Ольга Аксёнова
Опыт работы «Формирование практических навыков и развитие логического мышления на занятиях в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на семинаре «Формирование практических навыков и развитие логического мышления на занятиях в ДОУ»
(слайд 2)
Мы живем в веке информационных технологий, когда происходит коренное преобразование характера человеческого труда и взаимоотношений, и наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли.
Публикация «Опыт работы „Формирование практических навыков и развитие логического мышления на занятиях в ДОУ“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логическое мышление
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Современное общество требует от нового поколения умения планировать свои действия, находить необходимую информацию для решения задачи, моделировать будущий процесс. Умение использовать информацию определяется развитостью логического мышления.
Благодаря логике дети способны анализировать ситуации, выявлять закономерности, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Логика является базой для важнейшего жизненного навыка — осмысления задачи и ее последующего эффективного решения.
Развитие умственных способностей (психологических качеств, позволяющих детям легко и быстро усваивать новые знания и использовать их при решении разнообразных задач) имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Не так уж и важно, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, гораздо важнее готовность к получению новых знаний, умение рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы рисунков, конструкций, ответов.
Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы,учиться станет легче, а,следовательно, и процесс учебы и сама школьная жизнь будет приносить радость и удовлетворение.
Анализ опыта работы на уровне дошкольного образования показывает что, уделяя внимание развитию сенсорных, познавательных, математических и других способностей детей, развитие логического мышления отодвигается на второй план. В арсенале воспитателей, педагогов-психологов не так много методического и практического материала, позволяющего углубленно работать над развитием определенных способностей. Решение этой проблемы осуществляется в поиске новых путей, методов и форм организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях.
Поэтому очень важно в детском саду уделять внимание развитию пространственных функций. Пространственные представления имеют универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью. В дошкольном возрасте формирование пространственных функций осуществляется в ходе практической деятельности. Одним из видов практической деятельности детей дошкольного возраста является конструирование. Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов.
Конструируя, дошкольник учится не только различать внешние качества предмета, образца; у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребёнок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии он осуществляет и анализ, и синтез, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности.
(СЛАЙД 3)
В практике своей работы мы используем различные игровые пособия и разные виды конструктивного материала.
1. Интересным материалом для конструирования является учебно-игровое пособие «Логические блоки» Дьенеша. Это пособие представляет собой дидактический материал из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами: формой — круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные; цветом — красные, желтые, синие; размером — большие и маленькие; толщиной — толстые и тонкие. Использование логических блоков в играх с детьми дошкольного возраста позволяет моделировать важные понятия не только математики и информатики (алгоритмы, кодирование информации, логические операции, но и способствует развитию пространственных функций (в том числе в трехмерном пространстве).
(СЛАЙД 4)
Игры и упражнения с использованием данного пособия могут использоваться как самостоятельно, так с заданиями в альбомах «Давайте вместе поиграем», «Блоки Дьенеша для самых маленьких», «Поиски затонувшего клада», «Праздник в стране блоков», «Спасатели приходят на помощь».
(СЛАЙД 5)
2. Для расширения возможностей конструктивной деятельности дошкольников подходит дидактический комплект «Палочки Кюизенера». Комплект цветных палочек Кюизенера состоит из 116 палочек (призм, которые различаются по цвету (10 цветов, длине.
Счётные палочки позволяют ребёнку не только развивать абстрактное мышление, но и вычленять логические связи в умозрительных понятиях. Что касается конкретных практических целей, то среди них наиболее значимыми являются
• формирование понятий конкретизации счёта и вычислений в виде числа;
• понимание системы «больше-меньше»;
• отработка навыка деления и измерения, прибавления и убавления;
• усвоения сути понятий «равный», «правый», «левый», «середина» и т. д. ;
• развитие креативности, умений моделировать и конструировать;
• формирование активности познавательного характера и наглядно-действенного способа мышления, а также всех видов внимания и детального восприятия окружающей действительности;
• улучшение мелкой моторики.
Выкладывая фигуры из альбомов «На золотом крыльце», «Посудная лавка», «Дом с колокольчиками», «Волшебные дорожки», «Страна блоков и палочек» дети развивают пространственные функции.
(СЛАЙД 6)
3. Особый интерес детей дошкольного возраста вызывают дидактические игры Б. П. Никитина. Разнообразный дидактический материал позволяет решать задачи развития пространственных функций различной сложности. Главное отличие игр Никитина состоит в том, что, играя в них, ребенок выступает как активная сторона и у него воспитывается не умение выполнять работу по предложенному шаблону, а развивается логическое и образное мышление, творчество, умение распознать и построить образ, способность к самостоятельности.
