Людмила Петрищева
«К здоровой семье — через детский сад» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
К здоровой семье – через детский сад
Динамика здоровья подрастающего поколения за последние 10-15 лет характеризуется весьма неблагоприятными тенденциями.
Как известно, развитие и воспитание ребенка во многом зависит от взрослых, которые его окружают, и оттого, какой пример (положительный или отрицательный) они подают своим поведением. Главным образом это члены семьи дошкольника. Поэтому сознательное отношение к собственному здоровью и здоровью детей в первую очередь следует формировать у родителей.
Публикация «„К здоровой семье — через детский сад“ (из опыта работы)» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Принимая во внимание актуальность данного вопроса, коллектив Детского сада №106 ОАО «РЖД» разработал систему работы с воспитанниками и их родителями по приобщению их к здоровому образу жизни.
Сотрудничество нашего детского сада и семьи направлено на достижение основной цели - разработки новых подходов к взаимодействию детского сада и родителей как фактора позитивного физического развития ребенка.
Были определены основные направления работы :
• создание условий для развития и оздоровления детей;
• разработка комплексной системы оздоровления и воспитания дошкольника в ДОУ и семье;
• осуществление тесного взаимодействия родителей и педагогов.
Первым шагом стало создание условий для развития и оздоровления детей.
Мы пересмотрели оснащение спортивного зала. Приобрели детские тренажеры, спортивный комплекс, мягкие модули, коррекционные дорожки. Оформили стену «Попробуй, дотянись» для повышения двигательной активности детей.
В каждой группе детского сада организовали Центр физкультуры и здоровья. На спортивной площадке мы оборудовали специальную тропу
«Здоровячок» для профилактики плоскостопия и улучшения координации движений. Она делится на участки, которые имеют разное покрытие:
- травяной покров
- песчаную поверхность
- поверхность с деревянными спилами.
Тропа «Здоровячок» позволяет проводить профилактику и коррекцию здоровья детей в игровой форме.
Особое внимание уделялось повышению социально-психологической и педагогической компетентности педагогов и специалистов по вопросам работы с семьей. Была разработана и успешно внедрена система всесторонней подготовки педагогов к сотрудничеству с родителями. К важнейшим ее аспектам относится методический семинар с элементами тренинга «Установление позитивных отношений с родителями и детьми», включающий, помимо лекционного курса по проблемам семейного воспитания детей, самостоятельную работу педагогов по индивидуальной теме самообразования. В рамках дискуссии для воспитателей «Здоровьесберегающее и здоровьеформирующее физическое воспитание в ДОУ» был обсужден вопрос о принципах и методах нетрадиционного закаливания; практический семинар «Гимнастика маленьких волшебников» по нетрадиционным методам оздоровления детей дошкольного возраста. По вопросам конструктивного и эффективного взаимодействия с семьей педагогами организовывались тренинги общения, деловые игры и индивидуальные консультации. Были разработаны сценарии встреч, консультаций, наглядно-текстовой информации для родителей по вопросам укрепления здоровья дошкольников.
В процессе систематического целенаправленного изучения передовых достижений в области педагогики и эффективного использования в работе новых современных физкультурно-оздоровительных программ и технологий педагоги ДОУ ознакомились с экспериментальным исследованием М. Н. Поповой «Навстречу друг другу», в ходе которого была апробирована совместная двигательно-игровая деятельность родителей и детей на физкультурном занятии.
В начале работы по данной теме педагоги и специалисты:
• изучали особенности семей и семейного воспитания детей;
• определяли уровень родительской мотивации в отношении сотрудничества со специалистами;
• знакомили родителей с особенностями функционирования ДОУ и организацией работы в нем.
Провели анкетирование родителей по выявлению потребности в оздоровительных услугах. Оно показало, что 100% опрошенных считают, что детям необходимы оздоровительные услуги. А важность семейных традиций в физическом воспитании отметили только 16% опрошенных родителей. При анкетировании родителей выяснилось, что большая часть из них не осознает значимости эмоциональных взаимоотношений и не использует выходные дни для совместной двигательной деятельности с детьми.
Далее была разработана комплексная система оптимизации традиций физического воспитания детей в семье, и проведены следующие мероприятия:
• введение программы психолого-педагогического образования родителей (консультационный пункт для родителей «Поддержка»). Консультативный пункт призван выступать связующим звеном между семьей и социальными, медицинскими и другими организациями, общей целью которых является помощь и поддержка семьи. Были разработаны темы консультаций для родителей, составлен план работы.
• создание информационного пространства «В здоровом теле - здоровый дух!» (были оформлены информационные стенды в группах, холлах ДОУ);
• создание клуба «Школа для родителей». Цель его работы : укрепление здоровья семьи, формирование ЗОЖ, овладение профилактическими комплексами по коррекции осанки. Он объединяет семьи, имеющие проблемы в физическом развитии детей. На встречах в клубе дети и родители разучивают комплексы упражнений для профилактики нарушений осанки и укрепления здоровья, подвижные игры, специальные игровые задания для профилактики плоскостопия у детей. Кроме этого, родители вместе с детьми имеют возможность повторять в домашних условиях оздоровительные комплексы, разученные в клубе.
На одном из заседаний клуба мы познакомили родителей с технологией БОС (биологической обратной связи). Уникальность этого метода состоит в том, что дети, активно включаясь в процесс реабилитации, по сути, оздоравливают себя сами. Метод БОС дает возможность вылечить у дошкольников заикание, алалию, афазию, нарушение темпа речи и т. д., что очень актуально для нас (в д/с есть логопедическая группа).
• выпуск газеты для родителей «Нам болезни нипочем, мы здоровыми растем»;
• проведение конкурсов, игр-тренингов и т. д.
С целью приобщения детей к социальному опыту своей семьи в области поддержания здоровья мы провели ряд мероприятий. У нас прошла
акция-конкурс «Здоровый образ жизни нашей семьи». Мероприятия акции были направлены на взаимодействие педагогов с родителями по воспитанию здорового образа жизни и его пропаганду. Совместная деятельность детей, воспитателей и родителей всех возрастных групп при подготовке акции-конкурса включала в себя:
- подбор материалов о здоровом образе жизни;
- включение работы по подготовке акции в занятия;
выступление родителей - специалистов в данной области перед детьми (тренера детской спортивной школы, врача);
- чтение научной и художественной литературы;
- выставку совместного творчества родителей и их детей;
- создание газет совместными усилиями детей и родителей. Объявлялся конкурс семейных газет «ЗОЖ». На конкурс принимались газеты, выполненные членами семьи, посвященные ЗОЖ (отдых на природе, участие в спортивных праздниках, отдых на море и т. д.). Газеты победители группового конкурса вывешивались в холле детского сада, родители голосовали за лучшую газету. Награждение победителей проводилось на спортивном празднике «Семья за здоровый образ жизни».
- совместное проведение досуга «Путешествие на планету Здоровья».
Особенно ярко в нашем детском саду проходят праздники «Папа, мама, я - железнодорожная семья», «Всей семьей на старт». Они несут неисчерпаемый заряд положительных эмоций для взрослых и детей. Конкурс «Папа - гордость моя» особенно пришелся по душе и детям, и родителям. Этот день они провели в совместных спортивных мероприятиях.
С целью интенсификации работы с семьей на основе двустороннего воздействия детского сада на семью и семьи на детский сад были разработаны проекты «Зоркие глазки», «Кто любит спорт, тот здоров и бодр», «Выходные с пользой». Все проведенные нами конкурсы и мероприятия расширили границы общения взрослого и ребенка, укрепили связь между поколениями.
На итоговом этапе проводилась диагностика детско-родительских отношений, выяснялись изменившиеся условия воспитания в семье и его стиль, оценивался уровень психолого-педагогической компетенции родителей.
Все это позволили нам приобщить родителей к активной работе по физическому воспитанию детей, пополнить их знания об особенностях использования профилактических и коррекционных физических упражнений и спортивных игр, а также помогло в создании условий для развития двигательных навыков ребенка дома. Перестали быть редкостью совместные занятия физическими упражнениями взрослых и детей. Ребята все больше и больше стали приобщаться к здоровому образу жизни.
Таким образом, в результате проделанной работы, начала прослеживаться динамика темпов роста физических качеств детей. В начале учебного года показатели физического развития соответствовали 78-80%, к концу года изменились до 90-95%. Нашими педагогами были разработаны методические рекомендации по обучению родителей принципам оздоровительно-развивающих технологий в воспитании детей. Педагоги принимали участие в конкурсах инновационных проектов. Стала реальностью готовность родителей к конструктивным партнерским взаимоотношениям с сотрудниками детского сада, осознанное отношение к многообразию своих воспитательных функций в семье. У детей появился устойчивый интерес к постоянным физическим упражнениям, семейным традициям физического воспитания.
Результаты показали, что достигнут ряд позитивных факторов: прекратился рост заболеваемости ОРЗ; повысился индекс здоровья с 1.8 до 2.63; улучшились показатели физической подготовленности детей. Однако анализ выявил и негативные факторы (слабые стороны, к которым относятся:
- увеличение числа детей, поступающих в детский сад, с проблемами физического и психического развития, нуждающихся в комплексном подходе к улучшению их здоровья;
- растущая потребность семьи в высококвалифицированной помощи специалистов разного профиля;
- недостаточная интеграция деятельности специалистов детского сада в физкультурно-оздоровительной и воспитательно-образовательной работе.
Выявленные негативные факторы заставили начать поиск внутренних резервов совершенствования деятельности детского сада, комплексной организации работы.