Приложение МААМ

Дидактические игры по развитию предметно-игровой деятельности у детей с комплексными нарушениями

Воронова С А
Дидактические игры по развитию предметно-игровой деятельности у детей с комплексными нарушениями

Дидактические игры по развитию предметно — игровой деятельности у детей с комплексными нарушениями.

Предметная и игровая деятельность являются важнейшими составляющими развития познавательной сферы дошкольника с комплексными нарушениями развития. Манипуляции и действия с предметами обеспечивают одновременно чувственную и практическую основу освоения окружающего мира, актуализируют ранее сформированные представления, создают предметно-практическую базу для развития мыслительных операций, развивают знаково-символическую функцию мышления и речи.

Публикация «Дидактические игры по развитию предметно-игровой деятельности у детей с комплексными нарушениями» размещена в разделах

Необходимость выделения данного направления в качестве самостоятельного аспекта коррекционно-развивающей работы обусловлена особенностями развития предметно-манипулятивной и игровой деятельности при комплексных нарушениях развития, которые наблюдаются как в дошкольном, так и в школьном возрасте. У таких детей одной возрастной группы наблюдаются разные этапы сформированности предметной и игровой деятельности, а освоение каждого из них занимает длительный срок. В одних случаях это стереотипные,повторяющиеся действия с предметами, направленные в большей мере на самостимуляцию. В других случаях — специфические манипуляции и предметные действия, основанные на выделении их свойств и качеств.

В третьих — предметно-игровые действия процессуального характера. У слепоглухих младших школьников, которые уже имеют опыт системати-ческого обучения, могут наблюдаться элементы ролевой игры : создание игрового замысла, распределение ролей, выбор игровых атрибутов. Анализ содержания всех этапов спонтанного и целенаправленного развития предметных и игровых действий у детей с комплексными нарушениями развития показывает, что одной из наиболее важных проблем, негативно влияющих на овладение данными видами деятельности, являются трудности понимания и включения в игры предметов-заместителей. Это приводит к формализации предметно-игровых действий, не дает возможность развиваться игровому замыслу, существенно сокращает содержательную сторону игры, придавая ей характер многократных повторений ранее освоенных способов действий с предметами и игрушками, цепочек игровых действий (даже при наличии признаков ролевого поведения).

Основу для развития предметной и игровой деятельности ребенка с комплексными нарушениями развития составляют совместно-разделенные действия, построенные на подражательной основе. Взрослый демонстрирует образец игрового поведения всеми способами, доступными пониманию ребенком и хотя бы частичной реализации им (зрительно, тактильно-осязательно, жестово-мимически, вербально).

При знакомстве с новой игрой, в зависимости от ее содержания, целесообразно создавать условия для целостного и детализированного (поэтапного) анализа предметно-игровых действий. Для его осуществления используются знакомые жесты; прием «рука в руку», который позволяет направить внимание ребенка на разные характеристики предмета, стимулировать самостоятельные познавательные действия. Уместно выполнение дошкольником анализирующих движений сразу двумя руками. Степень участия взрослого в предметно-игровой деятельности меняется в зависимости от новизны предмета или действий с ними; количества этапов, из которых состоит игровое действие; активности ребенка и т. д. Важным аспектом в работе с дошкольником с комплексными нарушениями развития является предоставление ему возможности самостоятельного манипулирования и игр с различными объектами окружающей среды при сохранении контролирующей функции взрослого. Она может быть направлена на предупреждение появления самостимулирующих действий, непродуктивности игрового поведения. В связи с наличием трудностей осознания заместительного значения игрушек по отношению к объектам и явлениям окружающего мира (тенденции к прямому переносу способа предметно-игрового действия с игрушки на реальные объекты и обратно) большое внимание на всех этапах коррекционно-развивающей работы уделяется обучению действиям с предметами-заместителями. Внимание ребенка обращается на критерии их выбора, адекватность использования в различных игровых ситуациях. Особое значение это приобретает на этапе формирования сюжетной игры, где активно используются куклы или игрушки, изображающие животных. С целью профилактики появления неадекватных действий (кормление куклы настоящей пищей) в качестве участника в игры привлекается другой взрослый или сверстник. Ребенку демонстрируются близкие по содержанию, но различающиеся по реализации образцы ролевого поведения в парах: человек и объект его действий, кукла и предмет-заместитель. Например: мытье ребенком рук с мылом и имитация этих действий с помощью жестов, одевание ребенка на прогулку и имитация этих действий с куклой. Игры, обеспечивающие формирование предметно-игровой деятельности, проводятся индивидуально или малыми группами по 2–3 ребенка. При необходимости к организации игр привлекается второй взрослый.

