Жанна Бородина
Образовательный проект по сенсорному развитию детей младшей группы «Ступеньки к радуге»
▼ Скачать + Заказать документы
Ступеньки к радуге
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 65 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара.
Образовательный проект
детей первой младшей группы «Ступеньки к радуге»
Сыктывкар.
Паспорт проекта
Обоснование проекта
Публикация «Образовательный проект по сенсорному развитию детей младшей группы „Ступеньки к радуге“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Радуга, радужные идеи
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Первые годы жизни ребенка отличаются своей уникальностью и неповторимостью. Этот период правомерно выделяют особо в общем развитии и воспитании детей дошкольного возраста. В это время происходит становление всех органов и систем ребенка, развитие его психических функций - восприятия, мышления, памяти, внимания. Раннее детство интересно тем, что среди всех этих взаимосвязанных функций доминирует восприятие.
Для ребенка первых лет жизни характерно чувственное познание действительности, которое развивается и углубляется за счет зрительных (цвет, форма, величина, слуховых, осязательных, обонятельных, и вестибулярных ощущений, их интенсивности и продолжительности. Следовательно, в раннем возрасте одной из основных задач воспитания является сенсорное развитие детей.
Тип проекта: Практико-ориентированный; открытый, детско-взрослый, групповой, долгосрочный.
Цель проекта: Создание условий для сенсорного развития детей 1 младшей группы на основе игровой деятельности.
Задачи проекта:
1. Обогащение предметно-развивающей среды группы материалами и дидактическими пособиями, способствующими сенсорному развитию воспитанников.
2. Систематическое, планомерное и последовательное сенсорное развитие воспитанников группы.
3. Установление сотрудничества с родителями воспитанников в вопросах сенсорного развития детей.
Участники проекта: Воспитанники 1 младшей группы, педагоги, родители.
Сроки реализации проекта: Октябрь 2015 г. – апрель 2016 г.
Описание проекта: В основу проекта заложена концепция Л. А. Венгера о развитии способностей, которые понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольников средств решения задач. Основным при этом является построение и использование образов, соответствующих фиксированным в человеческой культуре формам отображения свойств предметов и явлений, их связей и отношений. В процессе восприятия – это образы, соответствующие сенсорным эталонам, общепринятым образцам внешних свойств (формы, цвета, величины и др.). Поэтому сенсорное развитие детей является важным этапом на пути общего познавательного развития.
Известно, что ведущим видом деятельности детей в возрасте 1-3 лет является предметная деятельность и игры с составными динамическими игрушками. Это также указано в ФГОС ДО. Поэтому в качестве средств реализации задач проекта была выбрана игровая деятельность, которая способствует также развитию предпосылок исследовательской деятельности.
Проект включает три этапа: подготовительный, основной и заключительный. Содержание деятельности участников проекта, а также перечень необходимого оборудования для его реализации см. в Приложениях № 1-3.
Содержание дидактических игр было подобрано таким образом, чтобы в течение основного этапа были реализованы все задачи сенсорного развития детей первой младшей группы.
Содержание проекта соответствует ФГОС ДО и положениям образовательной программы, реализуемой в МАДОУ (учет принципов отбора содержания, выбор методов и приемов в процессе реализации задач и т. д.).
Рабочий план реализации проекта представлен в Приложении № 1.
Прогнозируемые результаты реализации проекта:
Краткосрочные:
1. Сформированность у детей 1 младшей группы конкретных умений, характеризующих уровень их сенсорного развития, а именно:
- умение различать четыре цвета спектра (красный, желтый, зеленый, синий);
- умение различать пять геометрических форм (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал);
- умение различать три градации величины (большой, поменьше, маленький);
- умение выделять в объектах цвет, форму, величину;
- умение собирать пирамидку из 3-6 колец, матрешку из вкладышей 1-2 величин;
- умение группировать однородные предметы по одному из трех признаков (величина, форма, цвет) по образцу и словесному указанию (большой, маленький, такой, не такой, используя опредмеченные слова-названия (например, предэталоны формы: «кирпичик», «крыша», «огурчик», «яичко» и т. д.).
2. Обогащение предметно-развивающей среды в группе по сенсорному развитию детей.
3. Установление сотрудничества с семьями воспитанников и выработка единых позиций в вопросах сенсорного развития детей.
