Любовь Хомченко
Проект «Родителям о развитии логического мышления старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14 «Кораблик»
г. Керчь Республика Крым
ПРОЕКТ «Родителям о развитии логического мышления старших дошкольников»
Авторы: Хомченко Л. Ф
Зайцева А. С.
Срок реализации проекта : 2 месяца
Публикация «Проект „Родителям о развитии логического мышления старших дошкольников“» размещена в разделах
- Логическое мышление
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
В. А. Сухомлинский, наблюдая за ходом мышления детей, писал: «Что, прежде всего надо научить детей охватывать мысленным взором ряд предметов, явлений, событий, осмысливать связи между ними… Изучая мышление тугодумов, я все больше убеждался, что неумение осмысливать, например, задачу - следствие неумения абстрагировать, отвлекаться от конкретного. Надо научить ребят мыслить абстрактными понятиями»
Актуальность темы
Дошкольное детство – это период интенсивного развития всех психических процессов. Одним из наиболее важных процессов является мышление. Мышление тесно связано с речью, с помощью мышления мы получаем знания.
У детей дошкольного возраста основными видами мышления являются наглядно-действенное мышление и наглядно-образное мышление. На основе образного мышления формируется логическое мышление. Логическое мышление – это мышление путем рассуждений или построение причинно-следственных связей.
Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются умения рассуждать, делать умозаключения, выстраивать причинно-следственные связи. Умение детей последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, мыслить логически – просто необходимо для успешного освоения школьной программы.
Тип проекта : практико-ориентированный, краткосрочный
Участники проекта : педагоги ДОУ, воспитанники и их родители.
Срок реализации: 2 месяца.
Цель: осуществление педагогического просвещения родителей в вопросах развития логического мышления старшего дошкольника как основы интеллектуального развития дошкольников.
Задачи:
заинтересовать родителей в пополнении психолого-педагогических знаний и стремлении к сотрудничеству с детским садом, как важнейшей составной частью воспитательного пространства
сформировать у родителей представления о логическом мышлении детей, выработать единую стратегию с родителями по развитию логического мышления детей,
познакомить родителей с логико-математическими играми для развития логического мышления детей; с некоторыми методами и приемами организации и использованию развивающих игр в домашних условиях
развивать интерес к образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике полученные знания
Принципы взаимодействия с родителями :
Доброжелательности.
Индивидуальный подход.
Сотрудничество.
Предполагаемый результат:
Родители
Повысят уровень образованности родителей в области психолого-педагогической культуры, обогащение педагогических знаний и умений родителей
Осознают важность развития логического мышления как основы формирования умения рассуждать, делать умозаключения, выстраивать причинно-следственные связи.
Познакомятся с развивающими играми, методами и приемами их организации.
Будут активными участниками образовательного процесса в группе
Проявят интерес к образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике полученные знания
Сформируются положительные взаимоотношения между детьми и родителями, улучшится семейный микроклимат.
Дети
Улучшатся показатели уровня развития логического мышления;
Овладеют универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Появится интерес к новому, неизвестному в окружающем мире.
Педагоги
Обогатится предметно-развивающая среда новыми дидактическими играми для развития логического мышления
Подобраны дидактические игры по развитию элементарных математических представлений дома и в детском саду
Разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей в работе по развитию элементарных математических представлений
Продукт проекта :
Методические рекомендации для родителей, педагогов ДОУ по формированию логического мышления у старших дошкольников.
Создание «игротеки» (дидактические игры по развитию элементарных математических представлений у детей)
Информационно-методический материал для родителей (сборник) по развитию математического мышления дошкольника.
Презентация «Проект «Родителям о развитии логического мышления старших дошкольников»
Этапы:
№ Мероприятия Задачи Сроки исполнения Участники
Первый этап — подготовительный
1 Мониторинг развития детей в форме практических заданий Определение уровня развития логического мышления у детей данной группы 2-3неделя сентября Воспитатели, дети
2 Анкетирование родителей на тему «Развитие логического мышления у дошкольников» Выявление запроса родителей, уровня знаний о развитии логического мышления Сентябрь Воспитатели, родители, представители ребенка.
3 Педагогическое заседание с анализом полученных данных. Разработка программы ознакомления родителей с информацией, определение сроков, целей, конкретных форм взаимодействия. 4 неделя сентября Воспитатели
Второй этап — организационно-практический
1 Заседание «Круглого стола» с приглашением специалистов ДОУ «Особенности физического и психического развития детей 6-го и 7-го года жизни» Психолого-педагогическое просвещение родителей в вопросах развития и воспитания детей 26
сентября Воспитатели, родители, представители ребенка, специалисты ДОУ
2 Наглядная информация:
Буклет «Особенности разви-тия логического мышления у детей 5-6 лет»
Папка-передвижка «Развитие логического мышления»
Папка-передвижка «Игры и упражнения на развитие логического мышления и связанной речи» Повышение педагогических и воспитательных умений родителей
Знакомство родителей с картотекой игр на развитие умения анализировать, систематизировать, обобщать, классифицировать.
