Папки-передвижки

Кукольный театр как средство развития навыков общения у детей среднего дошкольного возраста

Юлия Глушкова
Кукольный театр как средство развития навыков общения у детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Глушкова Юлия Сергеевна г. Котельнич, Кировской обл.

В последние десятилетия происходит осознание того, что формы поведения и мышления людей в современном обществе изменяются. На передний план исследований выдвигаются такие аспекты общения, как коммуникативное поведение, культура общения и понимания, а также ряд теоретических и практических вопросов, в которых навыки общения человека приобретает особую значимость.

Публикация «Кукольный театр как средство развития навыков общения у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

Маленький ребенок становится человеком только в общении со взрослыми и сверстниками. Через общение он проходит социализацию, становится представителем своего народа и культуры, а также учится соотносить свое поведение с действиями других людей, образуя вместе с ними единый общественный организм-социум. В процессах социально-культурного взаимодействия приобретают свою устойчивую форму нормы, ценности и институты той или иной культуры. Именно общение во всех своих формах, видах, типах наиболее полно раскрывает специфику человеческого общества.

Актуальность формирования навыков общения дошкольников на педагогическом уровне определяется социальным заказом общества - формированием социально развитой личности ребенка. Достаточный уровень сформированности навыков общения в дошкольном возрасте, являясь одной из необходимых составляющих готовности ребенка к обучению, обеспечивает ему в дальнейшем возможность успешного освоения школьной программы.

Использование кукольного театра в развитии навыков общения у дошкольников является, на наш взгляд, одним из решений этой проблемы. Кукольный театр - необыкновенно эмоционально насыщенная деятельность, что делает её привлекательной для детей и приносящей радость. Кукольный театр - это увлекательный и доступный вид деятельности с воспитанниками, оптимальная возможность коррекции поведения, социализации, гармонизации личности детей через развитие способностей самовыражения и самопознания.

В. А. Сухомлинский говорил, что ввести ребенка в мир человеческих отношений - одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста. Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определенные психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения.

В концепции Л. С. Выготского «общение - «единица» психики: общение генетически предшествует высшим психическим процессам; …является их универсальной составляющей в том смысле, что психические процессы всегда явно или скрыто включены в общение». Л. С. Выготский считал, что развитие психики ребенка происходит в процессе общения.

Общение окружает человека всю его жизнь, сопровождает в семье и на работе, во время досуга и в дороге – везде. Являясь органичной частью жизни человека, общение как самое большое из всех удовольствий и самый чудесный дар способно сделать жизнь человека прекрасной, наполненной. Однако в равной степени при его отсутствии жизнь человека превращается в нечто бесценное, неполноценное.

Значение общения в дошкольном возрасте является одним из актуальных вопросов на сегодня, а объясняется это тем, что именно познавательное общение дошкольников и помощь окружающих могут направить это «познание» в правильное русло, что является важным в процессе становления будущей личности.

Кукольный театр – один из самых доступных видов искусства для детей, и с его помощью можно решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии. Например, такие, как:

• художественное образование и воспитание детей;

• формирование у них высокого эстетического вкуса;

• нравственное воспитание;

развитие коммуникативных качеств личности;

• воспитание воли, развитие памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;

• создание положительного эмоционального настроя, снятие напряженности, решение конфликтных ситуаций через игру.

Кукольный театр - это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении. Благодаря театру ребёнок познаёт мир и учится выражать своё собственное отношение к добру и злу. Участие в различных сценках, постановках помогает детям преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, приобщиться к духовным ценностям, познакомиться с обрядами, традициями, сформировать опыт социальных навыков поведения.

А куклы могут всё или почти всё! Они творят чудеса: веселят, обучают, развивают творческие способности дошкольников, корректируют их поведение.

Роль театра кукол нельзя недооценивать! Он незаменим на любых занятиях. При помощи кукольного театра, например, на экологическом воспитании, можно показать детям, как выглядит то или иное животное, какие звуки оно издает. На математике - посчитать героев сказки. На занятиях изобразительному искусству - нарисовать или слепить понравившуюся театральную куклу. На занятиях по развитию речи ребенок может сам стараться правильно говорить за куклу и т. д. Детям это очень нравится, и поэтому они любят кукольный театр.

