. Масочный театр;
5. Театр «Би-ба-бо»
6. Костюмы в уголке «Ряженья»;
7. Сюжетные картинки, иллюстрации к сказкам.
8. Дидактические игры.
Если настольный и плоскостной виды театра чаще используются педагогом на занятиях, то масочный, и театр кукол «Би-ба-бо» активно используется детьми в игре. Наибольший интерес у детей проявляется к куклам театра «Би-ба-бо» и пальчиковому театру. Эти виды театра очень помогает детям зажатым. Ребенок, играя и озвучивая куклу легче идет на участие в инсценировке. Так же уголок ряженья пользуется у детей большим интересом. Дети с удовольствием участвуют в играх-драматизациях, и если на начало учебного года дети неохотно соглашались принимать участие и брать на себя роль какого-то героя, то к концу учебного года дети с интересом и заинтересованностью играют роли
Игры-драматизации проводятся в вечернее время по русским народным сказкам. Дети, зная сказки, легко ориентируются по сюжету, им легче даются роли. Разучивание слов и повторение оказывают непосредственное влияние на развитие речи детей. Речь детей стала более эмоциональной и выразительной. Дети стали более раскованные, легче идут на взаимодействие со сверстниками, видны результаты и в пересказах. Конечно наилучший результат в пересказе виден при индивидуальной работе по сюжетным картинкам к сказкам
Этот проект показал, что театральная деятельность дает очень плодотворные результаты и дальнейшая работа в этом направлении имеет большое значение для развития речевых способностей детей.