Наталья Владимировна Костенко
Из опыта работы «Развитие логического мышления у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование логического мышления - важная составная часть педагогического процесса.
Решается она в основном средствами занимательности в обучении элементарных математических представлений. Математика дает реальные предпосылки для развития логического мышления. Она должна занимать особое место в интеллектуальном развитии детей.
Публикация «Из опыта работы „Развитие логического мышления у старших дошкольников“» размещена в разделах
- Логическое мышление
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития ума ребенка.
Логическое мышление по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Оно оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Первым помощником в формировании логического мышления является игра – одно из самых привлекательных для детей занятий.
Начинать работу по становлению психических процессов: памяти, внимания, воображения, логического мышления необходимо с дошкольного возраста. В. А. Сухомлинский писал: «Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Используя логико-математические и дидактические игры, как средство активизации в формировании логического мышления мною была поставлена
ЦЕЛЬ: способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей.
Задачи: 1. Обучать детей основным логическим операциям : анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям;
2. Развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать;
3. Развитие у детей логико-математических представлений (представления о математических свойствах и отношения предметов, конкретных величин, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);
4. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений и задач;
5. Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащения словаря ребёнка;
6. Воспитание готовности к обучению в школе, развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координацию движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.
В своей работе пользуюсь разнообразными формами, методами и приемами:
•непосредственно образовательная деятельность;
•игровая деятельность;
•самостоятельная деятельность детей;
•рассматривание;
•чтение художественной литературы.
Работая над проблемой развития логического мышления у старших дошколь-ников, я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами являются дидактические игры и логико–математические игры, игровые упражнения занимательного характера, разнообразная подача которого эмоционально воздействует на детей.
Игры активизируют детей, так как в них заложена смена деятельности: дети слушают, думают, отвечают на вопросы, считают, находят их значения и выявляют результаты, узнают интересные факты, что не только способствует взаимосвязи различных аспектов окружающего мира, но и расширяет кругозор и побуждает к самостоятельному познанию нового.
Игры и упражнения по развитию мыслительных способностей позволяют решать все три аспекта цели: познавательный, развивающий, воспитательный.
Организуя непосредственно образовательную деятельность с детьми добиваюсь, чтобы ребенок из наблюдателя превратился в активного участника. Форма проводимого мероприятия меняется в зависимости от поставленных задач.
Для достижения определенного результата в непосредственно образовательной деятельности придерживаюсь определенной структуры:
Основное содержание непосредственно образовательной деятельности – изучение нового материала.
Физминутка, пальчиковая гимнастика.
Закрепление нового материала.
Развивающая игра, рисование, шнуровка.
Физминутка и пальчиковая гимнастика позволяют детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствуют развитию крупной и мелкой моторики.
Закрепление нового материала дает возможность оценить степень овладения детьми новым знанием.
Развивающая игра, рисование в конце НОД являются своеобразной рефлексией, логическим окончанием проделанной работы и служат стимулом для ее продолжения. Организуя НОД, я направляю работу на развитие логического мышления через дидактические и логико-математические игры.
Через логико-математические и дидактические игры стремлюсь усовершенствовать понятия величины, научить детей сравнивать предметы по размеру, соизмерять предметы с другими по заданному признаку.
Для сравнения предметов использую такие игры, как «Противоположность», «Сравни и запомни», «Кто быстрее подберёт коробки», «Признаки и свойства», «У кого хвост длиннее».
При изучении геометрических фигур и форм дети любят играть в игру: «Пара слов». Например : я говорю детям: круг - дети называют предмет, похожий на круг – руль, тарелка; прямоугольник – картина, дверь; овал – яйцо, и на оборот: я называю предмет, а дети называют форму. Детям также нравятся такие игры: «Закрой окошечки в домиках» («Спрячь мышек в домиках», «Подбери заплатку», «Геометрическое лото». Также использую игры: «Какие бывают фигуры», «Подбери фигуру», «Назови свой автобус» и т. д. Очень часто использую на своих занятиях игры с счётными палочками «Составления геометрических фигур из счётных палочек».
Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко. Для закрепления понятий слева, справа, направо, налево ребенок должен научиться:
- Различать правую и левую руку
- Раскладывать предметы правой рукой слева на право (для правшей)
- Определять направления от себя: направо (справа) - налево (слева)
- Двигаться в заданном направлении (влево-вправо)
Поэтому по отработке этих навыков необходимо уделять достаточное количество времени, проводя занятия с ребенком в виде игр и заданий: «Расскажи про свой узор», «Встань на место», «Где фигура» и т. д.
Дети с большим удовольствием выполняют такие задания как: «Обведи животных» (жирафа с лева, слона с права, собаку с права, корову с лева и т. д.); «В какую сторону смотрят животные»(какие животные смотрят на лево, на право); «Назови, кто идет на лево, а кто идёт на право? Из какой сказки животные?»
Немаловажную роль в образовательной и самостоятельной деятельности занимают «игры-головоломки».
Игры – головоломки или геометрические конструкторы известны с незапамятных времён. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу. Набор элементов таких игр состоит из фигур, полученных при разрезании по определё нным правилам какой-либо геометрической фигуры: квадрата – в игре «Танграм», прямоугольника – в игре «Пентамино», овала – в игре «Колумбово яйцо», круга – в играх «Вьетнамская игра». Эти игры предназначены для развития у детей пространственного изображения, логического и интуитивного мышления.
В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. С целью развития у детей мышления, я использую различные игры: «Найди лишний предмет», «Найди пару», «Что есть что?», «Поймай рыбку» «Подбери заплатку нужного цвета», «Ассоциации», «Семейка», «Подберет картинку». Такие игры помогают развивать у детей умение мыслить логически, сравнивать сопоставлять и высказывать свои умозаключения.
Использование дидактических и логико - математических игр способствует появлению у ребят интереса к познавательной деятельности, развитию их мышления, речи, воображения, мелкой моторики рук.
Немаловажную роль занимает организация самостоятельной деятельности в специально организованной развивающей среде, был создан уголок «Развивающих игр». В свободном пользовании у детей находятся разнообразные развивающие игры : «Мои первые ассоциации», «Геометрические формы», «Что из чего сделано», «Ребусы», «Часть и целое или мартышки учатся делиться», «Лабиринты», «Шнуровки», «Лото», «Кубики для всех», «Домино», «Пазлы», «Игра с цветом» ; настольно печатные игры «Собери картинку», «Поймай рыбку», «Что есть что?» «Найди заплатку», «Подбери картинку»; «Лего», «Мозаики» напольные и настольные. Материалы и пособия постоянно обновляются.
В тесном контакте с родителями провожу индивидуальную работу, системати-чески изучаю новинки методической литературы, выбираю из неё интересные материалы и консультирую родителей. Родители с большим удовольствием принимают участие в изготовлении наглядного пособия и методического материала. Такая форма работы способствует тесному сотрудничеству ДОУ и семьи по формированию необходимых представлений, воспитывает у ребенка уверенность в своих силах, развивает познавательный интерес.
Используя различные логико-математические и дидактические игры в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания.
Считаю необходимым и в дальнейшей своей работе использовать логико-математические и дидактические игры для развития логического мышления детей. Формированию дошкольников логического мышления должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребёнком; повышенным вниманием компьютеризации.