Используя театр, мы можем решить ряд следующих задач:

Познавательная – это представление детей о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль); развивается память, ребенок учится планировать свои действия для достижения результата; наблюдение за поведением животных, явлениями природы; обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений.

Речевое развитие - содействие развитию монологической и диалогической речи; обогащение словарного запаса: образных выражений, эпитетов, сравнений, антонимов, синонимов и пр. ; овладение выразительными средствами общения : вербальными и невербальными.

Эстетическая – дети учатся самостоятельно придумывать изображения; приобщаются к художественной литературе; у них развивается воображение; пытаются создать выразительный художественный образ; приобщаются к совместной деятельности по моделированию костюма, декораций, атрибутов.

Развитие движений – дети учатся согласовывать действия и сопровождающую их речь; овладевают умением воплощать и показывать настроение, характер и процесс развития образа; выразительность исполнения основных видов движений.

Социально – коммуникативная - ребята становятся дружнее, помогая друг другу или делая кукол вместе; воспитывается у детей уважения к себе, сознательное отношение к своей деятельности; развитие эмоций; воспитание этических способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе. [6]

Кукольный театр как один из самых доступных видов искусства, способствует повышению общей культуры ребёнка и формированию правильного поведения в современном мире. При этом дошкольники могут быть как зрителями театрального действия, так и его участниками. Кукольный театр позволят ребятам строить общение друг с другом. Дети учатся смотреть на себя со стороны, изображая разные характеры, поступки, раскрывают значение таких понятий, как дружба, доброта, честность, смелость и д. р.

Когда ребенок действует в связке с другими людьми, ему приходится как бы встраиваться в общепринятые социальные рамки. Быть тактичным, уважительным, сдерживать бурю эмоций. И здесь важно направить малыша: ведь ему не всегда легко понять, почему требуется ждать своей очереди, почему ему досталась именно эта роль, почему нельзя забрать куклу у другого ребенка или издать «победный клич» во время лирического вступления перед сказкой и т. д. Именно такие, казалось бы, мелкие бытовые конфликты могут стать важнейшими для ребенка уроками в сложной науке общения с окружающими людьми.

Видов театра в детском дошкольном учреждении много :

- настольный театр игрушек - это обыкновенные игрушки, которыми ежедневно играют дети. Их можно приобрести в магазине, сшить мягкую игрушку своими руками, связать крючком. Сценическая площадка – детский стол или напольный коврик;

- плоскостной и объемный - это разновидность настольного театра, который можно сделать своими руками из бумаги и картона или приобрести готовый из дерева, пластика и другого материала;

-теневой театр является радостным и желанным развлечением. Фигурки людей, животных и птиц движутся на ярко освещённом экране. Силуэты фигурок делают из тонкого картона и окрашивают в чёрный цвет с одной стороны. Некоторые части силуэтов (рука, нога, голова и т. д.) можно сделать подвижными (прикрепить нитками или проволокой);

- театр на фланелеграфе - картинки не падают, держаться на доске, как волшебные.

-магнитный театр - разновидность плоскостного тетра; герои сказок, декорации крепятся на доске при помощи магнитов;

-варежковый театр - куклы этого вида театра сшиты из ткани, склеены из бумаги или связаны из шерсти и ниток. Лицо персонажа можно вышить, наклеить или пришить, используя пуговицы, бусинки, нитки, верёвки, кусочки шерсти, цветную бумагу, ткань.

- театр-книжка - это объемные и двигающиеся картинки, которые помогут оживить сказочных персонажей;

-театр кукол «Би-ба-бо» еще называют театр «Петрушки». Куклы надеваются на три полных пальца руки – вроде перчатки. Эти куклы можно приобрести в детских магазинах или сделать самим. Голова может быть сделана из разных материалов: дерева, пластилина, пластмассового шарика, но обычно из папье-маше. А можно использовать старые куклы или резиновые игрушки, которые вы, возможно, собрались выбросить;

- театр «Тантамарески», что еще может так забавлять детей, как тантамарески! Тантамареска - кукла с лицом актера. Этот вид театра легко сделать самим, используя картонные коробки, плотные листы бумаги, на которые наносится изображение героев, делаются прорези для лица и т. д.

Для детского театра используются куклы разных форм и видов. Куклы должны формировать у детей всевозможные навыки и умения, которые стимулируют детское творчество (танцевальное, игровое, песенное). Большой популярностью в детском саду пользуется театр картинок (на столе, фланелеграфе, картоне).