1 неделя октября
2 неделя октября
3 неделя октября Воспитатели,
педагог-психолог
3 Мастер-класс: «Дидактические игры для развития логического мышления старших дошкольников»
Познакомить родителей с логико-математическими играми для развития логического мышления детей.
Обучение практическим навыкам и приемами организации и использованию развивающих игр в домашних условиях. 16
октября Воспитатели, родители, представители ребенка.
4 Изготовление дидактических игр родителями детей Пополнение предметно-развивающей среда новыми дидактическими играми для развития логического мышления детей 3-4 недели октября родители, представители ребенка.
5 Применение новой мобильной формы работы с родителями через соц. группу «В контакте» : размещение презентации «Развитие логического мышления старших дошкольников средствами занимательной математики» Размещение на странице группы в соц. сети презентации с целью охвата большей аудитории родителей по педагогическому просвещению.
16
октября Воспитатели, родительский комитет
Беседы, индивидуальные консультации Повышение педагогических и воспитательных умений родителей, выбор наиболее подходящих методов и приемов развития логического мышления для каждого ребенка В течение проекта Воспитатели, родители, представители ребенка.
Заключительный этап — подведение итогов, выводы.
1 Совместный досуг «Прогулка в осенний лес» Способствовать активному вовлечению родителей в содержательное общение с детьми нацеленное на интеллектуальное развитие.
Продемонстрировать основные приемы и методы работы с дид. игр по развитию логического мышления 26
октября Воспитатели, дети, родители, представители ребенка.
2 Разработка методических рекомендаций для педагогов Проведение самоанализ качества проделанной работы.
Подборе наиболее эффективных, рациональных вариантов, действий по работе с родителями при ознакомлении их с развитием логического мышления В течение реализации проекта Воспитатели
3 Создание презентации «Проект «Родителям о развитии логического мышления старших дошкольников»
Обобщение и распространение опыта По год. плану педсовета Воспитатели
Анализ проекта.
1. Создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами как фактора позитивного, всестороннего развития ребенка.
2. Апробирование инновационной формы работы с родителями (размещение информации в группе в социальной сети «В контакте») с целью охвата большей аудитории родителей при ознакомлении с материалами по развитию логического мышления старших дошкольников.
3. Родители с интересом приняли участие в мастер-классе, а затем дома с детьми изготовили дидактические игры для группы. Данная форма работы оказалась наиболее подходящей, т. к. многие родители не только познакомились с большим разнообразием игр и методов развития мышления у дошкольников, но и сами научились играть в эти игры.
4. Итоговое мероприятие смогло объединить и родителей и детей в единый коллектив, доставило радость всем: и взрослым и детям.
5. Обогащена предметно-развивающая среда группы, приобретены и изготовлены родителями дидактические игры «Геоконт», «Лабиринты», «Эти волшебные палочки», «Сложи квадрат», «Танграм».
6. Родители и педагоги являются становятся партнерами в обучении и развитии у детей логического мышления : это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей.
Таким образом, реализованный проект способствует оптимизации процесса взаимодействия дошкольного учреждения с семьей, включение родителей в образовательный процесс. Ориентируясь на требования ФГОС о «непосредственном вовлечении родителей в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи» изменилось традиционное педагогическое мировоззрение: главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, раскрытие личностного потенциала, а дошкольное учреждение является посредником между ребенком и родителем, помогает гармонизировать их отношения. Использование разнообразных форм работы с родителями дает определенный результат: они активно участвуют в жизни детского сада, становятся верными помощниками воспитателей, а это является свидетельством того, что в детском саду наблюдается социально-психологической комфортность воспитательно-образовательной среды.
Перспективы:
- обобщение опыта работы и размещение его на социальных сайтах педагогических работников;
- презентация проекта на педагогическом совете ДОУ;
- дальнейшее внедрение информационных технологий в работе с родителями
Информационные ресурсы
1. Комплексная программа «От рождения до школы»
2. «Азбука логики» Л. Я. Береславский;
3. «Развитие логического мышления детей» Л. Ф. Тихомирова, А. В. Басов;
4. «Игры и упражнения для развития конструктивного и логического мышления у детей 4-7 лет» В. Г. Гоголева;
5. «Логика и математика для дошкольников»Е. А. Носова,Р. Л. Непомнящая;
6. «Давайте поиграем» под ред. А. А. Столяра;
7. «Дидактические игры – занятия в ДОУ» Е. Н. Панова;
8. «Я начинаю учиться (логическое мышление) Л. Вагурина, А. Кряжева;
9. «Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7лет» А. З. Зак.
10. https:// www.doshvozrast.ru Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье.
11. https://ipk.admin.tstu.ru Тамбовский институт повышения квалификации работников образования.
12. https://infourok.ru Консультации для родителей