Для реализации предметно-игровых действий используются игрушки, различные предметы окружающей среды. Следует обратить внимание на их внешние качества и функциональные свойства, которые могут как увеличить степень познавательной активности, так и снизить ее. Например, яркие, но естественные цвета предметов привлекают внимание ребенка, способствуют развитию мотивации к действиям с ними. Звучащие предметы и игрушки также усиливают интерес ребенка, в то время как заводные, длинноворсовые могут вызвать защитно-оборонительные реакции, отказ от участия в совместной деятельности. Большее значение в процессе организации работы по развитию

предметно-игровой деятельности ребенка с комплексными нарушениями имеет выбор средств коммуникации, так как именно они обеспечивают полноту понимания и реализации поставленной перед дошкольником задачи. Поэтому в зависимости от тяжести нарушений зрения, слуха, движений соотношение вербальных и невербальных средств общения, а также использование наглядно-тактильных, наглядно-зрительных и наглядно-слуховых приемов развития игровой деятельности может и должно изменяться даже в условиях реализации одной обучающей задачи.

Учитывая возрастные закономерности и этапы развития игровой деятельности в дошкольном возрасте, условно можно выделить следующие группы игр с детьми с тяжелыми нарушениями зрения и слуха, направленные на формирование предметно- игровых действий :

1. Предметно-манипулятивные игры;

2. Игры на развитие орудийных действий;

3. Игры с предметами-заместителями;

4. Сюжетно-отобразительные игры;

5. Сюжетно-ролевые игры (игры с элементами ролевого поведения).

«ТАКИЕ РАЗНЫЕ ИГРУШКИ»

Цель: формирование навыка различения предметов, отличающихся по форме, фактуре, характеру действий с ними; развитие мелкой моторики, тактильно-двигательных ощущений.

Оборудование: игрушки одной величины: резиновый мячик, деревянный кубик (2 комплекта); наклонная поверхность («горка»).

Ход игры:

Первый этап. Взрослый предлагает ребенку последовательно рассмотреть (ощупать) мячик, кубик, наклонную поверхность. Затем располагает руку ребенка, в которой находится мячик, на вершине «горки», а другую — у ее основания. Помогая отпустить мячик, педагог комментирует: «Катится». Предлагает ребенку выполнить аналогичное действие с кубиком («не получается», «не катится»). Таким образом, в ходе ориентировочно-исследовательской деятельности формируется ориентировка на различия в функциональных свойствах предметов.

Второй этап. Взрослый руками ребенка ощупывает один из предметов, обращая внимание на его форму (наличие углов, изменчивость/сохранность контура предмета в процессе надавливания, сопровождая действия словами «вот какой». Затем с игрушкой выполняются характерные действия. Например, рука ребенка располагается на мяче, а взрослый помогает ему прокатить мяч одной, затем другой рукой из стороны в сторону. При этом свободная рука ребенка лежит на столе,выполняя функцию условной границы движения. Движение мяча рукой сопровождается называнием действия ребенка — «я качу», действия предмета — «катится» и соответствующим жестом. Внимание ребенка обращается на ощущение изменения положения мяча в ладони во время его движения.

Таким же образом происходит знакомство с кубиком. Для характеристики действия используются обозначения «я не качу», «не катится», соответствующий жест. Так же как и в процессе действий с мячом, внимание ребенка обращается на ощущение изменения положения предмета в ладони, а именно отсутствие дополнительных ощущений. Затем взрослый вкладывает в руку ребенка один из предметов и предлагает поиграть с ним, т. е. определить, катится или не катится данный предмет.

На следующем этапе взрослый знакомит с новым функциональным свойством мяча — способностью отталкиваться от поверхности. Для этого рукой ребенка воспроизводятся постукивающие движения по мячу,сопровождаемые словами «прыгает» и соответствующим жестом. Они не должны быть сильными и воспроизводятся на небольшом расстоянии от поверхности. Внимание ребенка обращается на непостоянство ощущений мяча в ладони. Аналогичные действия осуществляются с кубиком, чтобы демонстрировать отсутствие у данного предмета способности отталкиваться от поверхности. Затем перед ребенком располагают оба предмета, помогают ощупать их, поиграть с каждым из них и, используя второй комплект игрушек, предлагают поочередно найти каждый из них — «найди такой же», «где такой?», «такой». В дальнейшем это задание выполняется ребенком самостоятельно. Постепенно в игру вводятся новые игрушки, обладающие иными свойствами и качествами, увеличивается их количество.

«СОБЕРИ В КОРОБКУ»

Цель: формирование навыка различения предметов, отличающихся по форме, величине, фактуре; развитие мелкой моторики, формирование различных видов захвата, развитие тактильно-двигательных ощущений.

Оборудование: 5–7 предметов среднего и маленького размера, помещающиеся в ладонь и требующие захвата пальцами ( например: мячик, карандаш, кубик, пуговица, катушка ниток, небольшого размера коробка, в которую поместятся все эти предметы.

Ход игры : взрослый раскладывает перед ребенком все предметы и ставит коробку. Руками ребенка взрослый ощупывает предметы, проводя по всем из них сразу (создавая ощущение множества, и также демонстрирует наличие коробки. Одна рука ребенка фиксируется на коробке. Другую руку ребенка взрослый направляет к одному из предметов, стимулируя его захват, удержание, перемещение и помещение в коробку. Важно, чтобы предмет опускался в коробку медленно, плавно. Затем по аналогии ребенок выполняет действия с другими предметами самостоятельно. Взрослый обращает внимание на характер захвата и удержания предметов. При необходимости исправляет положение кистей и пальцев рук ребенка. Во время игры используются знакомые детям названия предметов, жестовые и вербальные обозначения характера и направления движения («здесь», «там», «туда», «оттуда», «плавно», «медленно»). Усложнение игры возможно за счет увеличения количества пред-

метов, введения требований по дифференцированному размещению предметов в разных коробках на основании ощущений от вида захвата (ладонью или пальцами, формы, величины, фактуры предметов.

«САЧОК»

Цель: формирование орудийных действий, развитие мелкой моторики, тактильно-двигательных ощущений; формирование навыка различения предметов по величине.

Оборудование: коробка с предметами, размер которых должен со-

впадать с размером сачка, и 2–3 предмета, отличающихся по размеру

от остальных; 2 сачка, один из которых без сетки для удержания пред-

метов.

Ход игры : взрослый демонстрирует игровые атрибуты (коробку и игрушки в ней, сачок с сеткой, ощупывая каждый из них совместно с ребенком. Коробка ставится перед ребенком, одной рукой он придерживает ее. Взрослый предлагает взять сачок свободной рукой и «достать», «поймать» игрушку, помогая захватить сачок, направить его в сторону коробки и опустить; захватить и вытянуть предмет, достать его из сачка, положить на стол. По аналогии ребенок выполняет действия с остальными предметами самостоятельно.

Затем все игрушки снова помещаются в коробку, но ребенку предлагается использовать сачок без сетки. В процессе выполнения задания он должен обнаружить отсутствие важного функционального элемента у данного предмета, без которого задание выполнить невозможно. Затем все игрушки снова помещаются в коробку, но к ним добавляются предметы иного размера, при извлечении из коробки которых могут возникнуть проблемы в связи с их очень маленьким или большим размером. В процессе выполнения задания ребенок должен обнаружить несоответствие размеров сетки сачка величине предмета или сложности захвата мелких игрушек. Во время игры используются знакомые детям названия предметов, жестовые и вербальные обозначения характера и направления движения («здесь», «там», «туда», «оттуда»). Усложнение игры : перед ее началом ребенку можно предложить выбрать целый сачок из двух; самостоятельно провести отбор игрушек, установив соответствие их размера величине сетки сачка.

Публикации по теме:

Активизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игрыАктивизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игры Здравствуйте, уважаемые коллеги, хочу представить Вашему вниманию дидактические игры по развитию речи, сделанные из таких материалов, как.

Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Магазин» как средство стимулирования самостоятельной игровой деятельности детейАтрибуты для сюжетно-ролевой игры «Магазин» как средство стимулирования самостоятельной игровой деятельности детей Самое начало жизни ребенка, это дошкольный возраст, когда он только начинает осознавать себя личностью с собственными желаниями и возможностями.

Дидактические игры по развитию восприятия цвета для детей раннего возрастаДидактические игры по развитию восприятия цвета для детей раннего возраста Предлагаю вам игры, изготовленные своими руками, которые способствуют развитию восприятия цвета. Авторская дидактическая игра «Подбери солнышко».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры по развитию предметно-игровой деятельности у детей с комплексными нарушениями
Опубликовано: 11 апреля 2025 в 10:07
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические игры по развитию предметно-игровой деятельности у детей с комплексными нарушениями» (включая файлы) размещена пользователем Воронова С А (УИ 2486934) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 апреля 2025 четверг
День заботы о зубах!
Международный день скульптуры
Прививки - это серьезно!
25 апреля 2025 пятница
День пингвинов и южного сияния!
Осторожно, открытое окно!
Чемпионат по запуску бумажных самолетиков
День юных защитников природы!

Купить готовые материалы: конспекты с наглядным и дидактическим материалом для проведения занятий по экологии.
День дочери в России



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД