Воронова С А
Дидактические игры по развитию предметно-игровой деятельности у детей с комплексными нарушениями
Дидактические игры по развитию предметно — игровой деятельности у детей с комплексными нарушениями.
Предметная и игровая деятельность являются важнейшими составляющими развития познавательной сферы дошкольника с комплексными нарушениями развития. Манипуляции и действия с предметами обеспечивают одновременно чувственную и практическую основу освоения окружающего мира, актуализируют ранее сформированные представления, создают предметно-практическую базу для развития мыслительных операций, развивают знаково-символическую функцию мышления и речи.
Публикация «Дидактические игры по развитию предметно-игровой деятельности у детей с комплексными нарушениями» размещена в разделах
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Проекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Необходимость выделения данного направления в качестве самостоятельного аспекта коррекционно-развивающей работы обусловлена особенностями развития предметно-манипулятивной и игровой деятельности при комплексных нарушениях развития, которые наблюдаются как в дошкольном, так и в школьном возрасте. У таких детей одной возрастной группы наблюдаются разные этапы сформированности предметной и игровой деятельности, а освоение каждого из них занимает длительный срок. В одних случаях это стереотипные,повторяющиеся действия с предметами, направленные в большей мере на самостимуляцию. В других случаях — специфические манипуляции и предметные действия, основанные на выделении их свойств и качеств.
В третьих — предметно-игровые действия процессуального характера. У слепоглухих младших школьников, которые уже имеют опыт системати-ческого обучения, могут наблюдаться элементы ролевой игры : создание игрового замысла, распределение ролей, выбор игровых атрибутов. Анализ содержания всех этапов спонтанного и целенаправленного развития предметных и игровых действий у детей с комплексными нарушениями развития показывает, что одной из наиболее важных проблем, негативно влияющих на овладение данными видами деятельности, являются трудности понимания и включения в игры предметов-заместителей. Это приводит к формализации предметно-игровых действий, не дает возможность развиваться игровому замыслу, существенно сокращает содержательную сторону игры, придавая ей характер многократных повторений ранее освоенных способов действий с предметами и игрушками, цепочек игровых действий (даже при наличии признаков ролевого поведения).
Основу для развития предметной и игровой деятельности ребенка с комплексными нарушениями развития составляют совместно-разделенные действия, построенные на подражательной основе. Взрослый демонстрирует образец игрового поведения всеми способами, доступными пониманию ребенком и хотя бы частичной реализации им (зрительно, тактильно-осязательно, жестово-мимически, вербально).
При знакомстве с новой игрой, в зависимости от ее содержания, целесообразно создавать условия для целостного и детализированного (поэтапного) анализа предметно-игровых действий. Для его осуществления используются знакомые жесты; прием «рука в руку», который позволяет направить внимание ребенка на разные характеристики предмета, стимулировать самостоятельные познавательные действия. Уместно выполнение дошкольником анализирующих движений сразу двумя руками. Степень участия взрослого в предметно-игровой деятельности меняется в зависимости от новизны предмета или действий с ними; количества этапов, из которых состоит игровое действие; активности ребенка и т. д. Важным аспектом в работе с дошкольником с комплексными нарушениями развития является предоставление ему возможности самостоятельного манипулирования и игр с различными объектами окружающей среды при сохранении контролирующей функции взрослого. Она может быть направлена на предупреждение появления самостимулирующих действий, непродуктивности игрового поведения. В связи с наличием трудностей осознания заместительного значения игрушек по отношению к объектам и явлениям окружающего мира (тенденции к прямому переносу способа предметно-игрового действия с игрушки на реальные объекты и обратно) большое внимание на всех этапах коррекционно-развивающей работы уделяется обучению действиям с предметами-заместителями. Внимание ребенка обращается на критерии их выбора, адекватность использования в различных игровых ситуациях. Особое значение это приобретает на этапе формирования сюжетной игры, где активно используются куклы или игрушки, изображающие животных. С целью профилактики появления неадекватных действий (кормление куклы настоящей пищей) в качестве участника в игры привлекается другой взрослый или сверстник. Ребенку демонстрируются близкие по содержанию, но различающиеся по реализации образцы ролевого поведения в парах: человек и объект его действий, кукла и предмет-заместитель. Например: мытье ребенком рук с мылом и имитация этих действий с помощью жестов, одевание ребенка на прогулку и имитация этих действий с куклой. Игры, обеспечивающие формирование предметно-игровой деятельности, проводятся индивидуально или малыми группами по 2–3 ребенка. При необходимости к организации игр привлекается второй взрослый.
Для реализации предметно-игровых действий используются игрушки, различные предметы окружающей среды. Следует обратить внимание на их внешние качества и функциональные свойства, которые могут как увеличить степень познавательной активности, так и снизить ее. Например, яркие, но естественные цвета предметов привлекают внимание ребенка, способствуют развитию мотивации к действиям с ними. Звучащие предметы и игрушки также усиливают интерес ребенка, в то время как заводные, длинноворсовые могут вызвать защитно-оборонительные реакции, отказ от участия в совместной деятельности. Большее значение в процессе организации работы по развитию
предметно-игровой деятельности ребенка с комплексными нарушениями имеет выбор средств коммуникации, так как именно они обеспечивают полноту понимания и реализации поставленной перед дошкольником задачи. Поэтому в зависимости от тяжести нарушений зрения, слуха, движений соотношение вербальных и невербальных средств общения, а также использование наглядно-тактильных, наглядно-зрительных и наглядно-слуховых приемов развития игровой деятельности может и должно изменяться даже в условиях реализации одной обучающей задачи.
Учитывая возрастные закономерности и этапы развития игровой деятельности в дошкольном возрасте, условно можно выделить следующие группы игр с детьми с тяжелыми нарушениями зрения и слуха, направленные на формирование предметно- игровых действий :
1. Предметно-манипулятивные игры;
2. Игры на развитие орудийных действий;
3. Игры с предметами-заместителями;
4. Сюжетно-отобразительные игры;
5. Сюжетно-ролевые игры (игры с элементами ролевого поведения).
«ТАКИЕ РАЗНЫЕ ИГРУШКИ»
Цель: формирование навыка различения предметов, отличающихся по форме, фактуре, характеру действий с ними; развитие мелкой моторики, тактильно-двигательных ощущений.
Оборудование: игрушки одной величины: резиновый мячик, деревянный кубик (2 комплекта); наклонная поверхность («горка»).
Ход игры:
Первый этап. Взрослый предлагает ребенку последовательно рассмотреть (ощупать) мячик, кубик, наклонную поверхность. Затем располагает руку ребенка, в которой находится мячик, на вершине «горки», а другую — у ее основания. Помогая отпустить мячик, педагог комментирует: «Катится». Предлагает ребенку выполнить аналогичное действие с кубиком («не получается», «не катится»). Таким образом, в ходе ориентировочно-исследовательской деятельности формируется ориентировка на различия в функциональных свойствах предметов.
Второй этап. Взрослый руками ребенка ощупывает один из предметов, обращая внимание на его форму (наличие углов, изменчивость/сохранность контура предмета в процессе надавливания, сопровождая действия словами «вот какой». Затем с игрушкой выполняются характерные действия. Например, рука ребенка располагается на мяче, а взрослый помогает ему прокатить мяч одной, затем другой рукой из стороны в сторону. При этом свободная рука ребенка лежит на столе,выполняя функцию условной границы движения. Движение мяча рукой сопровождается называнием действия ребенка — «я качу», действия предмета — «катится» и соответствующим жестом. Внимание ребенка обращается на ощущение изменения положения мяча в ладони во время его движения.
Таким же образом происходит знакомство с кубиком. Для характеристики действия используются обозначения «я не качу», «не катится», соответствующий жест. Так же как и в процессе действий с мячом, внимание ребенка обращается на ощущение изменения положения предмета в ладони, а именно отсутствие дополнительных ощущений. Затем взрослый вкладывает в руку ребенка один из предметов и предлагает поиграть с ним, т. е. определить, катится или не катится данный предмет.
На следующем этапе взрослый знакомит с новым функциональным свойством мяча — способностью отталкиваться от поверхности. Для этого рукой ребенка воспроизводятся постукивающие движения по мячу,сопровождаемые словами «прыгает» и соответствующим жестом. Они не должны быть сильными и воспроизводятся на небольшом расстоянии от поверхности. Внимание ребенка обращается на непостоянство ощущений мяча в ладони. Аналогичные действия осуществляются с кубиком, чтобы демонстрировать отсутствие у данного предмета способности отталкиваться от поверхности. Затем перед ребенком располагают оба предмета, помогают ощупать их, поиграть с каждым из них и, используя второй комплект игрушек, предлагают поочередно найти каждый из них — «найди такой же», «где такой?», «такой». В дальнейшем это задание выполняется ребенком самостоятельно. Постепенно в игру вводятся новые игрушки, обладающие иными свойствами и качествами, увеличивается их количество.
«СОБЕРИ В КОРОБКУ»
Цель: формирование навыка различения предметов, отличающихся по форме, величине, фактуре; развитие мелкой моторики, формирование различных видов захвата, развитие тактильно-двигательных ощущений.
Оборудование: 5–7 предметов среднего и маленького размера, помещающиеся в ладонь и требующие захвата пальцами ( например: мячик, карандаш, кубик, пуговица, катушка ниток, небольшого размера коробка, в которую поместятся все эти предметы.
Ход игры : взрослый раскладывает перед ребенком все предметы и ставит коробку. Руками ребенка взрослый ощупывает предметы, проводя по всем из них сразу (создавая ощущение множества, и также демонстрирует наличие коробки. Одна рука ребенка фиксируется на коробке. Другую руку ребенка взрослый направляет к одному из предметов, стимулируя его захват, удержание, перемещение и помещение в коробку. Важно, чтобы предмет опускался в коробку медленно, плавно. Затем по аналогии ребенок выполняет действия с другими предметами самостоятельно. Взрослый обращает внимание на характер захвата и удержания предметов. При необходимости исправляет положение кистей и пальцев рук ребенка. Во время игры используются знакомые детям названия предметов, жестовые и вербальные обозначения характера и направления движения («здесь», «там», «туда», «оттуда», «плавно», «медленно»). Усложнение игры возможно за счет увеличения количества пред-
метов, введения требований по дифференцированному размещению предметов в разных коробках на основании ощущений от вида захвата (ладонью или пальцами, формы, величины, фактуры предметов.
«САЧОК»
Цель: формирование орудийных действий, развитие мелкой моторики, тактильно-двигательных ощущений; формирование навыка различения предметов по величине.
Оборудование: коробка с предметами, размер которых должен со-
впадать с размером сачка, и 2–3 предмета, отличающихся по размеру
от остальных; 2 сачка, один из которых без сетки для удержания пред-
метов.
Ход игры : взрослый демонстрирует игровые атрибуты (коробку и игрушки в ней, сачок с сеткой, ощупывая каждый из них совместно с ребенком. Коробка ставится перед ребенком, одной рукой он придерживает ее. Взрослый предлагает взять сачок свободной рукой и «достать», «поймать» игрушку, помогая захватить сачок, направить его в сторону коробки и опустить; захватить и вытянуть предмет, достать его из сачка, положить на стол. По аналогии ребенок выполняет действия с остальными предметами самостоятельно.
Затем все игрушки снова помещаются в коробку, но ребенку предлагается использовать сачок без сетки. В процессе выполнения задания он должен обнаружить отсутствие важного функционального элемента у данного предмета, без которого задание выполнить невозможно. Затем все игрушки снова помещаются в коробку, но к ним добавляются предметы иного размера, при извлечении из коробки которых могут возникнуть проблемы в связи с их очень маленьким или большим размером. В процессе выполнения задания ребенок должен обнаружить несоответствие размеров сетки сачка величине предмета или сложности захвата мелких игрушек. Во время игры используются знакомые детям названия предметов, жестовые и вербальные обозначения характера и направления движения («здесь», «там», «туда», «оттуда»). Усложнение игры : перед ее началом ребенку можно предложить выбрать целый сачок из двух; самостоятельно провести отбор игрушек, установив соответствие их размера величине сетки сачка.