Людмила Тарасова
Доклад из опыта работы «Ознакомление дошкольников с правилами безопасного поведения с помощью сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире большое внимание уделяется вопросам безопасности человека. И больше всего все мы беспокоимся за самых маленьких граждан нашего общества-детей дошкольного возраста.
Ученными доказано, что дошкольный возраст является важным этапом в становлении личностного опыта ребенка, когда складывается и опыт безопасного поведения. Значит, нам необходимо дать детям такие знания и обучить таким навыкам, которые помогли бы им в будущем оценить окружающую обстановку, определить потенциальную опасность и вовремя принять правильное решение, как вести себя в данной ситуации. Современных детей необходимо обучать особым навыкам, чтобы они смогли избежать самых разнообразных опасностей.
Публикация «Доклад из опыта работы „Ознакомление дошкольников с правилами безопасного поведения с помощью сказок“» размещена в разделах
Все дети любят сказки, особенно волшебные. Сказки дарят чудеса, а их увлекательный сюжет занимает фантазию ребенка, отвлекая от беготни и шумных игр, заставляя затаить дыхание в ожидании чуда и волшебства. Сказки помогают воспитывать у детей доброе отношение к миру и людям. Но хочется отметить, что сказки выполняют не только развлекательную роль и несут воспитательную функцию, но и помогают нам обучать детей безопасности. Сказки - это своего рода учебник, по которому ребенок начинает учиться жить. Сказки многослойны, и один из слоев, те самые уроки безопасности, которые будут осваивать наши дети. Сегодня мы с вами поговорим о том, что сказки могут выполнять не только развлекательную роль и нести воспитательную функцию, но и обучают безопасности.
Читая и обсуждая с детьми народные сказки, мы помогаем детям усвоить, что и в реальном мире необходимо соблюдать те же правила : не слушать и не верить незнакомым: «Колобок», «Кот, петух и лиса», «Красная шапочка»; не преступать запреты: «Волк и семеро козлят», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; вовремя обращаться за помощью : «Гуси-лебеди»; не робеть в трудных ситуациях: «Заячья избушка». И каждый раз, повторяя эти важные сказочные истины, мы учим детей бдительности и осторожности, постепенно подводя их к тому, что мир разный, что в нем есть и добрые, и злые и от нас самих зависит, в какие руки мы попадем.
Например, после прочтения сказки «Колобок», мы задаем малышам такие вопросы:
- Почему же убежал колобок?
- А можно ли было убегать одному в лес (вот он снова – основной мотив: чужой, чуждый и опасный, неизвестный край).
- С кем колобок встретился?
- От кого убежал?
- А кто его обхитрил?
- Почему пропал колобок? (Потому что нарушил запрет, потому что пошел один, а разве можно уходить одному)
А для детей постарше такие вопросы:
- Обратите внимание ребенка на то, что встречались колобку и хорошие звери… жаль, что он доверился симпатичной хитрой лисе… (Все как у нас в жизни, не правда ли)
- Как правильно надо было сделать? Остаться на окошке? Или позвать с собою в лес бабушку/дедушку, которые там бывали (то есть освоили эту «чужую» территорию? А еще? (Не слушать лису, лисы такие хитрые).
Если дети еще не умеют говорить – мы все равно задаем вопросы. И, сделав паузу, сами даем на них ответ. Это отличный способ акцентировать внимание. Задавайте вопрос и сами на него отвечайте, как будто просто рассуждаете вслух. Например, после встречи с зайчиком говорим: «И почему же колобок не побежал назад к бабушке и дедушке? Зайчик-то хотел его съесть, а колобок не испугался! Ай-ай, вернись домой, колобок!» Или можно так: «Ну, разве можно подходить к незнакомой лисичке? Ай-ай-ай! Нельзя, потому что…» Говорить надо кратко и ясно (как в сказке). При этом мы не используем сложноподчиненных предложений: малыши в них путаются. И не ругаем колобка, потому что мы не осуждаем детей, мы обсуждаем и исправляем неверные поступки. Мы выражаем главную мысль, которую хотим донести до детей. Мы делаем вывод в доступной для детей форме. Суть его такова: ребенка предупреждают, прежде чем пойти или убежать куда-то, надо как следует подумать, а еще лучше взять в спутники бабушку или дедушку, папу или маму. По сути, нам надо насторожить ребенка, вызвать здоровую недоверчивость к сладким чужим речам.
Конечно, делаем мы это не все за один раз. Дети просят повторить одни и те же сказки по несколько раз, и этим надо пользоваться. Постепенно дети поймут суть, и сами будут комментировать безрассудные действия колобка и давать «спасательные» советы.
В заключение хочется сказать, что сказки играют большую роль в обучении детей безопасности. Сейчас наша задача – заложить фундамент безопасности. Будет крепким фундамент – и знания тоже будут крепкими.