В большинстве своем игры представлены в виде многофункциональных головоломок, предоставляющих простор для творчества. Их можно подстраивать под себя, под свой уровень, свои интересы. Каждая игра имеет набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей конструктора-механика и т. д.
Игры Никитина можно расширять, усовершенствовать, придумывать новые задания.
В качестве примера рассмотрим одну из наиболее известных игр Никитина «Сложи квадрат». «Сложи квадрат» является упрощенной формой головоломки, где из разных кусочков нужно собрать ровный и целый квадрат. Дидактический материал «Сложи квадрат» представлен тремя вариантами различной степени сложности. Они различаются количеством составных частей квадрата. Квадрат-образец присутствует только в первом варианте. Складывая квадраты из разноцветных кусочков различной формы, ребенок выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и степени сложности. Выполнение игровых заданий способствует развитию сообразительности, пространственного воображения, логического мышления, математических и творческих способностей детей дошкольного возраста. Основная задача пособия «Сложи квадрат» — научится складывать квадрат из 2–7 частей, используя принцип от простого к сложному, развивать навыки пространственной ориентировки и творческого конструирования.
В тоже время еще одно дидактическое пособие Б. П. Никитина — кубики «Сложи узор». Дидактический материал «Сложи узор» состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены различно, в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1, 2, 3- и даже 4-цветные узоры в большом количестве вариантов. С детьми, имеющими большие трудности в пространственной ориентировке, работу начинают с использования узоров из 4 кубиков. Образец выкладывается педагогом, ребенок конструирует свою фигуру рядом. Затем возможно переходить к использованию печатного образца с сеткой. Если задание вызовет затруднения, педагог может сам выложить часть фигуры из 2–3 кубиков и дать возможность ребенку завершить постройку, либо выложить всю фигуру и разобрать ее. Далее, когда ребенок освоиться с выполнением заданий из 4 кубиков с печатным образцом с сеткой, можно переходить к использованию образцов без сетки. После свободного ориентирования в фигурах из 4-х кубиков можно переходить к складыванию узоров из 9, а затем и 16 кубиков. Работа с каждым набором кубиков строиться по вышеуказанной методике.
Дидактическое пособие «Уникуб» Б. П. Никитина помогает детям дошкольного возраста развивать пространственные представления и пространственное мышление постигать законы трехмерного пространства. Каждый из 27 кубиков «Уникуба» окрашен по-своему в три цвета. Это дает поистине уникальные возможности для конструирования: «Уникуб» можно собрать 60 разными способами.
(СЛАЙД 7)
4. Отдельное место в развитии пространственных функций занимают геометрические игры-головоломки
- «Танграм»,
- «Пифагор»,
- «Монгольская игра»,
- «Колумбово яйцо»,
- «Вьетнамская игра»,
- и др.
Все эти игры представляют части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала для составления плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей и др. Геометрические игры-головоломки. Конструируя из различного материала, дети дошкольного возраста включают в работу максимальное количество анализаторов, что в свою очередь позволяет добиваться положительных результатов в развитии пространственных функций. Эти задания всегда интересны детям, повышают работоспособность на занятиях, развивают творческие и речевые способности детей.
(СЛАЙД 8)
5. Еще в свой работе используем различные виды конструктора
- металлический конструктор;
- конструктор ЛЕГО;
- модульный конструктор;
- конструктор мозаика;
- магнитный конструктор.
В настоящее время более популярным стал конструктор «Bunchems». Он позволяет развивать внимание, воображение, усидчивость, логическое мышление и мелкую моторику рук. С помощью этого конструктора дети учатся креативно мыслить. В работе с конструктором дети не придерживаются инструкций, создавая модели, проявляя фантазию и творческие способности.
(СЛАЙД 9,10,11)
Результатом нашей работы является то, что наши дети участвуют в различных конкурсах с использованием конструктивных навыков и у нас есть положительные результаты – это первое место во всероссийском конкурсе поделок из любого конструктора и кубиков «Конструктор и я» проводимом всероссийским сетевым изданием Дошкольник РФ. Также участвуем в различныхпознавательных интернет-викторинах, требующих развития логического мышления : «Любознайка», «Готовимся к школе», «Загадочный мир», «Совушка всезнайка» и другие.
(СЛАЙД 12)
Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность, носит творческий характер, и способствует сознательному усвоению знаний.
Своё выступление хочу закончить словами Выгодского Л.
Мышление развивается в проблемной ситуации, когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете.
(Слайд 13)