Для каждой возрастной группы характерен свой кукольный театр :

I младшая группа – пальчиковый театр, так как с его помощью улучшается моторика рук.

II младшая группа - театр кукол на столе – помогает овладеть техникой управления кукол для настольного театра. Куклы можно сделать из коробочек, бумажных цилиндров, конусов, игрушки из ткани, поролона, меха и т. п. Формирует у детей простейшие образно-выразительные умения, например способность, имитировать характерные звуки животных.

Средняя группа - театр ложек, куклы бибабо, куклы на гапите – знакомство детей с основами кукловождения, театральной ширмой. Дети обучаются элементам художественно-образных выразительных средств, таких как интонация, мимика и пантомима.

Старшая группа - знакомство детей с куклами «живой руки», марионетками, обучение работе с этими куклами. Совершенствуется художественно-образные исполнительские умения дошкольников.

Подготовительная группа - знакомство с людьми-куклами и тростевыми (трости-палочки крепятся к кистям рук и голове куклы)куклами; обучение работе с этими куклами. Развивается творческая самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий. [16]

Существуют разные методы приобщения детей к игре в кукольном театре. Рассмотрим некоторые из них:

1. Просмотр спектакля. Цель данного метода - познакомить детей с кукольным театром.

2. Беседа. Цель: развитие у детей правильного поведения и общения со взрослыми и сверстниками.

3. Рассказ. Цель: рассказать детям о театре кукол, его создании, истории той или иной куклы.

4. Побуждение к диалогу. Цель: расспросить детей, что они знают о театре вообще и о театре кукол в частности. Учить выслушивать других и не кричать с места.

5. Чтение книг. Цель: предложить детям при помощи кукол совместно поставить понравившееся произведение.

6. Показать, как двигается кукла. Воспитатель должен сам показать, как двигается кукла, а затем предложить сделать это детям.

7. Дети придумывают по картинке рассказ, сказку. Цель: предложить детям совместно создать постановку придуманного рассказа театром кукол.

8. Дети придумывают сами рассказ, сказку. Цель: предложить детям совместно создать постановку придуманного рассказа театром кукол.

Значение кукольного театра для дошкольного учреждения просто нельзя недооценивать. Театр кукол способствует развитию мышления (дети сами придумывают сказки, восприятия (передавать свои чувства, эмоции, памяти (запоминание текста ролей, творчества (дети сами мастерят кукол, речи (умение правильно передавать характер героя, его интонацию, фантазии (ребенок может сам придумать конец любимой сказки, навыков общения (дети учатся работать в команде, помогает побороть боязнь публичных выступлений. Также кукольный театр затрагивает двигательные навыки, развивает мелкую моторику.

Приобщение детей к кукольному театру способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию, а также умению договариваться друг с другом, находить общий «язык» с окружающими. Для этого должны использоваться разные возможности, например чтение художественной литературы, самостоятельное придумывание сказок и т. д. Кукольный театр является важной частью формирования и развития навыков общения у детей среднего дошкольного возраста.

Таким образом, кукольный театр - один из самых доступных видов искусства для детей, обладающий огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Кукольный театр выполняет рад функций: познавательную, речевую, эстетическую, социально-коммуникативную. Существует множество видов кукольного театра. Для каждой возрастной группы детей характерен свой кукольный театр. Также существуют различные методы приобщения детей к игре в кукольном театре. Благодаря театру ребенок лучше воспринимает окружающею его «картину мира». Дошкольнику легче находить общий язык с окружающими его людьми.

Развитие навыков общения у детей среднего дошкольного возраста

Общение - это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения

Навык — деятельность, сформированная путем повторения и доведения до автоматизма. Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развёрнутое и сознательное, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента деятельности.

Таким образом, навык общения – это сформированная деятельность взаимодействия между людьми.

Проблема развития общения в дошкольном возрасте относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии. Ее родоначальником, как и многих других проблем генетической психологии, был Ж. Пиаже. Именно он еще в 30-х гг. привлек внимание детских психологов к сверстнику как к важному фактору и необходимому условию социального и психологического развития ребенка, способствующему разрушению эгоцентризма. Он утверждал, что только благодаря разделению точки зрения равных ребенку лиц - сначала других детей, а по мере взросления ребенка и взрослых - подлинная логика и нравственность могут заменить эгоцентризм, свойственный всем детям и в отношении с другими людьми, и в мышлении.

