Мария Крымова
Из опыта работы «Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте ФГОС.
Воспитатели и родители едины в совместном стремлении помочь каждому ребёнку сотворить образ своего «Я», то есть приобрести за время пребывания в детском саду необходимые личностные качества, сформировать в основной деятельности ребёнка те психологические новообразования. И первой инстанцией на пути ребёнка в жизнь является СЕМЬЯ.
Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания.
Публикация «Из опыта работы „Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте ФГОС“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие стереотипы.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО, который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
Всем известно, что взаимодействие педагогов детского сада с родителями – достаточно сложный процесс, и семья должна быть равноправной его стороной. Основную роль в работе с родителями практически во всех детских садах традиционно играют воспитатели. Они – главный источник информации о ребёнке, о деятельности учреждения, от них родители получают психолого-педагогическую информацию.
Таким образом, именно на них лежит основная ответственность. Педагоги детского сада находятся в постоянном взаимодействии с родителями, составляя неразрывное триединство “ребёнок – родитель – педагог”, понимая, что домашняя среда имеет основное воспитание и формирующее значение для ребёнка. Участие семьи в воспитательно-образовательном процессе позволяет повысить качество образования детей, так как родители лучше знают возможности своего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении.
Для того что бы вовлечь родителей в единое пространство детского развития в ДОУ была намечена работа в трех направлениях :
1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых интерактивных форм работы с родителями.
2. Повышение педагогической культуры родителей.
3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
Работа с родителями планировалась заранее (приложение 1, чтобы хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому мы начали работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Провели анкетирование, личные беседы все это помогло правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные интерактивные формы взаимодействия с семьей. Конечно, педагоги использовали и традиционные формы взаимодействия с семьёй. Но сегодня хотим познакомить с интерактивными формами работы, которые использовали педагоги.
- день самоуправления
- акции
-фото выставки
- мастер класс для родителей
- совместные мероприятия
Совместные проекты
День самоуправления
Новой эффективной формой партнёрских отношений с семьёй стал День самоуправления в нашем детском саду, когда родители берут на себя роль воспитателей. Родителям предоставляется возможность принять участие в организации, а затем и самостоятельно провести непосредственно образовательную деятельность, режимные моменты.
В роли воспитателя в старшей группе был папа Ивана Сабадаш. Его папа И,О. работает инспектором ГИБДД и который все знает о безопасности на дорогах. Поэтому он провел занятие на тему «Азбука безопасности». Дети с помощью игры закрепили свои знания о правилах поведения на улице, о дорожных знаках, о сигналах регулировщика и что нужно делать в случаи аварии.
В средней группе мамы Эльдара, Мадины, Руслана, Аюбхана и Макки провели мероприятие на тему «Ярмарка». Они подготовили заранее вопросы и нарядившись в костюмы проверяли знание детей о народных традициях
В первой младшей, во второй младшей 1 и 2 и старшей группе родители провели прогулку на тему: «Осень - глазами детей». Цель прогулки была создание рисунка на асфальте из природного материала. Дети, совместно с родителями выкладывали композиции из каштанов, желудей, шишек, разноцветных листьев. Родители задавали вопросы детям об осени и о природных материалах. Все рисунки получились красочные, яркие и объемные. Прогулка доставили огромное удовольствие детям, родителям и педагогам.
ВЫВОД: Организация Дня самоуправления является весьма значимой для партнёрского взаимодействия семьи и детского сада. Такая форма работы позволяет родителям погрузиться в воспитательно-образовательную среду и с принципиально иной позиции посмотреть на деятельность педагогов и всего персонала группы.
Акция
«Просто так» – это одна из интерактивных форм работы с родителями. Было предложено родителям принести из дома книги, игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это и бережное отношение к старым вещам; при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их – это большой труд, воспитание души.
ВЫВОД: Акция была организована так, чтобы взрослые сами захотели помочь, принести игры и книги. Пусть не новая игра, но теперь, играя в нее с друзьями, ребенок может познакомить их с вариантами этой игры в семье. А любимая книга стала еще интереснее и звучит по – новому в кругу друзей. Теперь у нас в группах целые библиотеки, созданные благодаря родителям.
Фотовыставка «Воспоминания о лете»
Цель: Поделиться воспоминаниями о лете, заинтересовать лучшими местами отдыха на следующий год.
Родители принесли фотографии летнего отдыха своих детей. Помогли педагогам оформить плакат и сделать запись (со слов детей) где они отдыхали летом.
Конкуры
Так же одной из форм взаимодействия педагогов и родителей по формированию художественно - творческих способностей детей является организация конкурсов совместного творчества.
Цель таких мероприятий: активизировать, объединить творческие проявления родителей и детей, вызвать их инициативу, выявление творческих родителей и детей в каждой возрастной группе. Вызвать эмоциональный подъем и просто доставить радость.
Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, заранее вывешиваются яркие сообщения.
Одним из конкурсов было выступление детей в костюмах, но необычных, а изготовленных родителями из бросового материала.
Также родители и дети подготовили поделки своими руками.
ВЫВОД: Такие конкурсы расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, способствуют позитивным изменениям в семье, помогает выстраивать взаимодействие и сотрудничество семьи и образовательного учреждения.
Мастер - класс
Педагоги организуют мастер – классы, направленные на помощь в организации детской деятельности в домашних условиях, а так же на организацию игр в вечерние часы и выходные дни.
Мастер класс «Модные штучки»
Мастер-класс «Сенсорики»
Цель: заинтересовать родителей осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях.
Воспитатели ясельной и 1 мл группы поделиться своим опытом работы по изготовлению пособий для игр по сенсорному развитию для малышей 2-3 лет и совместно с родителями изготавливали некоторые из них.
Родители сыграли в игры которые полезных для развития сенсорики и мелкой моторики рук детей данного возраста. В завершении родителям предложили оценить мастер – класс, для этого нужно обмакнуть ладошку в соответствующую краску и оставить отпечаток на солнышке как лучик. Красный цвет – всё понравилось, игры будете использовать дома; желтый цвет – понравилось, но не все, что – то возьмете на заметку; оранжевый цвет – не научились ничему новому. Результат проведения мастер – класса «Сенсорики» вы видите на экране.
Мастер – класс «Рисуем вместе с папой»
Задачи:
• Развивать интерес различным нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге; повысить уровень мастерства родителей.
• Способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности;
• Воспитывать чувство прекрасного;
На этом Мастер – классе воспитатель предложил папам познакомиться с некоторыми экспериментами в изобразительной деятельности - методами нетрадиционного рисования, которые можно использовать дома. Такое рисование доставит детям множество положительных эмоций, раскроет возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов.
Совместные мероприятия
Цель: развивать желание проводить активно совместные мероприятия, воспитывать сплоченность. Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми
Такая форма работы с родителями помогает установить теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Педагоги нашего детского сада провели такие совместные мероприятия как:
Занятие – игра в первой младшей группе по развитию общей и мелкой моторики. Воспитатель организовал совместные игры детей и родителей. Такие как: Выложи цветок из мозаики; «Сварим суп из овощей»; «Солнышко для мамы»; «Укрась пирог»
Во второй младшей группе был проведен Родительский университет для пап на тему «Отец - воспитатель»
Цели: — приобщить и заинтересовать отцов вопросами воспитания и развития своих детей; — помочь им завоевать истинный авторитет у своего ребенка.
Папы просмотрели видеофильм «Мой папа» где воспитанники рассказывают о своих отцах. Так же разыгрывание нестандартных ситуаций, возникающих в процессе общения с детьми. Воспитатель зачитал мини сообщение «Живой пример отца». В конце мероприятия были проведены конкурсы: «Портрет папы», папам предлагалось определить, какой портрет выполнен его ребенком.
«Папа, завяжи мне бантик!»
Также была проведена НОД с участием родителей. Участие в совместных с детьми занятиях, организованных в нашем детском саду, позволила родителям лучше узнать своего малыша, наладить с ним отношения, а также получить знания об организации воспитания в семье, приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
ВЫВОД: Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.
Совместные проекты
Одной из новых форм вовлечения родителей в образовательный процесс является проектная деятельность. Разработка и реализация совместных с родителями проектов позволяет заинтересовывать родителей перспективами нового направления развития детей и вовлекать их в жизнь нашего детского сада.
«Покормите птиц зимой!»
Цель: Развитие у дошкольников нравственных чувств через экологическое воспитание с выходом в продуктивную деятельность. Создание оптимальных условий для развития творческой активности и положительного эмоционального состояния у ребенка через организацию совместной познавательной и продуктивной трудовой деятельности.
«Я и моя семья»
Цель проекта: Сохранение и укрепление внутрисемейных связей, обеспечение успешной и полноценной социализации детей в процессе их активного сотрудничества с педагогами, родителями и ближайшими родственниками.
Результат данной деятельности участие родителей в образовательном процессе и заинтересованность в формировании предметно – пространственной среды.
Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось такой большой проблемой. Теперь обстановка иная.
- Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения семей группы.
- Педагоги стали более инициативны, смелее. Они проявляют творчество, выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь.
- Воспитатели стали теснее и ближе общаться со всеми родителями, а не только с активистами, привлекая их к групповым мероприятиям.
- Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже видно, что родителям интересно в ДОУ. Никогда еще так часто родители не участвовали в совместных делах ДОУ и семьи.
- При добросовестном отношении педагога к данной работе по вовлечению родителей в образовательный процесс, новая философия взаимодействия с родителями осуществляется успешно.
- Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Формальное общение исчезает.
- Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.
- И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.