В качестве долгосрочных результатов реализации проекта рассматриваются целевые ориентиры образования детей раннего возраста, обозначенные в ФГОС ДО, образовательной программе МАДОУ, а именно:
- проявление ребенком интереса к окружающим предметам, умение активно действовать с ними;
- эмоциональное вовлечение в действия с игрушками и другими предметами, стремление проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
- стремление проявлять самостоятельность в игровом поведении;
- овладение активной речью, включенной в общение; способность обращаться с вопросами и просьбами, понимание речи взрослых; знание названий окружающих предметов и игрушек;
- стремление к общению со взрослыми и активное подражание им в движениях и действиях; появление игр, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого.
Эффективность реализации проекта (а именно уровень сенсорного развития детей) оценивается с помощью методики выявления уровня нервно-психического развития детей 3-го года жизни, раздел «Сенсорное развитие» (авторы методики К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина). Содержание методики см. в Приложении № 4.
Оценка рисков: Возможные риски в процессе реализации проекта:
1. Пропуск детьми детского сада в виду наступления осеннее-зимнего периода, повышения уровня заболеваемости. В этом случае предусмотрены индивидуальные занятия с детьми, которые будут проводиться после их выздоровления.
2. Отсутствие или низкий уровень заинтересованности родителей воспитанников в результатах мероприятий проекта. В этом случае будет проводиться индивидуальная работа с родителями с использованием фото материалов, свидетельствующих о необходимости проведения работы, направленной на сенсорное развитие детей.
Дальнейшее развитие проекта После освоения детьми содержания мероприятий проекта планируется разработка аналогичного проекта для детей второй младшей группы, мероприятия которого будут включать различные виды детской деятельности (двигательную, коммуникативную, продуктивную, исследовательскую, музыкально-художественную).
Список научных, научно-методических материалов, используемых в процессе разработки проекта Список научных, научно-методических материалов, используемых в процессе разработки проекта см. в Приложении № 5.
Приложение № 1
Рабочий план реализации проекта
I этап. Подготовительный
Мероприятие. Сроки.
Изучение методической литературы по вопросам сенсорного развития детей раннего возраста Октябрь
Разработка плана реализации мероприятий основного этапа проекта 1 – 10 ноября
Подбор необходимых дидактических пособий для организации игровой деятельности с детьми 10 – 15 ноября
Разработка плана, направленного на установление сотрудничества с родителями воспитанников в вопросах реализации проекта 10 – 15 ноября
Организация «круглого стола» на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста» с участием родителей 4-я неделя ноября
II этап. Основной
Реализация мероприятий с детьми
Название игры. Задачи. Материал. Срок.
«Соберем пирамидку» Развивать положительное эмоциональное отношение к предметам и действиям с ними. Развивать
операционально-технические умения (захватывать, удерживать, перемещать, совмещать части предмета). Пирамидки из 4 колец синего, желтого, красного, зеленого цветов.
1 - 4 декабря
«Цветной салют» Познакомить детей с красным и жёлтым цветом. Красные и желтые круги больших и маленьких размеров, игрушка медвежонок.
«Что делают матрешки?» Учить соотносить и сравнивать предметы разной величины. Матрешки (разборные): большая, поменьше, маленькая.
7-11 декабря
«Чудесный мешочек» Учить обследовать, выделять и узнавать объекты зрительно. Геометрические фигуры: кубы, шары, призмы разных размеров, красивый мешочек.
«Подбери посуду для куклы» Учить соотносить и сравнивать предметы разной величины, развивать действия по использованию сенсорных эталонов. Две куклы: большая и маленькая, 2 комплекта посуды разных размеров (большой и маленький)
14-18 декабря
«Цветные шары» Познакомить детей с зелёным цветом. Воздушные шары желтого, красного, синего и зеленого цветов.
«Новогодние игрушки» Закреплять умение различать, соотносить и
сравнивать объёмные геометрические фигуры: кирпичики, кубики, шар. Объёмные геометрические фигуры: кирпичики, кубики, шар; красивая коробка.
21-25 декабря
«Наряди ёлочку» Упражнять в умении группировать предметы по форме путем сопоставления «такой», «не такой». Геометрические формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) разного цвета, елочка из бумаги большого размера.
«Подарки» Упражнять в умении группировать, сравнивать и соотносить предметы по двум признакам. Игрушки разного цвета, но одинаковой формы; разной величины, но одинакового цвета.
11-15 января
«Кубики и шарики» Учить различать, соотносить и
сравнивать объёмные геометрические фигуры: кубики, шары, призмы. Объёмные геометрические фигуры: кубики, шары, призмы.
«Большие и маленькие» Учить соотносить и сравнивать предметы разной величины. Игрушки: по 3 штуки каждого вида (одна – большого размера, другая – поменьше, третья - маленькая). 18-22 января
«Поручения» Знакомить с понятиями: такой же, одинаковый, другой; развивать навыки сравнения предметов. Игрушки разного цвета, но одинаковой формы; разной величины, но одинакового цвета.
«Во что играют куклы» Продолжать знакомить детей с красным, жёлтым, синим, зелёным цветом. 4 куклы в платьях красного, синего, желтого, зеленого цветов; грибочки и полосочки тех же цветов.
25-29 января
«Соберём шары (кубики, мячики) в корзину» Продолжать учить
группировать, сравнивать и соотносить предметы по двум признакам. Корзина, предметы (геометрические фигуры) разных цветов.
«Разноцветные пирамидки» Закреплять умение собирать пирамидку из 5 колец, чередуя их по цвету. Пирамидка из 5 колец одного размера и двух цветов, два стержня (на каждого ребенка).
1-5 февраля
«Чудесный мешочек» Продолжать формировать представления детей о форме (кубик, кирпичик, шар). Красивый мешочек, геометрические фигуры (куб, шар, призма).
«Гаражи и машины» Продолжать учить группировать, сравнивать и соотносить предметы по двум признакам (цвет, величина). Машины синего и красного цветов, большого и маленького размеров.
8-12 февраля
«Строим дома» Продолжать учить соотносить и сравнивать предметы разной величины. Кубики, кирпичики разной величины; игрушки животных (медведь, лиса, заяц).
«Подбери пуговицы к платью куклы» Закреплять представления детей о синем, красном, желтом, зеленом цвете. 4 куклы в платьях желтого, красного, синего, зеленого цветов; пуговицы этих же цветов.
15-19 февраля
«Морковки для зайчиков» Продолжать учить соотносить и сравнивать предметы разной величины. Игрушки (зайчата) трех размеров, морковки трех размеров.
«Где чей домик» Упражнять в умении группировать, сравнивать и соотносить предметы. Игрушки разной формы, но одинакового цвета; разной величины, но одинаковой формы.
22-26 февраля
«Домики для птиц» Продолжать учить детей соотносить предметы по величине. 3 домика для птиц (большой, поменьше, маленький, 3 птицы (большая, поменьше, маленькая) на каждого ребенка.
«Разноцветные ленточки» Упражнять в умении группировать, сравнивать и соотносить
предметы по двум признакам. Ленточки разных цветов (синяя, желтая, красная, зеленая) и размеров (большая, поменьше, маленькая).
29 февраля - 4 марта
«Подарок маме» Закреплять умение чередовать предметы по форме. Геометрические формы (круг, квадрат, треугольник, шерстяные нитки, картинка с изображением бус.
«Большие и маленькие мячики» Продолжать учить различать цвет и величину (большой – маленький). Большие и маленькие мячи.
9-11 марта
«Разложи по тарелочкам» Учить детей различать цвета и использовать название цветов в речи. Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник). Учить понимать слова «такой», «не такой», «разные». Развивать мелкую моторику рук. Одноразовые тарелочки 4-х основных цветов, геометрические формы тех же цветов.
14-18 марта
«Коврики для зайца и лисы» Закреплять умение группировать, сравнивать и соотносить предметы по двум признакам (цвет, размер). Игрушки: заяц, лиса; большие и маленькие круги синего и красного цветов.
«Найди такой же» Закреплять у детей умение по просьбе взрослого находить предметы определенного цвета, развивать умение обобщать предметы по признаку цвета. Игрушки одинакового цвета: флажки, ленты, мячи, шарики, кубики, корзиночки, матрешки и т. д.
21-25 марта
«Помоги матрёшке найти свои игрушки» Закреплять представления детей о цвете. Матрешки красного, синего, желтого, зеленого цветов; игрушки этих же цветов.
«Наши пирамидки» Учить детей составлять пирамидку из 5 колец одного цвета, но разного размера, располагая их по убывающей величине. Пирамидка из 5 колец одного цвета, кольца разного размера (на каждого ребенка).
28 марта - 1 апреля
«Флажки» Закреплять умение группировать предметы по цвету, формировать простейшие приемы установления тождества и различия однородных предметов. Флажки разных цветов треугольной, квадратной и прямоугольной формы.
«Красивые бусы» Формирование умения чередовать предметы по величине. Семь больших и маленьких деревянных бусин одинакового цвета и формы (диаметр большой бусины – 2 см, маленькой – 1 см, тонкие шнуры, корзинка, кукла, красивая коробка.
4-8 апреля
«Подбери к цветку серединку» Закреплять представления детей о цвете, форме и величине. Цветы из бумаги (разборные) четырех цветов, трех величин, бабочка.
«Забавные картинки» Закреплять представления детей о геометрических формах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал). Картинки, из которых вырезаны фрагменты разных геометрических форм, сами фрагменты.
11-15 апреля
«Овощной магазин» Закреплять представления о форме, величине, цвете. Муляжи овощей (помидоры, огурцы, свекла, лук, картофель, морковь, капуста); корзина; игрушка – ежик.
«Накрой шляпой!»
Закреплять представления о геометрических формах (круги, квадраты, прямоугольники, треугольники, овалы). Плоскостные геометрические формы разных цветов и размеров; шляпа.
18-22 апреля
«Строим дом» Закреплять представления детей о форме, величине, цвете. Игрушки: собака, кошка, грузовик; геометрические фигуры (куб, призма, шар) разных размеров и цветов.
«Кто к нам в гости пришел?» Продолжать учить детей фиксировать внимание на цветовых свойствах элементов одежды. Закреплять название цветового спектра. Изображения сказочных персонажей, в одежде которых есть элементы красного, желтого, зеленого, синего цветов. Мультимедийное оборудование.
25-29 апреля
«Поиграем с цветными палочками» Закреплять у детей знания основных цветов. Развивать конструктивные способности, формировать умение выкладывать несложные рисунки по схеме. Цветные палочки четырех цветов, схемы с изображениями треугольника, квадрата, домика, заборчика, игрушка Мишутка.
«Волшебная корзинка» Развивать внимание к свойствам предметов. Развивать тактильное восприятие. Корзинка, игрушки разных цветов, форм, размеров.
III этап. Заключительный. Итоговое мероприятие.
Мероприятие. Сроки.
Проведение диагностики нервно-психического развития воспитанников. 1-2 неделя апреля
Создание мультимедийной презентации о ходе проекта с использованием фотоматериалов: чему учились, трудности и успехи детей, результаты. 3 неделя
«Ступеньки к Радуге» - презентация основной части проекта, включающей игровую деятельность с детьми родителям. Оценка эффективности проведенной работы. 4 неделя
Приложение № 2
Перспективный план работы с родителями
Сроки. Форма работы с родителями. Тематика мероприятия.
Цель мероприятия:
Ноябрь Круглый стол «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Акцентировать внимание родителей к проблеме сенсорного развития детей, сформировать понимание важности создания специальных условий для этого.
Оформление информационного уголка «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста». Обозначить значимость использования дидактических игр для сенсорного развития детей раннего возраста.
Декабрь Индивидуальные беседы «Как организовать совместную с ребенком деятельность, направленную на сенсорное развитие». Познакомить родителей с эффективными игровыми приемами, способствующими сенсорному развитию детей.
Декабрь Буклет «Играем с малышом». Познакомить родителей с некоторыми дидактическими играми, направленными на сенсорное развитие детей раннего возраста.
Консультация «Отдыхаем и развиваемся». Познакомить родителей с играми, в которые можно играть с детьми во время зимних каникул.
Январь Стенд «Дидактические игры своими руками». Привлечь родителей к изготовлению дидактических игр, способствующих сенсорному развитию своими руками.
Февраль Фотостенд «Вот что мы умеем». Информировать родителей с использованием фотоматериалов об игровой деятельности детей в группе.
Папка - ширма «Дидактические игры, способствующие формированию у детей умения различать геометрические формы». Познакомить родителей с дидактическими играми, способствующими формированию у детей умения различать геометрические формы.
Март Фотостенд «Как мы играем». Информировать родителей с использованием фотоматериалов об игровой деятельности детей в группе.