В трудах Л. С. Выгодского, М. И. Лисиной, А. В. Запорожца, Т. А. Репиной прослеживается мнение, что умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок познает не только другого человека (взрослого или сверстника, но и самого себя.

Т. Д. Марцинковская подчёркивает, что общение со взрослыми формирует практически все знания о самом себе, стимулирует познавательную активность ребёнка. Общение со сверстниками актуализирует это знание, формируя у ребёнка более правильный, адекватный образ самого себя [12].

Т. Е. Батова и авторский коллектив считают общение и совместную деятельность той основой и тканью, на которой в дальнейшем будет строиться вся жизнь детей [3].

М. И. Лисина считает, что в дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга четыре формы общения ребенка со взрослыми: ситуативно-личностное, ситуативно-деловое, вне ситуативно-личностное и три формы общения со сверстниками : эмоционально-практическое, ситуативно-деловое, вне ситуативно-деловое [11]. Изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения, формируется один из компонентов психической готовности к обучению в школе - коммуникативный. Ребенок избирательно относится к взрослым, постепенно начиная сознавать свои отношения с ними: как они к нему относятся и чего они от него ждут, как он к ним относится и что от них ожидает. Интерес к сверстнику проявляется несколько позднее, чем интерес к взрослому. Общение ребенка со сверстниками складывается в различных объединениях. На развитие контактов с другими детьми влияет характер деятельности и наличие у ребенка умений для ее выполнения.

Яркая характеристика общения дошкольников-сверстников заключается в его чрезвычайной эмоциональной насыщенности. Это связано с тем, что, начиная с четырехлетнего возраста, для малыша более привлекательным партнером становится сверстник, а не взрослый.

Еще одной важной чертой контактов детей является их нестандартность и нерегламентированность. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники ведут себя непринужденно. Общество сверстников помогает ребенку проявить свою оригинальность. Если взрослый прививает ребенку нормы поведения, то сверстник поощряет проявления индивидуальности.

Важной является такая особенность общения сверстников, как преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. В результате каждый говорит о своем, а партнера никто не слышит. Такая несогласованность коммуникативных действий детей часто порождает конфликты, протесты, обиды [6].

В условиях детского сада непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам. В случае возникновения проблем в общении дети далеко не всегда находят нужные способы поведения. Нередко между детьми возникают конфликты, когда каждый хочет взять верх, не считаясь с потребностями другого ребенка. Вмешиваясь в конфликты, воспитатель учит детей осознанному выполнению норм поведения.

В условиях общественного дошкольного воспитания, когда ребенок постоянно находится с другими детьми, вступает с ними в разнообразные контакты, складывается детское общество, где ребенок приобретает первые навыки поведения в детском коллективе среди равных участников общения.

Детский сад для ребенка - это не только прекрасная возможность познавать окружающий мир (ведь воспитатель согласно плану обучает ребенка, не только возможность эмоционально оценивать мир (этому тоже учат в детском саду, но и возможность общения с детьми своего возраста, возможность общения с мальчиками и девочками. Дети среднего дошкольного возраста активно интересуются друг другом, у них появляется выраженная потребность в общении со сверстниками, развиваются коммуникативные навыки [17].

В общении со сверстниками к 4-м годам складывается ситуативно-деловая форма и остается наиболее типичной до 6-летнего возраста. После 4-х лет у детей, особенно у тех, кто посещает детский сад, сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и занимать все большее место в их жизни. Главным содержанием коммуникативного общения детей в середине дошкольного возраста становится деловое сотрудничество, которое следует отличать от соучастия. При эмоционально-практическом общении дети действовали рядом, но не вместе, им важно было внимание и соучастие сверстника. При ситуативно-деловом общении дошкольники заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активность своего партнера для достижения общего результата. Такого рода взаимодействие является сотрудничеством, потребность в котором становится главным для общения детей [10].

В среднем дошкольном возрасте не менее отчетливо проявляется потребность в признании и уважении со стороны сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. В четырех-пятилетнем возрасте дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их: часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. В детском общении появляется конкурентное, соревновательное начало. Успехи сверстников могут вызвать огорчения детей, а него неудачи вызывают нескрываемую радость. Именно в этом возрасте значительно возрастает число детских конфликтов, открыто проявляются зависть, ревность, обида на ровесника [4]. Дошкольник составляет мнение о самом себе, постоянно сравнивая себя с однолетками. Но сейчас цель этого сравнения - уже не обнаружение общности (как у трехлеток, а противопоставление себя другому. Через сравнение со сверстниками ребенок оценивает и утверждает себя, как обладателя определенных достоинств, которые могут быть оценены окружающими. «Окружающими» для ребенка 4-5 лет становятся сверстники. Все это порождает многочисленные конфликты детей и такие явления, как хвастовство, действия напоказ, соперничеств, которые можно рассматривать как возрастные особенности пятилеток. Средством, помогающим ребенку среднего дошкольного возраста нормально общаться со сверстниками, является совместная игра. Дети, которые умеют и любят играть, обязательно научатся устанавливать контакты с партнерами, распределять роли, создавать игровую ситуацию. Учить ребёнка совместной игре (желательно ролевой, помогать детям придумывать интересный сюжет - задача воспитателя детского сада.

В обстановке совместных игр своим примером воспитатель показывает детям, как лучше договориться, распределить роли, как с помощью развития сюжета удовлетворить запросы всех желающих принять участие в игре. Используя ролевые возможности участника игры, он побуждает детей к творчеству, к самостоятельному созданию игровой обстановки (кукольные дом или комната, магазин, парикмахерская, кабинет врача, гараж и т. п.) и поиску тех предметов, которые могут выполнять необходимые игровые функции.

Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложнившаяся деятельность ребенка. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

Диалог – первичная по происхождению форма речи. Имея ярко выраженную социальную направленность, она служит потребности непосредственного живого общения. Поэтому у дошкольников необходимо развивать, в первую очередь, те коммуникативно-речевые умения, которые не формируются без влияния взрослого. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать, пользоваться разнообразными языковыми средствами.

Опыт современных педагогов по развитию навыков общения у детей среднего дошкольного возраста

Для развития навыков общения у детей лучше всего подходит кукольный театр. Обыгрывая разные жизненные ситуации, дети учатся общаться друг с другом, понимать друг друга, сопереживать, сочувствовать окружающим.

Публикации по теме:

Игра как средство формирования навыков безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста Безопасность наших детей представляет серьезную проблему современного мира. Как показывает статистика, большинство несчастных случаев происходит.

Лэпбук как средство развития детей дошкольного возрастаЛэпбук как средство развития детей дошкольного возраста Свой лепбук я сделала из прочного картона, обклеила само клеящейся пленкой, стыки обклеила лентой клейкой алюминиевой. Тема моего лепбука.

Аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста Аппликация - это один из любимых детьми видов изобразительной деятельности, детей радует яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение.

Игра в театр как средство общения с ребенком дома Все начинается с детства. Какое оно у ваших детей? Вы об этом задумывались? Ведь это важно — что ребенка окружает в детские годы. Игра в.

Квиллинг как средство развития творчества детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка. «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие.

Народное творчество как средство приобщения детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры ГБДОУ «Детский сад №89 компенсирующего вида» группа № 3 «ПОЧЕМУЧКИ» КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ НА ТЕМУ: «Народное творчество.

Народное творчество как средство приобщения детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры ГБДОУ «Детский сад №89 компенсирующего вида» группа № 3 «ПОЧЕМУЧКИ» КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ НА ТЕМУ: «Народное творчество.

Необходимость речевого развития и увеличение активного словаря как средство общения в социуме детей с РАС Дети с РАС это целый спектр нарушений развития, характеризующийся различными проявлениями своеобразия эмоциональной, волевой и когнетивной.

Ознакомление с произведениями К. И. Чуковского детей среднего дошкольного возраста как средство становления будущего читателя Абрамова Анна Леонидовна МАДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад № 67» Г. Пермь ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ К,И, ЧУКОВСКОГО ДЕТЕЙ.

Русская народная игрушка как средство патриотического воспитания детей среднего дошкольного возрастаРусская народная игрушка как средство патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста «Русская народная игрушка как средство патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста» Автор разработчик: Мезенцева Светлана.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кукольный театр как средство развития навыков общения у детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 8 июля 2017 в 20:53
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Кукольный театр как средство развития навыков общения у детей среднего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Глушкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД