Вера Александровна Сидякина
Из опыта работы Физическая культура как процесс творческого преобразования двигательного опыта ребенка.
▼ Скачать + Заказать документы
Физическая культура как процесс творческого преобразования
двигательного опыта ребенка.
Развитие двигательной активности детей должно протекать в форме их приобщения к физической культуре как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры. Казалось бы, это предполагается уже самим термином «физическая культура». Но, как показывает практика, физическое воспитание детей лишь номинально. Спорт – давно стал неотъемлемой частью массовой индустрии зрелищ и развлечений. И это замечательно: сотни миллионов людей во всем мире имеют уникальную возможность лицезреть реальное таинство «достижение недостижимого», например, чудо рождения нового рекорда, да рождения самого рекордсмена как личности.
Публикация «Из опыта работы Физическая культура как процесс творческого преобразования двигательного опыта ребенка,» размещена в разделах
Практика физического воспитания в дошкольных учреждениях учитывает возрастные особенности дошкольников. В традиционной методике физического воспитания – схема образования у детей двигательных навыков выдержанная в логике научных представлений (в частности, физиологии И. П. Павлова). Она такова: прямой показ взрослым (обучающим) образца движения – многократное воспроизведение детьми этого образца. Благодаря этому навык закрепляется окончательно. Особое место в массовой практике физического воспитания отводится «отработке» показателей основных видов движений: ходьбы, бега, прыжков, метания, лазания и др. В качестве главного результата развития здесь всегда рассматривается прочно усвоенный навык. Однако в массовой педагогической практике продолжает сохранять свое влияние традиционный утилитарный подход с его узкой специализацией. На этом фоне ссылки на общеразвивающие упражнения звучат декларативно.
С учетом этого возникает необходимость базисного статуса физической культуры, актуализация в психологическом развитии ребенка – дошкольника. Физическая культура потому и культура, что должна вывести ребенка за рамки повседневного накапливаемого им двигательного опыта (культурно неоформленного). На это и нацеливают педагога новинки программно-методических разработок.
Обыденное человеческое движение по преимуществу представляет собой механический, стереотипный, рутинный акт. Акт исполнения команды, которую дает подвижным органам тела мозг. Этот акт прост и легко поддается автоматизации и приведению в соответствие с двигательным эталоном.
Еще в первой половине 20-х годов Н. А. Берштейн изучал биомеханику удара кузнечной кувалдой. Перед нами классический пример рутинного акта, совершаемого «набитой рукой». Но ученый построил циклограмму последовательных вертикальных ударов кувалдой, которая показала нечто другое. Оказалось, что простое движение, доведенное до автоматизма, всегда неповторимо. В моторном поле отсутствуют идентичные, повторяющиеся линии – движение никогда не осуществляется одинаково. Рисунок движений по направлению к цели и обратно при каждом ударе единственен, как рисунок ладони. Потому и двигательное упражнение – это повторение без повторения. Данные вывода Н. Берштейн развил и обобщил в своих книгах «О построении движений» и «Очерки по физиологии движений и физиологии активности». В продолжение этой идеи необходимо сказать, что психика как атрибут живого зарождается не в действии, как считали классики советской психологии, прежде всего А. В. Запорожец, С. Л. Рубенштейн, П. Я. Гальперин и др., а в противодействии.
Любое спортивное единоборство – это борьба или игра с правилами. Правила (нормы и нормативы) становятся особым дополнительным фактором, который, с одной стороны затрудняет движение к цели, с другой – придает процессу адекватную направленность. Все это находит отражение как во внешней, так и во внутренней картине живого движения. Моторный эталон не может быть усвоен сразу – а именно так его пытаются формировать на физкультурных занятиях. Многократный показ педагогом ничего не дадут, пока сам ребенок не пройдет определенный путь развития. В, частности, не накопит опыт воображения – образ в хождения в образ. Ни один технический навык ребенок не может усвоить без помощи фантазии. В практике мы наблюдаем лишь иллюзию прочности. Отсюда три момента: эталон не может быть задан в готовом виде; эталон должен являться результатом решения той творческой (двигательной) задачи, которая вызвала необходимость в нем; эталон должен быть гибким.
Эти моменты надо учитывать в первую очередь, работая с детьми. Приобщение к физической культуре организуется как процесс творческого преобразования обыденного двигательного опыта ребенка и его эталонов.
Иными словами, двигательные эталоны, изначально задаются взрослым и осваиваются ребенком не в готовом виде, а в проблемной форме. Игровое экспериментирование с возможностями собственного тела при построении тех или иных движений позволяет детям разрешать различные проблемы.